Смекни!
smekni.com

Дидактические возможности отдельных методов обучения на уроках литературы в старших классах (стр. 14 из 16)

В работах старшеклассников прслеживается взаимосвязь с происходящими в стране событиями, чувствами поэта, его мысли, взгляды на происходящее. Представление Тютчева о России как о незыблемом “утесе”оказалось сильно поколебимыми событиями крымской войны 1853-1856 годов. С болью и тревогой следил поэт за ходом и восхищался героизмом севастопольцев.

Мария Б. и Наталья К. характеризуя творчество поэта не могли не сказать о их стихах, о природе, о любви Тютчева: “Весенняя гроза”,”Летний вечер”,”Видение”,”Бессоница”,”Утро в горах”,”Еще шумел весенний день….”,”Вечер”,”Безумие”. И стихи Фета такие как”Печальная береза”,”Чудная картина”,”На заре ты ее не буди…”,”Я пришел к тебе с приветом…”,”Серенада”,”Шепот, робкое дыханье…”

Останавливая свой выбор на этих стихах учащиеся глубоко прочувствовали и поняли, что же хотел сказать автор. Заметили и то, что в стихах идея торжества природы и человека проникает собой в лирикук Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Природа-такое же одушевленное, “разумное”существо, что и человек.

Подтверждая свои ответы цитатами, например, работа Ирины Б. :

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Через обращение к природе Тютчев раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний. Аналогии между явлениями внешнего и внутреннего мира часто проводятся поэтом посредством образного паралеллизма. Не редко представление о тождестве явлений происходящих в природе и в душе человека, он подчеркивает самой компазицией стихотворений. Например, стихи: “Фонтан”,”Еще земли печален вид…”,”Поток сгустился и тускнеет…”

В разлуке есть высокое значенье:

Как не люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек…

Елена Ч. в своей работе отметила, что поэзия Тютчева – это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху крушения веками складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознает “обломком старых поколений”, вынуждены уступить дорогу “новому молдому племени”.

Свой ответ Елена подверждает отрывком из стихотворения:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет, -

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем размета.

Из работы видно, что ученица знакома не только с текстом стихотворения, но и хорошо знает критические статьи по данной теме. Правильно понимает текст стихотворений, умеет объяснить взаимосвязь событий и фактов.

Наталья Л. анализируя стихотворение “Как неожиданно и ярко….” Отмечает, что в творческом представлении поэта яркость и мимолетность “радужного ведения” влечет за собой иной образ – яркого и мимолетного человеческого счастья.Появляется новая строфа, и пейзаж в стихах преобретает смысл филосовского иносказания:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другими в облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

Другой пример стихотворения “Слезы людские, о слезы людские….”

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,-

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Ирина замечает, что беспросветный осенний дождь внушает поэту мысль о столь же беспросветном людском горе, и он пишет стихи не о дожде, а о слезах. Однако вся интонация, весь ритмический строй стихотворения проникнуты звуком падающих дождевых капель.

Работа Анатолия С. отличается тем, что ученик при анализе стихотворение делает доказательные выводы, пользуется навыками и знаниями разбора, привлекая стихотворный текст для аргументации своих выводов. Чародей русского поэтического языка, мастер стиха, Тютчев был крайне взыскателен к каждому написанному им слову и понимал, как трудно оно дается художнику. В своем знаменитом стихотворении “Silentium!” (“Молчание!”) поэт признавался:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

И делает вывод, что стихи Тютчева служат доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй “таинственно – волшебных дум”, они, вопреки его собственному сомнению, все больше находят путь к сердцу другого.

Вот, например, работа Маши Б.:анализируя стихотворения “Фонтан”, “Еще земли печален вид” говорит о том, что стихотворение состоит из двух равных строф: в первой дается образ природы, во второй раскрывается его иносказательный смысл:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышит

И елей ветви шевелит.

К этим стихам близко по своей композиции и стихотворения “В душном воздухе молчанья …”. еще ограниченее, в виде “двух проявлений стихий одной”,показана тождество природы и человека стихотворении “Волна и дума”. Во многих стихах Тютчева прямой образный паралелизм отсутствует, но угадываеся в своеобразном символистическом подтексте.

Ирина М. сделала общий анализ некоторых стихотворений, стараясь выразить внутрений мир поэта через обращение его к природе, где природа изображается через глубокое эмоциональное восприятие человека, стремящегося слиться с нею, ощутить себя частицей великого целого, вкусить “благодать земного самозабвения” .”Тютчеву были ведомы и минуты мучительного сознания, что между природой и человеком существует трагическое противоречие. Природа вечно неизменна. Не таков человек – “царь земли” и в то же время “мысляший тростник”, быстро вянущий “злак земной”. ”

Делая анализ стихотворных текстов были выделены все изобразительно – выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения и другие; определена тема стихотворения, идея, композиционные особенности.

Вот например работа Светы П. : анализируя стихотворение А.А.Фета “Я пришел к тебе с приветом”. Определяет какой теме посвящено это стихотворение, каким смыслом и чувством проникнута концовка; как связаны между собой стихотворения предметы внешнего мира и чувства героя. Найдено в стихотворении главное слово скрепляющее строфу со строфой его роль в развитии лирического сюжета.

Тема любви, все происходящее выражено в прошедшем времени. Но вот концовка:

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет.

Сочетание прошедшего с настоящим говорит о том, что воспоминания и сейчас переживаемое имеет у Фета свое продолжение, разворачивается мотив философский.

В работе Любы П. при анализе стихотворения А.А.Фета “Ласточки пропали” выделяет тему, композиционные особенности, метафоры, эпитеты, определяет стихотворный размер.

1.Тема. В этом стихотворении описывается природа, где человек имеет тоже важное значение.

2. Композиционной особенностью этого стихотворения является то, что его можно разделить на две части: первом и во втором столбиках говорится о природе, о пейзаже; вечер переходит в ночь: “С вечера все спится ….ночью ветер злится…” . В третьем и в четвертом столбиках говорится о герое, который тяжело переносит переход осени к зиме:

Выйдишь – поневоле

Тяжело – хоть плачь!

3. Лист сухой (мертвый) – эпитет.

Грачи – как сеть мелькали – метафора.

Ветер – злится, да стучит в окно – метафора.

Поэт хочет показать, что жизнь бесконечна, осень сменит зима, зиму – весна.

4. Метр – дактиль.

Так же в работе были отмечены: позиция автора, игра мысли и чувств в словах – образах; способ рифмовки; частотность звукобукв в стихотворении.

Так, Николай Г. определяет способ рифмовки в стихотворении:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу

Не решусь ни за что намекнуть.

Способ рифмовки – перекрестный.

Евгений Б. определяет частотность звукобукв в стихотворении.

Оценивая работу учащихся можно отметить таких как Анатолий С. , Дарья К. , Люба П., Наталья К. и других, которые показали хорошие знания не только в знании текстов, но и в умении работать с различными статьями, умении высказывать свою точку зрения.

Вот, например, работа Анатолия С. :

“Мне очень нравятся стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета, потому что он пишет о природе и любви, он практически не пишет о политике. По – моему, Фет много пишет о любви из – за того, что в свое время расстался со своей возлюбленной, Марией Лазич. Он думал, что их брак не состоится из – за его бедности. И Фет уехал от нее.

Прочитывая все больше и больше стихотворений я убеждался в том, что поэт очень любит природу. Он описывает ее так, будто он с ней общается как с человеком, которого ценит и которым дорожит.

Я учил стихотворение “Заря прощается с землей”. Мой выбор остановился на нем, потому что поэт описывает обыкновенный закат очень выразительно. В его строках это звучит как будто этот закат особенный. Достаточно вспомнить несколько строк: