Смекни!
smekni.com

Социология 86 вопросов (стр. 12 из 40)

4. Следующая характеристика социального времени связана с неодинаковым восприятием протяженности времени, но несколько с иных позиций, называемых линейным и циклическим восприятием времени. Считается, что раньше этапы общественного развития, ранние цивилизации воспринимали время преимущественно циклически, в виде циклов, когда последовательные события пройдя определенный круг затем повторяется точно так же или с некоторым изменением еще и еще раз и так до бесконечности. Это было связано с тем, что отсчет времени был привязан к природным циклам (суточным и особенно годовым), которые сами по себе цикличны. В науке, в теории циклический взгляд или циклическая парадигма (точка зрения) выражается в том, что существуют теории цивилизационного, а по сути циклического развития истории, а также открытие несколько разной протяженности циклов. В частности открытие К. Марксом циклов экон. развития. От одного кризиса перепроизводства через падение производства, затем бурный рост производства и новый кризис перепроизводства. В 20-е гг. нынешнего века русский экономист и социолог Николай Кондратьев открыл еще один цикл — названный теорией длинных волн Кондратьева, равный 60-65 годам, когда какое-нибудь значительное научно-техническое открытие внедряемое в производство на протяжении более полувека подталкивает или провоцирует более мелкие открытия, связанные с его производственной реализацией. Второй угол зрения на время — линейное восприятие времени совпадает с ощущением восприятия времени как прогресса. Человечество, отдельное общество идут по пути прогресса, нарабатывая жизненный опыт и улучшая условия жизнедеятельности, и в целом будущее лучше настоящего и тем более лучше прошлого. Гораздо реже эта оценка получает противоположную окраску, это называется синдром апокалипсиса. Т.е. ожидания будущего как катастрофы, всеобщей или частичной. Одним из вариантов линейного восприятия времени является теория стабильного или формационного развития человечества.

Социальное время в обществе, а в современном особенно, выполняет ряд очень важных функций:

· синхронизация одновременных действий. Мы постоянно синхронизируем свое время со временем других людей. Это касается согласования времени деловых встреч, начала лекций и т.д.;

· последовательность и координация социальных действий (писать открытку ко дню рождения нужно до дня рождения). Координация социального времени имеет важное значение в условиях современного разделения труда. Сборка машин и тому подобное может состояться, если только будет изготовлено к определенному сроку соответствующее количество деталей, а они в свою очередь могут быть изготовлены только, если будет завезено определенное сырье. При обратном порядке действий сборка не может осуществиться;

· способность к измерению и связанная с этим стоимость времени, что можно выразить фразой — время деньги. Измеряется время проживания в гостинице, в квартире, время работы и оплачивается. С учетом общественной значимости труда рабочее время разных профессий и категорий оплачивается неодинаково.

Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями, происходящими в тот или иной период обладает целым рядом особенностей (событийность, цикличность, неравномерность, субъективность восприятия, возможность копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х измерений) что позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на будущее.

16.ЦЕНА ВРЕМЕНИ, БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ

Измерение времени делает возможным применение к нему термина «расход времени», «экономия времени», «бюджет времени» В эти понятия преимущественно вкладывают представление о том, что владея, имея 24 часа в сутках человек расходует их неравнозначно, неодинаково. Эту неодинаковость можно оценить и точно измерить. Измерение бюджета времени в социологии были начаты в 19в, а в 20в и особенно во второй половине приобрели регулярный характер. Богатые традиции изучения бюджета времени накоплены в России. Бюджет времени принято делить на рабочее и внерабочее время. До 70-х гг. внерабочее время называли свободным временем. Более глубокое изучение внерабочего времени привело к выделению собственно свободно времени, как времени которое человек волен использовать по своему усмотрению, и введен термин внерабочее время, куда входит и время сна, время приготовления и потребления пищи, соблюдения гигиенических процедур. Это делает внерабочее и свободное время бесспорно не одинаковым. Исследование бюджета времени разных социальных категорий показало, что во-первых, если протяженность рабочего времени у работающих людей более или менее одинаково, но не совсем одинаково, то внерабочее время резко различается, в частности мужчин и женщин (женщина имеет во внерабочем времени по сути второй рабочий день в домашнем хозяйстве). В структуре свободного времени определенное место занимает развлечения, спокойный отдых, общение. По исследованиям начала 90-х гг. общение с собственными детьми занимает у родителей в среднем 15мин в сутки.

Изменение соотношения бюджетов рабочего и внерабочего времени в общей структуре затрат времени имеет непосредственное отношение к социализации личности. Но социализация личности в данном случае зависит не от увеличения внерабочего времени вообще, а от того на что, на удовлетворении каких человеческих нужд оно расходуется. В соц. исследованиях культурной деятельности на досуге используют в основном количественные показатели. В ходе этих исследований фиксируются показатели, касающиеся запросов различных соц. групп в культурных занятиях на досуге, их ориентацией, денежных расходов на культурные нужды, и др. данные свидетельствуют, что по частоте основных форм культурных занятий специалисты с высшим образованием значительно более творчески организуют свой культурный досуг, чем рабочие. Они больше читают, чаще посещают учреждения культуры (музеи, консерватории, театры) и спортивные. Рабочие в свою очередь больше проводят время вперед телевизором, в художественной самодеятельности. Таким образом, досуг рабочих в большей степени проходит на массовых, общедоступных культурных мероприятиях, не требующих специальной эстетической подготовки.

Итак, внерабочее время тоже имеет свою стоимость. Соц. время можно копить и расходовать как деньги. Причем бюджетом времени можно манипулировать.

17.ПОНЯТИЕ ТЕНДЕНЦИИ

В соц. времени нужно еще упомянуть 1 черту: в отличие от астрономического, соц. Время имеет 3 измерения — прошлое, настоящее и будущее. Наше прошлое время наполненное событиями, делами влияет на настоящее, и в какой-то степени его определяет. В экономике мы можем использовать тот потенциал, что создано раньше. А настоящее время влияет на будущее. И это называется историческим детерминизмом (обусловленностью). Из взаимосвязи этих 3 измерений можно выделить какую-то повторяющуюся связь, систему повторяющихся явлений, то, что мы называем тенденцией. Она выводится только из взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Т.е. тенденция — направление в котором совершается развитие какого-либо социального явления, процесса.

Например, в полит. сфере российского общества за последнее десятилетие говорят о положительных и отрицательных тенденциях. К позитивным тенденциям относят — либерализация общественной жизни, демократизация полит. отношений и всех полит. институтов. Негативные тенденции — обострение соц.-полит. противоречий, развитие и углубление всеобщего кризиса (политического, экономического, финансового).

На основе выявления тенденций в разных сферах жизни становиться возможным прогнозирование. Прогноз на основании тенденций возможен только в условиях стабильного развития. Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями, происходящими в тот или иной период обладает целым рядом особенностей (событийность, цикличность, неравномерность, субъективность восприятия, возможность копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х измерений) что позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на будущее.

18.СОЦАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание различных видов связей, которые в свою очередь распадаются на экономические (производственные финансовые, торговые, потребительские, и т.д.), политические, правовые, культурные и т.д. Так Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства. Многие социологи 19 и 20вв как на западе, так и в России считали главным объектом исследований социальные институты. Они обосновывали приоритетность изучения социальных институтов тем, что фактически все многообразие взаимоотношений и социальных связей, складывающихся в обществе как между индивидуумами, так и между группами, реализуются через социальные институты. Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей.