Смекни!
smekni.com

Социология 86 вопросов (стр. 33 из 40)

Социальные ценности можно классифицировать:

· политические — патриотизм, гражданственность, демократия, свобода, права;

· религиозные — заповеди, символы;

· нравственные — честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность;

· экономические — деньги, благополучие, собственность;

· эстетические — язык, традиции, культура и т.д.

В любом обществе, как правило, существуют разные ценности — традиционные и новые, общезначимые и корпоративные, и они нередко представляют собой противоречия — (быть милосердным значит — отдавать, богатым — брать). Отсюда: история человеческого общества — история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти из ситуации этой борьбы разных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные, общезначимые ценности — общечеловеческие ценности. Относительно бесспорным являются такие ценности, как демократия, религиозные ценности. Тем более, что в мировых религиях многие заповеди совпадают, и в настоящее время поиск общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями:

1. высшие структуры этик конфессий осуществляют этот поиск,

2. часть верующей интеллигенции пытается это сделать.

Поиск общечеловеческих ценностей идет и в области экономики — что считать ценностью либерализм или социальную справедливость. Общечеловеческие ценности — это желаемый, но пока не очень ясный ориентир, над которым человечество сейчас работает.

66.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ, ГРУППЫ, ОБЩЕСТВА

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Ценности позволяют личности выработать ценностные ориентации, внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру, к своим поступкам. Ценностные ориентации — это то, что представляется нам более значимым для человека, это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. В христианской морали, например, Десять заповедей формируют ценностные ориентации, которые признают: ценность человеческой жизни — «не убий», ценность верности — «не прелюбодействуй» и т.д. Существуют ценностные ориентации личности, группы и общества в целом. Групповые ценности — свойственные какой-то организации, малой группе — корпоративные ценности. Например ценность для производственной корпорации может быть экон. стабильность фирмы. Эти ценности формируют ценностную ориентацию для членов корпорации. Общественные ценности — господствующие в том или ином обществе. Эти ценности формируют ценностные ориентацию общества. Ценностные ориентации личности могут в какой-то мере различаться в разных обществах. В американском обществе высоко ценят такие ценности как уверенность в себе, умение владеть собой, напористость, для личности характерна ориентация на личный успех в жизни. В индийском обществе ценят традиционные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Насколько сильно отличаются культуры различных обществ, настолько могут различаться и их ценностные ориентации.

Последние опросы свидетельствуют, что среди ценностных ориентацией личности лидируют: здоровье, семья, материальное благосостояние, безопасность, стабильность, демократия, богатство, любовь, коллективизм, патриотизм, религиозные ценности.

Социальные ценности можно классифицировать:

· политические — патриотизм, гражданственность, демократия, свобода, права;

· религиозные — заповеди, символы;

· нравственные — честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность;

· экономические — деньги, благополучие, собственность;

· эстетические — язык, традиции, культура и т.д.

В обществе формируется ценностные ориентации, т.е. имеющиеся ценности становятся ориентирами для всех, большинства или многих граждан. И они живут, действуют, строят свою жизнь в соответствии с этими ценностями. В любом обществе, как правило, существуют разные ценности — традиционные и новые, общезначимые и корпоративные, и они нередко представляют собой противоречия — (быть милосердным значит — отдавать, богатым — брать). Отсюда: история человеческого общества — история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти из ситуации этой борьбы разных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные, общезначимые ценности — общечеловеческие ценности. Относительно бесспорным являются такие ценности, как демократия, религиозные ценности. Тем более, что в мировых религиях многие заповеди совпадают, и в настоящее время поиск общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями:

1. высшие структуры этик конфессий осуществляют этот поиск,

2. часть верующей интеллигенции пытается это сделать.

Поиск общечеловеческих ценностей в области экономики …

Общечеловеческие ценности — это желаемый, но пока не очень ясный ориентир, над которым человечество сейчас работает. Специфика нашего общества в том, что у нас период смены ценностных ориентаций.

67.СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Общество представляет собой не механическое соединение индивидов, а систему их взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их общностями и группами (семья, трудовой коллектив, соседи, этнос и т.д.). В процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или данной социальной группе. Вместе с тем, каждый из индивидов иногда нарушает в силу каких-то причин некоторые правила и нормы, а некоторые делают это часто, отклоняясь от принятых в обществе норм. Социальные нормы — это регуляторы нашего повседневного поведения в обществе (как мы общаемся др. с др. и т.д.). Соц. нормы имеют свойство передаваться по наследству, сохраняться, но и частично обновляться. Существуют нормативные процессы сохранения и обновления соц. норм. Если в обществе ревностно заботиться лишь о сохранении норм, то оно теряет динамику, становиться архаичным. Другая крайность, когда общество уничтожает большую часть соц. норм, а то и все общепринятые нормы, такую ситуацию Э. Дюркгейм назвал аномией (когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы). Такая ситуация грозит анархией и распадом самого общества, т.е. социальные нормы играют важную роль в обществе, способствуя его стабильности и сохранности.

Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда входят, формальные нормы, т.е. нормы оформленные в виде каких-либо официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим. Кроме того существуют традиции, которыми мы руководствуемся. Нормы устанавливает и мораль. Есть эстетические нормы, религиозные.

Соц. нормы выполняют в обществе ряд функций и подразделяются на:

1. норы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б) запрещающие, в) дозволяющие;

2. институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют определенные институты;

3. конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон.

Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное.

Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и прежде всего в 2 аспектах:

1. что считать нормой и отклонением,

2. почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место.

Классическими видами девиантного поведения признаны преступления, правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания — преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось, что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы, их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения являются постоянно незавершенной.

В 19в большую роль в криминалистике и социологии девиантного поведения сыграла теория Ламброзо, согласно которой предрасположенность к преступлениям и правонарушениям заложена в некоторых людях изначально (врожденная предрасположенность). Он назвал ряд внешних данных, согласно которых уже в ребенке можно распознать некоторых преступников. Со временем эта теория была разгромлена. В 20в — теория стигматизации Гофмана. «Стигма» — в Древней Греции клейма, которыми клеймили рабов и скот, преступников. Гофман объяснял возникновение девиантности у некоторых людей тем, что они с рождения или несколько позже являются как бы заклейменными обществом, а основанием этого являются: физические изъяны, расовая принадлежность, отсутствие воли, результат общественного осуждения.

«Теория навешивания ярлыков»: правящая элита создает нормы и всем, кто не подчиняется этим предписаниям навешивают ярлык «аутсайдера» и этот ярлык отгораживает человека от других и заставляет поступать не как все.

Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» размышляет о том, что люди совершают преступления, хотя знают что оно наказуемо, но выгода от преступления получается немедленно, а наказание несколько отстает во времени, и к тому же при некоторой продуманности и создании условий может и совсем не наступить.