Смекни!
smekni.com

Социология 86 вопросов (стр. 22 из 40)

· преобладанием анонимных, деловых, кратковременных контактов в межличностном общении;

· снижением значимости территориальной общности;

· затуханием соседских связей;

· уменьшением роли семей;

· повышение социальной мобильности.

Социология города в рамках которой тоже есть несколько разделов, в которых анализирует характер города и определяет тип города, то как этот город влияет на положение и жизнь людей в них. Города бывают малые (до 100тыс), средние (до 500тыс), и крупные. Существует отдельная статистика городов-миллионеров и городов-гигантов (Москва, Нью-Йорк, Токио). Чем больше город, тем более широкий выбор возможностей работы, отдыха, жилья и т.д. он предоставляет. С другой стороны, крупные города усиливают темп, жизнь в них и напряженней, транспортные проблемы актуальней, выше уровень анонимности проживания. Города так же делятся на столичные и периферийные. У каждого типа свои особенности. Столичные — более ориентированы на мировые образцы культуры, жилья, коммуникаций, общения. Периферийные — более консервативны.

В современном обществе преобладает миграция из села в город. В результате переезда в город большая часть сельского населения овладевает более сложными специальностями и переходит в более высокие социальные слои. Исследование поселенческих общностей пришло к выводу о том, что по мере развития общественного прогресса постоянно происходит повышение роли городов, нарастает процесс урбанизации. Урбанизация — процесс повышения роли города в развитии общества. Главное содержание урбанизации состоит в особых городских отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образа жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение.

Социология города занимается проблемами изучения процессов расселения в городах. Основные тенденции развития расселения в современном обществе обусловлены законом концентрации и возрастающего разнообразия деятельности. Более совершенные средства транспорта, передачи и хранения информации, компактные связи и отношения создают возможности для принципиально новой территориальной организации жизнедеятельности людей. Происходит переход от старых поселений в виде отдельных городов и населенных пунктов к новым, среди которых крупные объединения поселений типа городов — города-агломерации. Это обусловлено, прежде всего потребностью крупных производств, но влечет сосредоточением работников не только производственной сферы, но и непроизводственной (для обслуживания необходима сфера здравоохранения, образования, обслуживания и т.д.). Такие поселения увеличивают возможность доступа к научной, производственной и культурной информации, выбора вида работ, доступа к учебным, медицинским и культурным заведениям.

В американской социологии критерием стратификации является не только доходы и род занятий, но и место проживания. Вполне понятно, что люди проживающие в разных местах имеют различные возможности и социальное положение.

37.СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Социально-этническая стратификация относится к вторичным типам стратификации. Дело в том, что между различными нациями исторически слагались различия не только чисто этнического характера, но и значение социального, соц.-экон., соц.-полит. развития, т.е. сложилось неравенство в условиях жизни, работы, уровня потребления, в характере занятости, уровне механизированности труда, и, наконец, сложилось неравенство политическое, когда одни народы попали в зависимость от др. народов. В силу всех этих обстоятельств мы относим разнообразное деление людей на этносы, нации, народности к одному из типов стратификации.

Ключевым понятием в социально-этнической стратификации является понятие этнос, нация. Сложилась ситуации, когда в российской ситуации и в целом во всех науках и в жизни наиболее употребляемым стало слово «нация». Под нацией понималось исторически сложившаяся общность людей, которая отличается от других своим языком, территорией проживания, традициями, привычками, нормами и ценностями, а в 20в добавилось еще какой-либо формы государственности и общности экон. жизни. Народность считалась национальным образованием более низкого порядка. В западной социологии термин «нация» использовался в другом смысле.

Под «этносом» в мировой социологии понимается исторически сложившаяся общность, которой свойственны общий язык и особенности быта, культуры, привычки, традиции. Понятие нация используется для обозначения государственного образования, учитывая, что это понятие включает несколько этносов. В современном мире с его динамизмом, массовыми миграциями почти не осталось государств монолитных, моноэтнических. В силу этого усилилось и взаимовлияние этносов друг на друга. И социолог Н. Гумилев отмечает, что нет в сущности ни одного этноса, который бы совершенно отличался от др. Например, язык — существуют языковые группы, в рамках которых могут существовать до несколько десятков этносов.

Бесспорно существует национальное самосознание, национальная самоидентификация, т.е. каждый человек относит себя к какому-то этносу, причем всеми людьми признается это право человека самоидентифицировать себя с тем или иным этносом. Это право является легитимным (законным). Национальность — это выражение принадлежности человека к тому или иному этносу.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические проблемы. Когда эти проблемы не находят разрешения, то возникают этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Значительную роль в таких конфликтах играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят полит. характер.

38.ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ

Этносоциология — новое научное направление, возникшее на стыке этнографии и социологии. Этносоциология — дословно переводится как наука о национальных обществах. Но на самом деле она намного обширнее — это отрасль социологии, исследующая происхождение, сущность, функции различных этносов (род, племя, народность, нация) с целью выявления общих закономерностей их взаимодействия и выработки механизмов вписывания в систему сложившихся социальных отношений. Т.е. предметом исследований выступают социальные аспекты жизни и деятельности этнических образований. Этнос — исторически сложившийся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими и относительно стабильными особенностями языка, культуры, быта, а также сознанием единства и отличия от других подобных образований. Этносы различны по численности и степени устойчивости связей.

В последние десятилетия возник интерес к понятию коренного и некоренного народа. Это вызвано тем, что многие малые этносы посчитали себя обиженными в др. странах. Встал вопрос о создании государственности на той или иной территории. А территория, как правило, оказывалась заселенной представителями разных этносов. Возникала коллизия, требующая решения. Было введено понятие «титульная нация», т.е. та, которая дала название государственному образованию. Нельзя сказать, что это разрешило коллизию, т.к. большинство республик России имеет менее 50% населения титульной нации, только 5 республик имеет 50% и более (Чувашия, Тува, Коми, Северная Осетия, Чечня). Следующая проблема — некомпактное проживание (или дисперсное). В России существует более 120 этносов, из них только 5 имеют численность более 1млн (русские, татары, чуваши, башкиры, мордва). В связи с дисперсностью проживания большинства этносов возникает проблема для создания государственности желательно собрать разбросанную часть этноса воедино. Представители какого-либо этноса, проживающие за пределами компактного проживания называются диаспорой. Наличие диаспоры во многих случаях является большим благом для государства-прародины. Нередко возникает соблазн организовать диаспору, объединить ее в единое целое.

Проблемы этносов в рамках социологии изучает этносоциология. Она прежде всего стремиться понять механизмы формирования этносов и потому изучает такие проблемы, как влияние истории того или иного этноса на язык (социолингвистика).

Таких проблем много:

· Язык любого народа в своей структуре поддается влиянию соц. процессов. По нему можно установить определенные вехи исторического прошлого. По языку можно изучать характер занятий людей.

· Этносоциология изучает разные стороны быта народов и его традиций.

· Демографические проблемы. Этносы всегда живут рядом с другими и естественно, вступают в отношения. И как показывает мировая практика, эти отношения чаще всего имеют характер конфликта, и, гораздо реже, носят мирный, дружественный характер. Более того, в обществах полиэтнических любой конфликт (культурный, экономический и т.д.) Если даже частично выходит на уровень межэтнических отношений, он приобретает сразу конфликтный характер. Почти любые отношение в полиэтническом обществе связаны с этническими моментами и воспринимается обостренно.