Смекни!
smekni.com

Учение о государстве и праве в западной Европе в период капитализма (стр. 2 из 9)

Естественное право, в свою очередь, распадается на две ветви: частноеправо и право публичное. Первое регулирует отношения индивидов как собственников, второе определяет взаимоотношениямежду людьми, объединенными в союз граждан(государство), как членами политического целого.

Центральным институтом публичного права является прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятияконституции, выражающей его волю- по существу, это демократическая идея народного суверенитета. Верховенство народа, провозглашаемое Кантом вслед за Руссо,обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве- организации совокупного множества лиц, связанных правовымизаконами.

ПомнениюИ. Канта, всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежащую только уверенной “коллективнойволе народа”), исполнительную (сосредоточенную у законного правителя и подчиненную законодательной, верховной власти), судебную(назначаемую властью исполнительной). Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствиегосударства.

Кант различал следующие государственные формы (по числу законодательствующих лиц), их три вида: автократию (абсолютизм),аристократию и демократию.

Онполагал, что центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах, методах управления народом. Сэтойпозиции он разграничивает республиканскую и деспотическую формы управления: первая основана на отделении исполнительной власти отзаконодательной, вторая- на их слиянии.

Кант верит, что самодержавная форма власти вполне может быть республикой(если в ней произведено обособление исполнительной власти от законодательной), а демократия (ввиду участия в ней всех в осуществлениивласти и крайней трудности при этом отделить законодательствование от исполнительной деятельности) чрезвычайно подвержена трансформации вдеспотизм и совместима с ним.

Онсчитал наиболее приемлемым, реально достижимым строем государства—Конституционную монархию. Вкантовском пониманиигосударь, правитель, “регент” по отношению к подданным получает только права, но отнюдь не обязанности. Кант оспаривает право народа наказывать главугосударства, если даже тот нарушает свой долг перед страной.

Кант считал, что индивид может не чувствовать себя внутренне связанным с государственнойвластью, не ощущать своего долга перед нею, но внешним образом, формально он всегда обязан выполнять ее законы и предписания.

Кант понимал, что по мере исторического развития наступает необходимость изменять политико-юридические учреждения. Нопроизводить такие изменениянадо исключительно путем неторопливых, плавных реформ сверху и ни в коем случае методами открытой вооруженной борьбы, ввергающей страну, народ в хаос анархии ипреступлений.

Кант выдвигает проект установления “вечного мира”. Его можно достичь, правда, в отдаленном будущем, созданием всеохватывающей федерациисамостоятельных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. Поубеждению философа, образование такого космополитического союза, вконце концов, неминуемо.

2.Учение Г. Гегеля о государстве и праве

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 –1831 гг.) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху вовсей истории философской и политическо-правовой.

Посвоим философским воззрениям Гегель- объективный идеалист и диалектик. Составная часть его системы философии- философия права игосударства. Вцельном виде свою политико-правовую философию Гегель изложил в “Философии права”(1820).

Гегелевская философия права и государства—это философское учение об объективном духе,т.е. о сфере внешней объективизации свободы в виде формправа и государства.

Право по Гегелю- это наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философским конструированием системы права какправа царства реализованной воли.

Вгегелевской философии права - это понятие, которое употребляется в следующих основных значениях:

1)право как свобода (идея права);

2)право как определенная ступень и форма свободы (особое право);

3)право как закон (позитивное право).

Посвоему определению позитивное право как ступень самого понятия права- разумно. Закон (по понятию) -это конкретная форма выражения права.

Тремя основными степенями развития понятия права являются абстрактное право,мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды, учение о морали—умысели вину, намерение и благо, добро и совесть, учение о нравственности—семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право —это первая ступень в движении понятия права отабстрактному к конкретному. Это право абстрактно-свободной личности. Оно (абстрактноеправо) имеет тот смысл, что в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность подразумевает вообще правоспособность.Наэтой стадии позитивный закон еще не обнаружил себя, его эквивалент- формальная правовая заповедь: “Будь лицом и уважай других вкачестве лиц”.

Свобода личности находит свою реализацию прежде всего в праве частной собственности. Гегель обосновывал формальное, правовое равенство людей: людиравны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.

Свое понимание свободы Гегель направляет против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности,моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению. “В природе вещей заключается, что раб имеет абсолютное право освободить себя”.

Следующий момент учения о праве абстрактном—гегелевские рассуждения о неправде. Одним изпроявлений “неправды” является преступление. Преступление—это сознательное нарушение прав как прав, и наказание поэтому является не толькосредством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенном в его деянии—поступке свободной личности. Снятиепреступления через наказание приводит, по гегелевской схеме конкретизации понятия, права к морали. Наэтой ступени, когда личность(персона) абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Лишь в поступкесубъективная воля достигает объективности и сферы действия закона, сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Абстрактное право и мораль—два односторонних момента, которые приобретают своюдейственность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективизируется в наличном виде семьи, гражданского общества и государства.

Гегель различал гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество—сферареализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Сточки зрения развития понятия права—это необходимыйэтап,т.к. здесь демонстрируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего, подлинная свобода.

Наступени гражданского общества еще не достигнута,т.к. стихия столкновения частных интересов ограничиваетсянеобходимой властью всеобщего не разумно, а внешним и случайным образом.

Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, каквойну всех против всех. Основные моменты гражданского общества—это система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация.

Вструктуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1)субстанциональное (землевладельцы, дворяне и крестьяне);

2)промышленное (фабриканты, торговцы и ремесленники);

3)всеобщее (чиновники).

Освещая социально-экономическую проблематику, он признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состояниибороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой имеет в виду пауперизированную часть населения.

Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуяконцепцию вездесущего полицейского государства, он, вместе с тем, не дает ясных пределов полицейского вмешательства в частные дела. Высшиеинтересы, охраняемые законодательством, судом и полицией в сфере гражданского общества, ведут, по схеме движения понятия права, за пределы этой сферы—вобласть государства.

В“Философии истории” Гегель определяет государство как “наличную, действительно нравственную жизнь”, он считает, что всей духовнойреальностью, которой обладает человеческое существо, оно обладает только благодаря государству. “Ведь его духовная действительность заключается в том,что для него, как знающего, объектом является его сущность, разумное начало, что оно имеет для него объективное, непосредственное, наличное бытие...”.

Государство, по его твердому убеждению, “есть разумная, объективно себя сознающая и для себя сущая свобода... Государство есть духовная идея,проявляющаяся в форме человеческой воли и ее свободы”.

В“Философии права” в разделе о государстве развивается то же самое учение несколько более плотно. “Государство есть действительность нравственнойидеи- нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку онаэто знает”.