Смекни!
smekni.com

Учение о государстве и праве в западной Европе в период капитализма (стр. 7 из 9)

Изсмысла концепции Токвилля следует, что каждое конкретное общество, обладающее культурным и политическим своеобразием неизбежно выбирает одну из двухвозможных моделей демократического развития: в одних обществах равенство сольется со свободой, другим же грозит установление “новогодеспотизма” - уродливого квазидемократического режима.

Ниравенство, ни свобода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлинно человеческого бытия. Только будучи вместе, в единстве, ониобретают такое качество. Токвилль - теоретик демократии и одновременно либерал, он постиг ту истину, что либерализм должен пойти навстречу демократии.

4.Позитивизм О. Конта

Основатель философии позитивизма, известной также под названиями “Социальнаяфизика” и “СоциологияОгюст Конт (1798 – 1857 гг.) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества,обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице Тюрго, Кондорсе и Сен-Симона. Особо следует отметитьвлияние на него социальной философии Сен-Симона. В1822г. Сен-Симон и Конт совместно разработали “План научных работ необходимых для реорганизацииобщества”, в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменныхзаконов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике.

Основной труд Конта- шеститомный “Курс положительной философии”был опубликован между 1830—1842годами. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философииответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. “Основной характер позитивной философии, -писал он, -выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всехнаших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных”. Согласно Конту, всяистория развития мышления может быть представлена в трех стадиях- теологической,метафизической и позитивной.

Всвоих политических ориентация Конт, в отличие от Сен-Симона, придерживался консервативно-охранительной позиции. Онвидел главный источникморального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в “глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей”.Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себепривести человечество к миру и счастью.

Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания,зачатки которой прослеживаются в построенияхФ.Бэкона, просветителей и Сен-Симона, получают у Конта умеренно реформистское звучание. Вполне уместнойоказалась и характерная для позитивистского умонастроения совокупность методологических формул и социальных ориентиров: научное изучениесоциальной статики и социальной динамики ради целей объяснения и предвидения; “порядок и прогресс” - как главная формула умеренного реформаторства на всевремена; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управлениеосуществляется наиболее пригодными по роду своих основных занятий людьми. Эти идеи были обстоятельно обсуждены в “Системе позитивной политики”(1852 – 1854гг.).

Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явленийнеизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит, согласно такому представлению, в возможно беспрепятственном следованиипознанных законов, соответствующих данному явлению- когда падающее тело устремляется к центру Земли, это следование с пропорциональной времени паденияскоростью и есть свобода. Так и в жизни человека или растения. Каждая их функция жизнедеятельности свободна лишь в случае, если она совершается в соответствии сзаконами и без всяких внешних и внутренних препятствий.

Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняютсякакому-то закону, в этом случае они не способствуют никакому порядку- ни индивидуальному, ни коллективному.

Человеческие привязанности не могут сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому необходимо посредничествопатриотизма, любви к отечеству. Современные общественные беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой буржуазии, ее слепымпрезрением к народу. Видеальном строе, желательно, поэтому полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальнойчасти, именуемой пролетариатом.

Все законы, сконструированные положительной философией, есть “всеобщие факты” или вполнеподтвержденные наблюдением гипотезы. Вместе с тем, “оцененная объективно, их точность всегда остается приблизительной”. Различные неизмененные законыобразуют некую “естественную иерархию, в которой каждая категория (законов) базируется на предшествующей, согласно их нисходящей степени обобщения ивозрастающей сложности”.

Подлинная философия имеет в виду систематизацию, насколько это возможно, всей жизни человека- индивидуальной и вособенности коллективной, рассматриваемой сквозь призму трех классов феноменов, ее характеризующих: мысли, чувства и действия. Тремя источникамиобщественных изменений являются раса, климат и “собственно политическая деятельность”, рассматриваемая во всей полноте ее научногоразвития.

Человеческое достоинство, зависит как и человеческое счастье, главным образом от“достойного добровольного применения любых сил, которое реальный порядок (как искусственный, так и естественный) делает для нас доступными”. Вэтойграндиозной деятельности и общая фундаментальная цель и обязанность философии заключается в координации, а не в виде непосредственного руководства.

Функции философии тесно переплетаются с функциями “систематической морали,представляющей собой естественное характерное приложение философии и повсеместный проводник политики”. Конт сознательно отверг религию христианскогоБога и провозгласил религию Человечества, именуемого Великим Существом, которое есть прежде всего “совокупность прошлых, будущих и настоящих людей,которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка”.

Общесоциологическое учение Конта получило сравнительно широкое признание в Россииконца прошлого века и оказало влияние даже на его критиков. Особенно привлекательным оказалось контовское увлечение институционным, в том числеполитико-учрежденческим и научно-прикладным реформаторством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX и XXв. Вобластиправоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построенияхЛ. Дюги,М.Ориу и в своеобразной манере П.А. Кропоткина.

5. Европейская политико-правовая мысль второй половины ХIХ века

Одним из авторов социологической теории государства является австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумпилович (1838-1909 гг.). Свое мировоззрение Гумпилович называет реалистическим. Вего рамках и с позиций социологии он рассматривает проблемы, связанные спроисхождением, сущностью, организацией и ролью государства.

Борьба за существование является, по Гумпиловичу, главным фактором социальной жизни. Государство полностью находится всфере действия данного фактора. Это борьба- вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Практически онавыливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над нею свое господство.Очевиден высший закон истории: “Сильнейшие побеждают слабейших, сильные объединяются немедленно, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильногоит.д.”. Изобразив подобным образом высший закон истории, Гумпилович утверждает: “Если мы четко осознаем этот простой закон, то кажущаяся неразрешимойзагадка истории(политической) будет разгадана нами”.

Всамую отдаленную эпоху, полагает Гумпилович, конфликты, войны между отдельными родами за овладение тем или иным имуществомзавершались уничтожением побежденной группы. Позднее людей из таких групп стали оставлять в живых и превращать в рабов, эксплуатировать. Победители (имиоказались расы с более высоким интеллектуальным уровнем развития и с лучшей воинской дисциплиной), чтобы упрочить свое господствующее положение и держать вповиновении поверженных, должны были предпринять ряд организационных и иных мер. Ихрезультатом явилось возникновение государства.

Отныне к войнам между расами и государствами прибавилась еще борьба внутри самого государства. То, что некогда было борьбойантропологически различных орд, на стадии цивилизации трансформируется в борьбу социальных групп, классов, сословий, политических партий. Такое сопоставлениесвидетельствует о серьезном недостатке “историзма” в реалистической трактовке Гумпиловичем важнейших социально-политических явлений.

Посчитав, что государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы (слабейших,подчиненных) другой группе (сильнейших, победителей) в качестве средства удержания порядка господства- повиновения, Гумпилович выступаеткатегорически против того, чтобы характеризовать государство как орган умиротворения, примирения противоречивых интересов. Ему суждено быть органомпринуждения, насилия. Согласно ему, существование общества без государственного принуждения невозможно. Гумпилович квалифицирует государствотак: “Естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок”. Активность государства не ограничивается, поГумпиловичу, одним лишь гарантированием определенного правопорядка. Ончрезвычайно преувеличивает роль государственности.