Смекни!
smekni.com

Учение о государстве и праве в западной Европе в период капитализма (стр. 3 из 9)

Государство есть разумное в себе и для себя. Таким образом гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, виерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое. Свобода означает достигнуть такойситуации правового государства.

Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к современным ему европейским государствам, в которых реализована христианскаяидея свободы (предпочтительно в протестантской форме), достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство иконституционное правление.

Гегелевская идея государствазависимость и равенство всех перед законом, учреждены представитель проявляется трояко:

1)как непосредственная действительность в виде индивидуального государства (речь идет о государственном строе, внутреннем государственномправе);

2)в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3)во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. Всвоем развитом и разумном виде такое государствопредставляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей (законодательная, правительственная и власть государя). Надлежащее разделениевластей в государстве Гегель считал гарантией публичной свободы.

Правительственная власть, куда Гегель относил и судебную власть, определяется как власть подводить особенные сферы и отдельныеслучаи под всеобщее. Задача правительственной власти- выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.

Законодательная власть - это власть определять и устанавливать всеобщее. Высший момент идеи государства представляет собойидеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанциягосударства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью,правами отдельных лиц и их объединений.

Ввопросе о суверенитете речь идет о действительности государства как сводного и нравственного целого. Вэтом состоит“нравственный момент войны, которую не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...”.

Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международноеправо—это не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишьдолженствование. Какой же будет действительность этого долженствования- зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего праваи судьи в обычном смысле этих понятий.

Полагая, что государства находятся в отношении друг к другу в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права ивозможность правовых, договорных отношений между государствами. Государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, невмешиваться во внутренние дела других, взаимно уважать самостоятельность ит.п.

Принцип международного права, как всеобщего, в себе и для себя долженствующего быть действующим в отношениях между государствами права,состоит, в отличие от особенного содержания позитивных договоров в том, что договоры, на которых основаны обязательства государств в отношении друг кдругу, должны выполняться”.

Встолкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения выступает всеобщий мировой дух, который обладает наивысшимправом по отношению к отдельным государствам(духам отдельных народов) и судитих.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой историю суверенных государств(нравственных субстанций), история прогресса вгосударственных формированиях. Всоответствии с этим всемирная история распадается на 4всемирно-исторических мира: восточный,греческий, римский и германский. Имсоответствуют следующие формы государства: восточная теократия (свобода одного), античнаядемократия и аристократия (свобода некоторых), современная конституционнаямонархия (свобода всех). “Восток знал и знает только что один свободен, греческий и римский мир знает только, что некоторые свободны, германский мирзнает, что свободны все”.

Все новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считает эпохой германской нации, под которой имеет в виду не только немцев, но и вообще народысеверо-западной Европы. Славянские народы, в том числе и Россия, а также США, по оценке Гегеля, еще не успели обнаружить себя во всемирной истории.

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли, гегелевская философия даваладовольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и оппозиционных воззрений. Это наглядно продемонстрировано в последующей историигегельянства и трактовок гегелевской философии права с различных идейно-теоретических позиций.

3.Английский и французский либерализм конца ХIХ в.

Иеремия Бентам (1748—1832 гг.) —связующее звено между XVIII и XIX столетиями, один изпоследних представителей эпохи просвещения. Впоследней трети XVIIIв. в Англии возобладало убеждение, что поступками индивида какчастного собственника движут спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы.Вразвитии такого рода представлений заметный вклад внес Бентам. Онявился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей всебя ряд социально-философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIIIв. (Гельвеция, Гольбаха). Необходимо указать основныепостулаты, лежащие в ее основе:

1.Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности.

2.Полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи—самый значимый критерий оценки всех явлений.

3.Нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья(добра) для наибольшего количествалюдей.

4.Максимализация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цепьразвития человечества.

Они служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства ит.д.

Его политико-юридические взгляды изложены в “Принципахзаконодательства”, во “Фрагменте оправительстве”, в “Руководящих началах, конституционного кодекса для всех государств”, “Деонтология или наука о морали”идр.

Бентам числится в ряду столпов европейского либерализма XIXв. не без основания. Ноу бентамовскоголиберализма не совсем обычное лицо. Ядро либерализма- положение о свободах индивида, исконно присущих ему, об автономном пространстведеятельности, самоутверждении индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политико-юридическими установлениями.

Бентам же предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека, в фокусе его внимания интересы и безопасность личности.Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь.

Что касается категории “свобода”, то она претила ему. Бентам видит в ней продукт умозрения. Для него нет принципиальнойразницы между свободой и своеволием. Свобода и права личности были для Бентама истинным воплощением зла, потому он не признавал и отвергал их, какотвергал вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее воздействием.

Так, согласно его воззрениям, Французская Декларация Прав Человека и Гражданина—“метафизическое произведение”, частикоторого возможно разделить на три класса:

а) невразумительные;
б)ложные;
в) одновременно невразумительные и ложные.

Бентам также отрицал идею различения права и закона, что имеет под собой скорее прагматически-политическую, чемтеоретическую причину. Тех, кто различал закон и право, он упрекает в том, что они таким образом придают праву противозаконный смысл.

Отрицательный настрой Бентама в отношении школы естественного права выразилось также в том, что общество и государствовозникли в истории посредством заключения между людьми соответствующего договора.

Ввопросах организации государственной власти Бентам стоял на демократических позициях.

Оносуждал монархию и наследственную аристократию, являясь сторонником республиканского устройства государства,в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны быть разделены. Однако он стоит за их кооперацию,взаимодействие. Будучи твердым приверженцем демократически-республиканского строя Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы иупразднения палаты лордов.

Бентам посвятил себя интеллектуальному обеспечению парламентской реформы. Проблемы конституционного права в XIXв.находились в центре его внимания, что логически подвело его к написанию “конституционного кодекса”.

Целью правительства в любом государстве, по Бентаму, должно быть наибольшеесчастье всех его подданных или, другими словами, наибольшее счастье наибольшего числа людей.

Конституционное право призвано превратить правительство в опекуна подданных,действующего в их, а не в собственных интересах. Учредительная власть, высшая, принадлежит народу в целом. Принцип “верховная власть пребывает внароде” Бентам разделял со многими представителями теорий естественного права и общественного договора, в частности с Дж. Локком.