Смекни!
smekni.com

Проблема отказов от детей (стр. 4 из 12)

Беременность юной женщины является причиной тяжелых конфликтов в семьях. Последние зачастую оказываются ни морально, ни материально не готовыми к ее сохранению. Положительно отнеслись к рождению ребенка у их юной дочери только 60% родителей; 15,6% - резко негативно, а более 14% родителей настаивали на прерывании беременности даже на поздних сроках, когда существовала реальная опасность для здоровья и жизни их ребенка[14].

Очень часто также конфликты оказываются роковыми и, подталкивая юных девушек к уходу из семьи в асоциальные компании, ставят их на путь бродяжничества, проституции и т. д. Поэтому большинство ученых едины во мнении, что раннее материнство является неблагоприятным не только и не столько с акушерской точки зрения, сколько с социальной. Особенно серьезны последствия в плане рождающихся детей. Одним из драматических последствий является то, что большинство юных матерей бросает своих детей на произвол судьбы, подвергает их агрессии и т. д.

Исследования показывают, что до 15% новорожденных, брошенных и родильных домах, - это дети юных матерей. Примерно такой же процент младенцев, рожденных юными, «временно» содержатся в домах ребенка в связи с неспобностью матери выполнять свои материнские обязанности[15].

Причины таких отказов, как считают некоторые исследователи, «объективны» - в этом возрасте матери имеют крайне низкие доходы, а государственное пособие не компенсирует необходимых затрат на ребенка. Юные матери не имеют профессии и нормальных жилищных условий, а некоторые практически считают, что настаивать на том, чтобы мать брала нежеланного ребенка, неразумно в его же интересах, поскольку он может быть более счастлив с приемными родителями.

После рождения ребенка 65,1% юных матерей терпят серьезные трудности. Из них в 52% эти трудности связывали с материальными и жилищными условиями, в 18% с нехваткой времени, в 6% с проблемами здоровья ребенка, в 5% с физической усталостью, в 4% моральной обстановкой и пр. Сверхраннее материнство приводит подростков к вынужденной изоляции от среды сверстников в столь ответственный для становления личности период. Многие юные матери бросают дальнейшее обучение, теряют перспективы получения желанных профессий. Для 31% девочек рождение ребенка нарушило их жизненные планы, не позволило учиться, получить нужную специальность, помешало выйти замуж за любимого человека и т. д[16].

Недаром у юных матерей часто возникают социально обусловленные психические нарушения, патологические развития личности, ранний алкоголизм и наркомании.

Одной из ключевых проблем сверхраннего материнства является психологическая незрелость подростков, которая делает многих из них не готовыми к эффективному материнству. Вопрос о психологической неготовности несовершеннолетней девушки принять на себя роль матери обсуждается давно.

Проведенные социально-гигиенические исследования свидетельствуют, что более 25,8% несовершеннолетних имеют половые контакты, и лишь 50,4% из них среди причин, побудивших их к началу половой жизни, называли любовь и желание иметь семью с половым партнером. При этом более 80% девушек до 18 лет имеют негативную репродуктивную установку или не имеют её вообще[17].

В сложном комплексе психосоциальных проблем, которые возникают как у самой матери-подростка, так и вокруг нее. Подчеркивает необходимость строгой дифференцированности. К примеру, в подходе к вопросу о сохранении беременности у несовершеннолетних он предлагает критерии:

1. Сохранение беременности - если девочка не проявляет симптомы дистресса, эмоционально зрелая, более чем соответствует возрасту, семья и общество обеспечивают поддержку, адекватную ее моральным, религиозным, социальным и культурным ценностям.

2. Прерывание - если девочка незрелая, с эмоциональными нарушениями, с признаками стресса, живет во враждебной семейной среде или непринимаемая окружением. Считается, что сходные психосоциальные проблемы неготовности воспринять роль матери возникают и в случаях беременности пожилых одиноких женщин. Доказано, что позднее материнство частично соотносится с проблемами внутренней незрелости этих женщин. С появлением на свет ребенка пожилые первородящие входят в состояние частичной регрессии, которая препятствует активному приспособлению к материнству и заботе о ребенке.

Все сказанное выше демонстрирует значимость индивидуальных особенностей, в первую очередь, ее личностных качеств.

1.4 Социальные корни отказов от материнства

Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности отказов от детей.

Большинство молодых семей в стране остро нуждается в жилье. Жилищная проблема становится особенно тягостной для женщины в период беременности и в первые годы жизни ребенка. Молодые семьи с малым сроком совместной жизни вынуждены жить с родителями одного из супругов, их братьями и сестрами в малогабаритных или коммунальных квартирах. Большинство беременных с тревогой думает о резком сокращении доходов семьи после рождения ребенка (в среднем в два раза) в то время как необходимость расходов резко возрастает на фоне галопирующей инфляции. Женщина может отдать ребенка в ясли, а сама выйти на работу, однако известно, сколь низка профессиональная подготовка воспитателей и сколь плохи условия содержания детей в группах. Поэтому матери при малейшей материальной возможности стараются не отдавать ребенка в ясли. В случае если она предпочтет сама ухаживать за своим ребенком, не выходя на работу, то ни она, ни ребенок не получат никакой материальной поддержки. Вся семья будет вынуждена жить на зарплату мужа. Это означает, что доход на каждого члена молодой семьи будет меньше прожиточного минимума.

Беременные женщины в нашей стране сталкиваются с огромными физическими нагрузками. Хотя законодательством и предусматривается перевод беременных на более легкую работу, однако на практике руководство в этом не заинтересовано, и часто профессиональные нагрузки остаются прежними. Все эти социальные факторы, по результатам самых современных исследований, значительно снижают качество готовности к материнству, приводят к тому, что более чем для 30% женщин, вынашивающих беременность, последняя является нежелательной и нежеланной со всеми вытекающими отсюда последствиями[18].

Для женщины в городе создается известный феномен «покрова социальной анонимности». С этим связывают увеличение статистики разводов, распространение алкоголизма и наркомании среди женщин.

Важную роль играют акселирационные процессы и изменение образа жизни современной молодежи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей[19].

Определенное значение имеет повышенное стремление современных женщин к социальной независимости, в чем не последнюю роль играет растущее влияние феминистских движений в развитых цивилизациях.

Одним из важнейших комплексов в структуре социокультурных факторов, влияющих на формирование семейных отношений и на материнское поведения в частности, является комплекс культурно-национальных и религиозных традиций общества. Вместе с тем эта область отношений остается малоизученной и потому представляется противоречивой. Так известно, что в этносах с сильным влиянием религиозного фундаментализма (большинство страны ислама, ортодоксальные иудейские общины Израиля) даже в социально не защищенных слоях общества «отказничество», как явление, вообще не известно. В то же самое время в таких странах как Франция, Италия, где сильны традиции католицизма, отличается известный рост числа отказных детей. Напротив, в ряде Скандинавских стран с низкой религиозностью населения эти цифры чрезвычайно малы, а в России -стране почти полового атеизма - «отказничество» принимает характер эпидемии.

Хорошо известно, что современная мораль и религия расценивают как безусловное зло и грех отвержение матерью своего ребенка, а в общественном сознании устойчиво сохраняется представление об априорной греховности и аморальности матери, оставившей младенца без попечения. Не даром депутаты бывшего Союзного парламента всерьез обсуждали закон об уголовном наказании этих женщин, а из писем в многочисленные редакции и заинтересованные министерства до сих пор поступают разгневанные письма с призывами к стерилизации, к публичным формам демонстрации таких матерей.

Все это, безусловно, подчеркивает значение общей социальной ситуации, в которой живет женщина, значение среды, формирующей личность женщины на всех этапах подготовки к материнству.

В заключение главы подведем итоги:

Итак, мы пришли к пониманию того, что нельзя ограничиваться при изучении проблем материнства рассмотрением природно-биологизаторских позиций. На формирование материнского комплекса большое влияние оказывает совокупность социальных психологических, педагогических факторов. Чувство материнства не появляется инстинктивно, случайно, спонтанно. Оно социально воспитывается и наследуется.


2. Основные направления по профилактике отказа от детей

2.1 Результаты психологического обследования отказниц

По результатам наблюдений будущие отказницы чаще всего воспитывались в неполной семье, однако и они часто находились в неблагополучной, психо-травмирующей среде. Только в 1/3 случае женщины характеризовали отношения в родительской семье как хорошие. В большинстве семей дочерей «воспитывали» грубостью, криком, а часто и побоями. Таких семей, по нашим данным, не менее 58%. При этом били детей 1% отцов и, что особенно показательно, 13% матерей.