Смекни!
smekni.com

Социология (стр. 68 из 88)

103. Растригин А.А. Современные принципы управления сложными объектами. М., 1980.

104. Резник С.Д. Менеджеры на пороге XXI века // Экономика и организация промышленного производства. 1996. № 3.

105. Резник С.Д., Левина С.Ш. Подготовка персонала к нововведениям // Экономика и организация промышленного производства. 1993. № 9.

106. Рузавин Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. 1996. № 3.

107. Румянцева З. К обоснованию новой управленческой парадигмы // Российский экономический журнал. 1993. № 8.

108. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

109. Сантолайнен Т., Воутилайнен Э., Пореннс П., Ниссинен Й.Х. Управление по результатам. М.,1993.

110. Свенцицкий А.А. Социальная психология управления. Л., 1986.

111. Сейтов А. Проблемы управления в XXI веке (по материалам Римского клуба) // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

112. Системный подход к организации управления. М., 1982.

113. Слепенков И. М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.

114. Советская управленческая мысль 20-х годов. Краткий именной справочник. М., 1990.

115. Современный менеджмент // Российский экономический журнал. 1995. № 9–10.

116. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие: Сборник научных трудов. М,: Институт психологии АН СССР, 1990. 206 с.

117. Социология государственной службы: Терминологический словарь-справочник / Под науч. ред. проф. Г.П. Зинченко, проф. B. Игнатова. Ростов н/Д, 1996. 128 с.

118. Социология организаций: структура, функции, направления // Социология труда. М., 1994. С. 215-230.

119. Степанов С.Ю., Маслов С.Н., Яблокова Е.Я. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. М., 1993.

120. Тарасова Н.Н. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Политические исследования. 1993. № 2.

121. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. 480 с.

122. Управление социальными процессами / Под ред. В.А. Понеделкова. Ростов н/Д, 1996.

123. Управленческое консультирование. М., 1993.

124. Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М., 1992.

125. Фионин В., Терешин А. Показатели эффективности управления // Российский экономический журнал. 1994. № 8.

126. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают / Пер. с англ. под ред. В. И. Данилова-Данильяна. М., 1987.

127. Xpуцкий В. Реферат статьи Питера Друкера «Труд и управление в современном мире» и послесловие к нему // Российский экономический журнал. 1993. № 5.

128. Xpуцкий В.E. Новое мышление в управлении // Экономика и организация общественного производства. 1990. № 6.

129. Хунагов Р.Д. Проблема рациональности в политике и управлении. Ростов н/Д, 1995.

130. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социологические исследования. 1995. № 3.

131. Шаборкина Л. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента // Российский экономический журнал. 1996. № 1.

132. Шеко П. Менеджмент продуктивности творчества // Российский экономический журнал. 1996. № 9.

133. Шепель В. M. Управленческая психология. М., 1984.

134. Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1989.

135. Шматко Н.А. Становление российского патроната и бюрократический капитал // Социологические исследования. 1995. № 6.

136. Эдвардс У. Принятие решений // Человеческий фактор. М., 1991. Т. 3.

137. Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

138. Янг С. Система управления организаций. М., 1972.


Приложение

Конференция «Управление в современном мире»

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1. Социальный менеджмент в современном мире.

2. Антикризисный характер инновационного управления.

3. Развитие стратегического управления.

4. Технократическая философия управления.

5. Гуманизация философии и практики менеджмента.

6. «Социальные технологии» управления японцев.

7. Социальный менеджмент в производстве Запада.

8. «Экономическое чудо» как результат стратегического инновационного управления.

9. Управление персоналом: национальные традиции и эффективность.

10. Развитие механизмов управленческой мотивации.

11. Изменение социальной и кратической структуры современного производства.

12. Проблемы бюрократизации организаций.


ТЕМА 6 Социальная идентичность личности

В течение тысячелетий люди объединялись в общности для удовлетворения своих потребностей и стремлений, достижения целей и утверждения ценностей. Сегодня они уже с момента своего рождения вступают в довольно плотно заселенный мир, который не всегда оказывается комфортным и «человекоразмерным»: в нем мало индивидуальной территории, отцы и дедушки установили свои правила господства, а мамы и бабушки невротизировали его нелепыми ожиданиями и отжившими предрассудками. Волею Судьбы люди, изучающие социологию, к тому же наверняка живут в городском обществе, где слишком много посторонних «наблюдателей» («стихийных» социологов, изучающих ситуацию «по ходу жизни») и очень мало искренних, дружелюбных и бескорыстных отношений, чтобы чувствовать себя умиротворенно и счастливо.

Люди в этих условиях стали напоминать зашоренных лошадок, которым положено не отвлекаться и делать свою работу. В развитых сообществах «воспитанный» человек должен «не замечать» неприличное и неподобающее (т.е. происходящее не по установленным правилам) поведение, игнорировать символические вызовы других людей и не переступать границ интимной, личной сферы тех, кто рядом. Ему следует соблюдать сложившиеся нормы и верить на слово разным институциональным фигурам (отцам семейства и отцам народов, представителям Бога и представителям государства), вести себя «хорошо» (т.е. предсказуемо) и, конечно, платить налоги.

Люди становятся персонально отчужденными и социально невротизированными, поскольку структура и культура современного общества заводят любые проявления их человеческой близости в границы условностей, а представления человека о себе густо затушевывают гримом чужих ожиданий и предписанных ролевых масок.

Кого это может удовлетворить? Только не человека «с характером» (и самомнением), к тому же социологически компетентного. Как превращаются разнообразные обломки прибрежной скалы в унылую гальку (образ, навеянный геологическими ассоциациями на темы стратификации и социализации), нам и предстоит разобраться при изучении социологии личности.

Представления о личности в социологии

Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).

Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);

3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт).

В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным áктором (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

В современной социологии личность, как и субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».