Смекни!
smekni.com

Социология (стр. 84 из 88)

Основные труды: «Печальные тропики» (1984). «Структурная антропология» (1985).

Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:

Первобытное мышление. М., 1994.

Шилз Эдвард (р. 1911) – американский социолог функционалистского направления. Вместе с Т. Парсонсом разрабатывал основы структурно-функционального анализа. В социологии Шилз сторонник концепции равновесия, в соответствии с которой общество рассматривается как система, восстанавливающая «социальный порядок» в условиях нарушения его равновесия. Шилз – один из ярых приверженцев концепции деидеологизации. Именно он дал название этой концепции, выдвинув лозунг «конец идеологии» как попытку обоснования «чистой», свободной от ценностных суждений социальной науки.

Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:

Общество и общества // Американская социология. М., 1970.


Лукман Томас (р. 1927) – немецкий социолог. Разработанная совместно с Бергером феноменологическая версия социологии знания противопоставляется всей предшествующей социологии знания, предметом которой было изучение теоретического знания. Оно не исчерпывает всего знания, имеющегося в обществе, кроме того, не играет главной роли в жизни большинства людей. Поэтому предметом, «ядром» их теории становится обыденное, дотеоретическое знание, с которым человек сталкивается в своей повседневной реальной жизни. Суть их концепции: социальная реальность конструируется интерсубъективным человеческим сознанием, и все социальные институты и отношения – продукты человеческого сознания. Реальность «реальна» в той мере, в какой она является содержанием «коллективных представлений» людей, т.е. осознается ими. При этом снимается качественное различие между социальной реальностью как объективной реальностью, существующей независимо от людей-сознания, и социальной реальностью как общественным сознанием.

Труды на русском языке, реюжендуемые для чтения:

Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Хабермас Юрген (р. 1929) – немецкий социолог и философ, представитель неомарксизма, идеолог немецкой социал-демократии. Научную деятельность начал как последователь М. Хоркхаймера и Т. Адорно; наиболее видный представитель «второго поколения» Франкфуртской школы. В центре внимания Хабермаса – проблема политически функционирующей общественности, которая оказалась бы способной посредством публичных дискуссий «нейтрализовать» противоречия в обществе и установить «свободные от принуждения», неискаженные коммуникации в рамках «социального согласия»; с этим связано обращение Хабермаса к просветительским идеалам эмансипации, равенства, свободно коммуницирующей литературной общественности. В русле общего интереса Хабермаса к проблемам социального и морального взаимодействия, взаимопонимания субъектов находится разрабатываемая им концепция «интеракции», общения: понятие интеракции, по Хабермасу, должно заменить марксово понятие производственных отношений как более универсальное. В многочисленных дискуссиях Хабермас выступает как противник позитивизма и технократической идеологии.

Основные труды: «Познание и интерес» (1968), «Теория общества, или социальная технология» (1971), «Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма» (1973), «Теория коммуникативного действия» (1981).

Давыдов Юрий Николаевич (р. 1929) – российский социолог, доктор философских наук, профессор. Основные научные интересы Давыдова – социология культуры и искусства, история зарубежной социологии. Исследуя роль социокультурных факторов в развитии философии и искусства, Давыдов боролся против вульгарного социологизма. Согласно Давыдову, художественная культура интересует социологию искусства как причина специфической деятельности, а не как следствие определенных исторических условий. Искусство является «социологическим феноменом», только если его рассматривают в процессе восприятия его публикой, различными общественными слоями и группами. В 80-е гг. Давыдов все более подходил в социологическом анализе явлений духовной культуры к анализу самой социологии. «Социология социологии» для него – часть исторической социологии и одновременно – историческое введение в систематическую социологическую теорию. В последние годы Давыдов анализирует основополагающие тенденции развития неомарксистской социологии XX в.


Основные труды: «История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс» (совм. с П. Гайденко, М., 1991).

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение понятиям «культура» и «социальная культура».

2. Какие социокультурные характеристики отличают цивилизацию?

3. Чем, по Т. Парсонсу, отличаются «социальное» и «культурное»? Каковы роль культуры и роль производства?

4. Назовите основные этапы развития цивилизации. В чем состояло повышение роли культуры?

5. Какие универсальные элементы национальных культурных систем выделили социологи?

6. Какова субъектная структура культуры общества?

7. Опишите разные модели взаимодействия культур.

8. Какие функции культура выполняет в обществе?

9. Каковы условия осуществления культурной селекции и культурной ассимиляции?

10. Способствуют ли российские социокультурные условия становлению демократического, правового, рыночного общества?


Литература

1. Айзенштадт С.Н. Конспект великих революций: Культура, социальная структура, история и человеческая деятельность // РЖ «Социология». 1993. № 3–4.

2. Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и современность. 1992. № 2.

3. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. М., 1991.

4. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России: философский аспект. М., 1992.

5. Бабахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 56-65.

6. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

7. Бердяев Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.

8. Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений // Вопросы социологии. 1992. № 2. С. 106–122.

9. Блажнов Е. Имидж: секрет воздействия // Журналист. 1994. № 1.

10. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.

11. Болгоев В.И., Гуцу В.Г. Социология культурного уровня жизни. Теория, методы и опыт социологического исследования. Кишинев, 1991.

12. Большаков А.В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

13. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

14. Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности // Социологические исследования. 1995. № 2.

15. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1–2. С. 49-62.

16. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 92–103.

17. В поисках новой Европы // Реклама. 1996. № 1.

18. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

19. Васильева Н. Пути и формы достижения ноосферной цивилизованности // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 123–130.

20. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Избранные произведения. М., 1990.

21. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.

22. Вильховченко Э. Новое в культуре труда, производства, компании // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 12. С. 81–94.

23. Bитаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.

24. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., 1988.

25. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект // Политические исследования. 1991. № 6.

26. Гомаюнов С. Местная история в контексте россиеведения // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 55–63.

27. Городяненко В.Г. Языковая ситуация на Украине // Социологические исследования. 1996. № 9.

28. Гофман А. Мода и обычай // Рубеж: альманах социальных исследований. 1992. № 3. С. 123-142.

29. Давидович В. E., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.

30. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

31. Дайксель А. Стиль – это категория, в которой заключена душа масс // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 219–223.

32. Демидов А.И. Ценностные измерения власти // Политические исследования. 1996. № 3. С. 121-129.

33. Демин И.Л. Художественная жизнь России. 70–80-е годы (Эссе, представляющие эзотерическую социологию развития русского общества). М., 1992.

34. Дженусов А.И. Политическая культура: концептуальные аспекты // Социально-политический журнал. 1994. № 11–12.

35. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Цивилизации. М., 1993. Вып. 2.

36. Додольцев Р.Д. Концепция культуры 3. Фрейда. М., 1989.

37. Драгунский Д.В. Цымбурский В.Л. Генотип европейской цивилизации // Политические исследования. 1991. № 1.

38. Дубицкая В.П. Кинозритель сквозь пелену иллюзий // Социологические исследования. 1993. № 1.

39. Дьячков M.В. Родной язык и межэтнические отношения // Социологические исследования. 1995. № 11.

40. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.

41. Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г., Тавровский А.В. Символико-интерпретативный подход в современной культурантропологии // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. С. 107-128.

42. Ерасов Б.C. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. М.: Аспект Пресс, 1994. Ч. I. 384 с.

43. Ерасов Б.C. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. М.: Аспект Пресс, 1994. Ч. II. 240 с.

44. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М., 1991.

45. Ерыгин А.Н. Восток – Запад – Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов н/Д, 1993.