Смекни!
smekni.com

Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы (стр. 4 из 6)

Из всех видов образовательных услуг высшее образование является наиболее дорогостоящим элементом, поэтому постоянный рост доли платного обучения в вузах пессимистично воспринимается гражданами России, доходы которых имеют тенденцию к снижению. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста, полагают, что не смогут оплатить обучение детей в высших учебных заведениях. Более оптимистично оценивают свои возможности жители Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых 38% опрошенных респондентов уверены в том, что материальные возможности семьи позволят дать детям высшее или среднее специальное образование. Объективно оценивая предстоящие расходы на оплату образования детей, многие семьи изменили сберегательные мотивы.

Если в 1998 г., согласно данным ВЦИОМ, 6,8% семей накапливали свои сбережения на оплату образования, то в 1999 г. такую цель формирования сбережений отметили 11,5% опрошенных. При этом рост семей, реализующих сберегательную стратегию с целью оплаты образования,

зафиксирован на фоне снижения доли тех, кто аккумулирует сбережения для оплаты отдыха, покупки дома, земли, дорогих вещей и автомобиля.

Пенсионеры. Образ пожилых в современном обществе

В настоящий момент в России остро стоит еще один вопрос – вопрос обеспечения всем необходимым пожилых людей. Он активно изучается социологами и статистами, и в результате этого изучения были выделены как бы три определения пожилых людей, которые на данный момент отражают мнение о них остального населения, включая и самих политиков.

Первое мнение, к которому, впрочем, склоняются и сами пенсионеры, что пожилые люди – слой населения, которые должны быть вовлечены в социальную и трудовую деятельность, у которого высокий производительный потенциал, которое может функционировать если не наравне со среднего возраста рабочим населением, то во всяком случае быть в производительном плане не намного хуже него. Наиболее распространенная точка зрения, что пожилые – обездоленные люди, которые нуждаются в заботе и внимании много больше других слоев населения. Третье же мнение вслух проявляется крайне редко, но при этом постоянно присутствует во время принятия всевозможных политических реформ, и состоит в том, что, по мнению некоторых, пожилые – балласт, абсолютно не нужный обществу, тормозящий развитие общества в целом.

В 2001 году было проведено исследование, которое помогло бы выявить настоящее, реальное отношение людей к пенсионерам, а также адекватность современной политики в области улучшения жизни нетрудоспособного населения России. Было опрошено 1755 человек, достигших совершеннолетия, то есть старше 18 лет, причем состав респондентов по всем показателям: полу, месту жительства и возрасту полностью соответствует структуре взрослого населения страны.

Как показали результаты исследования, взгляд на пожилых как на экономический и социальный балласт неприемлем для абсолютного большинства российских граждан (2/3 опрошенных). Согласие с подобной точкой зрения выразили лишь 6% респондентов. На первый взгляд эти результаты выглядят оптимистично. Однако настораживает, что около 20% затруднились с ответом. Возможно, это те, кто открыто не решился заявить о своем согласии со столь радикальной позицией, но разделяет ее. Если это предположение верно, тогда оказывается, что четверть населения склонна расценивать пожилых как тормоз эффективных реформ. Такое предположение наводит на печальные размышления.

Другие точки зрения примерно в одинаковой степени распространены среди населения, хотя и выглядят несколько противоречиво. Считают, что пожилые - это, прежде всего, обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении - 78%, а более 60% респондентов расценивают этих людей как значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь. Эта противоречивость сохраняется во всех группах опрошенных, хотя значимость точки зрения той или иной категории населения все же отличается. Во-первых, возраст респондентов является существенным дифференцирующим признаком. Среди молодежи (до 30 лет) менее половины опрошенных рассматривают пожилых как значительный человеческий потенциал; доля людей предпенсионного возраста и молодых пенсионеров (51-60 лет), согласных с этой точкой зрения, составила 75%. Характерно, что среди пенсионеров более старшего возраста распространенность этого мнения хотя и незначительно, но снижается. При этом во всех возрастных группах большинство опрошенных (от 73% молодежи до 83% лиц старше 60 лет) согласны также с мнением, что пожилые - обездоленная категория населения, нуждающаяся в социальной защите. Таким образом, во мнениях молодежи эта позиция является доминирующей, а в более старших возрастах – практически на равных соседствует с мнением о значительном человеческом потенциале.

Еще одно выразительное проявление возрастной динамики оценок связано с сокращением доли неопределенных ответов. Если среди молодежи до 30% не могут определить своего отношения к роли пожилых людей в обществе, то среди самих пожилых людей доля неопределенных ответов составляет от 10 до 15%.

Вариативность ответов также связана с уровнем образования респондентов. Причем касается она исключительно оценки пожилых, как значительного человеческого потенциала. Среди лиц с неполным средним, средним и даже незаконченным высшим образованием доля выразивших согласие с этим мнением составляет 52-58%; с высшим - 69,5%; с ученой степенью - 85,7%. Эти различия, очевидно, исходят из оценки, прежде всего, собственных возможностей. Суждения о пожилых как об обездоленной категории, нуждающихся в социальной поддержке, практически не дифференцированы в зависимости от уровня образования. Этого мнения придерживаются 76-83% опрошенных - от неполного среднего до имеющих ученую степень. Пожалуй, трудно получить более выразительное подтверждение независимости уровня жизни российского населения от уровня его образования.

Определенное сочетание двух рассмотренных параметров - возраста и образования, дает анализ вариаций мнений в зависимости от профессии, рода занятия, сферы деятельности. Максимальное число согласных с мнением, что пожилые представляют собой значительный человеческий потенциал, оказалось среди представителей гуманитарной и творческой интеллигенции (72,7%), госслужащих - 68,1%, ИТР предприятий и строек - 66,2%. Однако, как и в предыдущих случаях, подавляющее число опрошенных, независимо от профессии и сферы деятельности сочли, что пенсионеры - обездоленные, социально незащищенные люди. Пожалуй, единственная категория респондентов, которая внесла диссонанс в эту схему, - предприниматели. Меньше половины их рассматривают пенсионеров как значительный человеческий потенциал. Среди них также наименьшее число согласных и с определением пенсионеров как социально незащищенной категории. Около 10% предпринимателей смотрят на пенсионеров как на экономический и социальный балласт. По этому показателю к ним близка лишь группа молодых людей в возрасте до 21 года. Но, если суждение последних можно расценивать как проявление социальной незрелости, то со стороны предпринимателей, оказывающих заметное влияние на социально-экономическую политику в стране и регионах, оно является безнравственным и даже потенциально опасным.

Различия мнений, связанные с доходами респондентов хотя и не очень существенны, но довольно устойчивы. Группа со средним уровнем доходов в большей степени склонна рассматривать пожилых как значительный человеческий потенциал, нуждающийся в активной социальной поддержке. В этой группе респондентов отмечается также наибольшая определенность в оценках. Лица с низкими и высокими доходами мало отличаются в своих мнениях о пожилых. И все же идея адекватной социальной помощи пожилым пользуется несколько большей поддержкой у групп с низкими доходами, чем с высокими, что вполне понятно.

Проживание людей разного уровня образования, занятий и доходов в крупных, небольших городах и сельской местности определяет в значительной мере вариации оценок в зависимости от типа поселения. Близкими по основным позициям являются, казалось бы, противоположные типы: жители мегаполисов и сельских поселений. Те и другие довольно скептически оценивают пожилых как значительный человеческий потенциал и в наименьшей степени видят в них обездоленных людей. Как было показано выше, по этим позициям схожи лица с низким образованием и предприниматели. По-видимому, высокая доля первых в сельском населении и вторых в мегаполисах определила столь парадоксальное сходство. Это предположение подтверждается при анализе восприятия пожилых как экономического и социального балласта – единственная позиция, по которой мнения жителей мегаполисов и сельских поселений расходятся, и параметр, по которому, как было показано выше, лидируют предприниматели.

Каков же образ пожилого человека, бытующий сегодня в представлениях россиян? Какими чертами характеризуется этот образ? Представлены две группы характеристик, одна из которых соответствует "опекаемому", вторая - "социально активному" образу пожилых. В целом можно констатировать, что черты "опекаемого" образа преобладают в представлениях опрошенных. Это относится к оценке состояния здоровья, степени профессиональной адаптации в современной социально-экономической ситуации, удовлетворенности жизнью в целом. Негативная оценка здоровья отмечена в 73,2% ответов, позитивная - 6,4%; низкая востребованность профессиональных навыков - 40,2%, высокая - 2,1%; неудовлетворенность жизнью - 51,1%, адаптированность к современным условиям - 7,0%.