Смекни!
smekni.com

Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района (стр. 2 из 26)

Эмпирическая база исследования: статистические данные отчетов Центра социального обслуживания населения Нижнекамского муниципального района за 2004-2006 гг.; статистические данные отчетов Республиканской программы первоочередных мер по развитию сети учреждений социального обслуживания населения; данные из республиканских и местных средств массовой информации; отчеты Главы муниципального образования Нижнекамский муниципальный район за 2004-2006гг.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из 4 разделов. В теоретико-методологичеком разделе излагается сущность исследуемой проблемы на основе изучения теоретических работ отечественных и зарубежных авторов по выбранной тематике, существующей нормативно-правовой базы. Дается интерпретация и операционализация таких понятий как «социальное обслуживание», «социальные услуги», «социальная служба» и другие.

Проблемно-аналитический раздел содержит комплексный анализ изучаемой проблемы с использованием методов анализа документов и анкетирования. В проектно-прогностическом разделе автор описывает отечественный опыт решения изучаемой проблемы, затем, опираясь на изученный опыт и результаты проведенного анализа, разрабатывает программу решения поставленной проблемы, указывая конкретные мероприятия по повышению эффективности деятельности организации социального обслуживания сельского населения муниципального района.

1 Теоретико-методологические основы организации социального обслуживания

1.1 Сущность социального обслуживания

В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше. До настоящего времени считалось, что для органов здравоохранения и социальных служб в исследованиях состояния здоровья населения эта группа старых людей не имеет большого значения. К концу XX века демографическая ситуация в корне изменилась: возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и России, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп. Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи неспособны, взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб, а также на органы здравоохранения. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми, в той форме, в какой она сложилась в экономически развитых странах, в Российской Федерации стала развиваться с начала 90-х годов XX века, когда наше общество вплотную столкнулось с проблемами становления новых социально-экономических отношений. И, тем не менее, в России накоплен определенный опыт социальной работы с малоимущими и социально неблагополучными категориями пожилых и старых людей. По мнению социальных геронтологов западных стран, главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать индивида, семью или общину с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации [1, с. 242].

Под социальным обслуживанием понимается система организаций и лиц, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности людей, которые не способны удовлетворять свои повседневные потребности без посторонней помощи. В качестве синонима понятия «социальное обслуживание» часто используется понятие «социальная помощь» [2, с. 242].

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [3, с. ФЗ].

Словарь С. И. Ожегова определяет «обслуживание» как работу по удовлетворению чьих-либо нужд [4, с. 384].

С указанным понятием связывается термин «услуга» - это действие, приносящее помощь другому [4, с. 746]. Оба эти понятия при всей их схожести, все же различаются. При этом если услуга предоставляется независимо от степени нуждаемости, то обслуживание связывается с общественной необходимостью (нуждой). Соответственно «социальное обслуживание» предоставляется обществом нуждающимся (гражданам, испытывающим недостаток в необходимом) [4, с. 370] бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты.

При определении понятия социального обслуживания необходимо учитывать, что оно рассматривается в литературе в двух взаимных аспектах: с одной стороны – как экономическая, а с другой стороны – как правовая категории.

Экономическая наука исходит, прежде всего, из того, что оказываемые в процессе социального обслуживания услуги являются разновидностью потребительской стоимости и потому не могут не иметь определенное влияние на благосостояние людей. Так, в одной из своих работ К. Маркс указывал, что «труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности, - что, однако, нисколько не отличает его, скажем, от какой-нибудь машины, например, от часов».

Представитель современной экономической науки Э. М. Агабабьян полагает, что услуга — это полезный эффект, возникающий в результате производительного труда как целесообразной деятельности [5, с. 25].

Следует отметить, что мнения экономистов разделились при анализе экономической сущности, общественного производства. Одни из них полагают, что стоимость создается только в сфере материального производства и не создается в сфере услуг, поэтому труд, занятый в сфере услуг, никакой стоимости сверх той, которая уже учтена в национальном доходе, не создает и оплачивается из национального дохода.

В юридической литературе экономическая природа социального обслуживания трактуется исходя из сложности и многофакторности этого явления.

Анализируя различия, имеющиеся во мнениях о характере труда и особенностях сферы услуг, Я. М. Фогель справедливо полагает, что экономические отношения здесь могут рассматриваться в качестве своеобразной разновидности материальных отношений и в качестве таковых они, несомненно, оказывают воздействие не только на экономическую, по и на все стороны социально-общественной жизни общества.

Наряду с экономической категорией социальное обслуживание является важной правовой категорией. Оно поэтому обеспечивается специфическими гарантиями: законами, направленными па получение права на социальное обслуживание; подзаконными актами, обеспечивающими условия, средства, охрану заявленных в законе гарантий; наличием устойчивой практики работы государственных органов по обеспечению законодательно установленных прав на социальное обслуживание, охране этих прав.

В правовой литературе понятие социального обслуживания нередко отождествляются с оказанием государством различного рода услуг лишь лицам престарелого возраста и инвалидам. В частности, Я. М. Фогель рассматривает социальное обслуживание как самостоятельную систему, предназначенную для удовлетворения разнообразными услугами специфических потребностей нетрудоспособных членов общества в целях восстановления и повышения их трудоспособности, сохранения и развития ими социально-общественных, трудовых, бытовых и других отношений и связей с обществом [6, с. 31].

Аналогичную позицию занимал и А. Н. Егоров. По его мнению, социальное обслуживание престарелых и инвалидов есть не что иное, как их социально-трудовая реабилитация, под которой он понимал осуществление комплекса мероприятий, при котором возникают регулируемые как нормами права, так и нормами морали общественные отношения между инвалидами и престарелыми, с одной стороны, и компетентными государственными органами — с другой по восстановлению (или поддержанию на должном уровне) медицинского, профессионального, трудового и социального статуса, а также их трудовое устройство, порядок выплаты продолжающим заниматься общественно полезной трудовой деятельностью престарелым и инвалидам пенсий и пособий и, кроме того, оказание им другой помощи [7, с. 19].

М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова справедливо полагают, что социальное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению социальных услуг престарелым и инвалидам, ибо это понятие более емкое, поскольку охватывает широкий круг лиц, предусмотренных в законе (в том числе детей)[8, с. 490].

Современный этап развития российского законодательства действительно существенно расширил как круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, так и виды социальной помощи, предоставляемой им. Вот почему в науке права социального обеспечения используется как узкое, так и широкое понимание термина «социальное обслуживание».

В узком смысле слова под социальным обслуживанием понимают предоставление социально-бытовых услуг определенным категориям граждан, указанным в законе: помощь в ведении хозяйства, предоставление бесплатного питания, помещение в учреждениях социальной защиты и другие. В широком смысле социальное обслуживание включает в себя все иные, помимо денежных выплат, виды социального обеспечения[8, с. 155]. В этом смысле социальное обслуживание предполагает: охрану детства; охрану материнства; охрану пожилых; охрану инвалидов; вопросы воспитания; консультации.