Смекни!
smekni.com

Проституция как социальное явление (стр. 8 из 9)

Социальный контроль за проституцией в эти годы, его реальная причина претерпели существенные изменения. В 20-е годы господствовали представления о том, что проституция является пережитком капитализма и поддерживается наличием массовой безработицы. В качестве основных мер социальной реабилитации рассматривалось привлечение к труду и повышение образовательного уровня. Как дополнительные применялись репрессивные меры, направленные на борьбу со сводничеством и иными формами организованной сексуальной коммерции.

В 30-е годы на первое место выходит репрессивный компонент социального контроля за проституцией и не только в отношении организованных форм, но и в отношении самих проституток. Параллельно происходило сворачивание системы социальной реабилитации и помощи женщинам, вовлеченным в социальную коммерцию. Главную роль в этом процессе стали играть не органы социального обеспечения, а органы НКВД,

Во второй половине 50-х - первой половине 80-х годов, несмотря на официальное признание несовместимости проституции с социалистическим образом жизни, власти так и не решились пойти на прямой уголовно-правовой запрет проституции. Однако на практике для преследования проституток использовались как уголовно-правовое, так и административно-правовое регулирование. В частности, Советом Министров СССР в 1956, 1966 и 1969 гг. были приняты постановления об укреплении паспортного режима в городах Москве, Ленинграде, Севастополе и Московской области», в силу чего органами внутренних дел было представлено выселять из этих городов женщин, занимающихся проституцией, если они неоднократно задерживались за указанные действия, независимо от того, работают они или нет.

Выселение лиц, занимающихся проституцией, и конфискация их имущества считались административными мерами воздействия и применялись судами СССР на протяжении долгих лет.

Оценка масштабов, основных форм и социальных характеристик проституции в послевоенный период стала еще сложнее по сравнению с периодом 20-30 гг. Какие-либо исследования были прекращены почти полностью. За весь рассматриваемый период было проведено всего два эмпирических исследования проституции, результаты которых были опубликованы под грифом «Для служебного пользования».

Согласно исследованию В.С. Мыскина, проведенному в конце 60-х годов в Москве, по социальному происхождению абсолютное большинство женщин, занимавшихся проституцией, относились к категории рабочих, по социальному положению тоже. Второе эмпирическое исследование проституции было проведено московскими криминологами К.К. Горяновым, А.А. Коровиным и Э.Ф. Побегайло в 70-х гг. также в Москве.

Первое и второе исследования, несмотря на некоторые различия в данных, которые объясняются различиями в выборах, показали, что социальный портрет проституток второй половины 60-х - первой половины 70-х гг. по сравнению с 20-30-ми гг. изменился вместе с общими изменениями в социальных характеристиках женского населения, произошедших в СССР это время: повысился образовательный уровень, улучшились жилищные условия и материальное положение.

Начиная с 1980-х годов ширится практика продажи молодых российских женщин и несовершеннолетних детей за границу в бордели. Большинство идет на это сознательно, но некоторые даже не подозревают, что будет с ними дальше. Необходимо также отметить, что ничего неизвестно в социологическом плане о тех, кто платит за сексуальные услуги. Кроме того, статистика применения административно-правовых санкций в большей мере отражает активность правоохранительных органов. При этом не все формы проституции находятся в поле их внимания. Да и сами формы меняются.

Если во второй половине 80-х годов в Москве, Ленинграде и других крупнейших городах СССР ведущей формой профессиональной проституции

была гостиничная, то к середине 90-х на первый план вышли так называемые агентства по оказанию сексуальных услуг с рекламой в печати16

3.4 Социальный контроль над проституцией как социальной девиацией

Существует три модели социального контроля за проституцией: прогибционизм, регламентация и аболиционизм'7. Первая модель основанана запрете проституции и юридическом (уголовном или административном)преследовании лиц, занимающихся проституцией. Вторая включает в себя вкачестве основного компонента правовое регулирование сексуальной коммерции, классическим вариантом которого является полицейско-медицинский надзор. Третья модель исходит из отмены правового регулирования как в форме запрета, так и регламентации.

Современная социология проституции исходит из того, что проституция, как социальная девиация, рассматривается на разных уровнях и в различных аспектах. На макросоциальном уровне проституция выступает в качестве системы общественных отношений, посредством которых реализуется внебрачно-коммерческие формы сексуального поведения. Эта деятельность социально конструируется,организуется и контролируется с помощью соответствующих институтов и нормативных комплексов.На сознательном уровне проституция рассматривается как общественная проблема в различных аспектах:как проблема общественного здоровья, проблема общественного порядка проблема социальной политики, проблема молодежи, проблема тендерной политики и т.п.

А также социальных характеристик проституции анализируются на уровне участников процессов сексуальной коммкрции - проституток, содержателей публичных домов, сутенеров, сводником, полицейских, медиков и клиентов.

При этом, по Я. Гилинскому , девианское поведение рассматривается не как патология, а как естественный и необходимый результат эволюции социума. «Отклонение» не есть объективная характеристика определенных вида поведения, а лишь следствие соответствующей общественной оценки. Вследствие этого принципиально невозможно «искоренить2», «ликвидировать», «преодолеть» негативное девианское поведение. Речь может идти об адекватных способах и методах регулирования, управления ими (в целях оптимизации, минимизации, гармонизации и т.п.).

Будучи порождением социально-экономических, культурологических изменений, характеристики девианского поведения, в том числе проституция, служат показателем, «зеркалом» общественного бытия и «качества» населения.

И самое главное - регламентация есть ущемление индивидуальных прав и свобод человека. Последнее обстоятельство явилось решающим толчком к зарождению аболиционизма в Европе конца прошлого века. Его сторонники настаивали на том, что каждой женщине надо помочь сознать личное достоинство и ответственность за сексуальную жизнь, а не подвергаться ее принудительному врачебному осмотру и систематическому полицейскому контролю. Активисты этого движения и во второй половине XX столетия энергично выступают против использования людей в коммерческих целях, признания государством проституции как узаконенного явления.

Эта точка зрения завоевывает все большее число приверженцев среди специалистов и в нашей стране. Уменьшение количества проституток в стране не решит проблему беспорядочных половых связей, которые представляют не меньшую опасность для общества.

Ажиотаж вокруг запретной темы, похоже проходит и наступает период серьезных размышлений. История свидетельствует: ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против проституток, не дала ожидаемого результата. И бессмысленно в XXI веке повторять этот опыт. Руководствуясь актуальным наблюдениями, к такому выводу приходят представители разных стран и культур.

За всю историю проституции в России наработано много позитивных проектов: по созданию условий для вовлечения женщин в профессиональную работу, организации групп эмоционально-психической поддержки женщин и подростков, широкой сети вендиспансеров, объединений по противостоянию детской беспризорности - с одной стороны; организация научно-исследовательских комиссий, изучающих практику проституток и их партнеров, связь торговли телом с преступностью и наркоманией - с другой.

В то же время нельзя иституционализировать проституцию . Институционализация означает признание проституции (не проститутки) социально-нормальным феноменом; иначе говоря, вместо отказа и порока государство войдет с ним в открытую сделку.

Проституция порождена цивилизацией, ее противоядие - культура, очеловечивание естественных ощущений: «Разврат совсем не может быть запрещен: он должен быть ... преодолен ... Любовь - одно противоядие против разврата. Другое противоядие - высшая духовная жизнь» .

Современная проституция - социальный феномен и вместе с тем социальная девиация. Социология проституции рассматривает этот феномен на разных уровнях и в различных аспектах. Социально – психологический портрет нынешней проститутки предстает перед нами как порождение нашей жизни. Причины проституции коренятся в экономических отношениях, это коммерция, бизнес, тесно связанный с организованной преступностью и паразитирующий на теле современного общества.

Существует три модели социального контроля за проституцией: запрет, регламентация, отказ и от того и от другого. К третьей модели, аболиционизму, склоняются все больше людей и специалистов, так как она защищает индивидуальные права и свободы личности.

Для социальной работы с данной девиацией необходимо использовать все положительное, накопленное в России за долгие годы, для дела очеловечивания естественных отношений. Русский философ Н.А. Бердяев противоядием разврату (а это не только и даже не столько проституция) считал любовь и высшую духовную жизнь.

В качестве кратких выводов по третьей главе можно высказать следующее:

1.Проституцией занимаются индивидуумы, испытывающие неуверенность, тревогу, беспокойство по поводу своей социальной определенности и своего социального статуса в связи с невозможностью
обеспечить себбя материально, соответствовать определенным социальным ожиданиям, в том числе общественным;