Смекни!
smekni.com

Проституция как социальное явление (стр. 9 из 9)

2. Проституцию, как сферу занятости, следует признать официально;

3.Проституция в России прошла три исторических периода; советский и постсоветский отличался тем, что с проституцией боролись уголовно-правовыми и административными методами признавая ее несовместимой с социалистическим образом жизни;

4. Социальный контроль над проституцией осуществляется в трех моделях: прогибционизм, регламентация и аболиционизм


Заключение

Занятие проституцией - одно из древнейших социальных явлений,обнаруживаемое в разнообразных формах и размерах на страницах истории многих обществ, что и показывает исследование, проведенное во второй главе данной работы на основе обширного исторического материала. Проблема определения проституции как социального явления в разные времена решалась по-разному. У древних греков это сменапартнеров, отчуждение, плата за услуги. У римлян главное в определениипроституции - удовлетворение публичного спроса на секс услуги. Христианство рассматривало проституцию как беспорядочность половых связей. Германское право также не проводит строго различия между проституцией и внебрачными половыми связями. Ив дальнейшем авторы определений, выделяя один из признаковпроституции, остальные считал второстепенными - для одних это было ремесло, для других - преступление. В наше время под проституцией понимают вид внебрачных половых отношений, когда индивидуум, будь то
мужчина или женщина, публично или тайно предлагает свое тело в пользование неограниченному числу других индивидуумов за деньги иливознаграждение. Проституция женская, мужская, детская выполняет функцию половой социализации определенных категорий лиц, не имеющих возможности удовлетворить свои потребности в рамках общепринятых норм. В современном мире проституция рассматривается властями иобществом как негативное явление, но правовая оценка ее в различных странах неодинакова. В некоторых существует запрет в виде административной или уголовной ответственности. Во многих странах уголовная ответственность установлена только за действия, способствующие вовлечению в проституцию. В России с 1988 года введена административная ответственность за занятие проституцией. В Уголовном кодексе РФ 1997 г.предусмотрена уголовная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с занятием проституцией.

В 90-х годах XX века в России было проведено исследование, целью которого было определение социального портрета проституции. Использовались опрос и анкетирование проституток, сотрудников правоохранительных органов, врачей кожно-венерологических диспансеров. В процессе исследования решались многие задачи, в том числе изучались мотивы, как толкнувшие женщин к этому занятию. Ведь согласно наблюдениям, многие проститутки вообще не получают никакого удовлетворения от полового акта, поэтому мотивом занятия проституцией не является постоянно испытывать сексуальное удовлетворение.

Одним из мотивов, толкающих к занятию проституцией, является нужда. Кроме социологических опросов, подтверждением служит то, что проституция получила наиболее широкое распространение в странах с низким уровнем жизни, а также то, что ею занимаются, в основном, представители малоимущих слоев общества. И все-таки причину проституции нужно искать не в нужде и невысоком социальном положении, а в том, как эти обстоятельства отражаются на личности, в ее мироощущении, в ее отношении к окружающему миру, к своему месту в нем.

Проституцией, в основном, занимаются индивидуумы, которые испытывают неуверенность, тревогу, беспокойство по поводу своей социальной определенности и своего социального статуса в связи с невозможностью обеспечить себя материально, соответствовать определенным социальным ожиданиям, в том числе собственным. Психологическое изучение проституток показывает, что для них типичны агрессивность, черствость, грубость, эгоцентризм, которые выполняют защитные функции и чаще всего скрывают неуверенность в себе, чувство неполноценности.

Характерной чертой для проститутки является отчуждение своего тела от своей личности. Они воспринимают свое тело как нечто чужое,

изолированное от них, в качестве некой данности, которой можно манипулировать для решения различных жизненных проблем. Ю.М. Антонян называет такое явление десоматизацией. Десоматизация ярко проявляется, когда проститутка искренне любит одного мужчину.

Международная организация труда (МОТ) провела в 1998 г. исследование по изучению проституции не сточки зрения нравственности, а с позиций специалистов по рынку труда, международному трудовому обмену и трудовой миграции. Вывод - проституция является самостоятельным и даже влиятельным сектором экономики (Малайзия, Филиппины, Таиланд). Но если взрослые выбирают секс - бизнес как профессию добровольно в большинстве случаев, то дети — всегда жертвы.

Политика государства по отношению к представителям этой древней профессии должна состоять в улучшении условий труда, социальной защиты и в предоставлении тех же прав, что и работникам других профессий. Тем, кто вовлечен в сферу коммерческого секса обманом или по принуждению, государство должно прийти на помощь.

Проституцию, как среду занятости, следует признать легально. Официальное признание, достоверная статистика были бы полезны для оценки секс - сектора на рынке труда и налогообложения.

В историческом процессе развития проституция в России выделяются три периода: доимперский и имперский (до 1917 г.), советский (1917 - 1985) и постсоветский (после 1985 г.). В дореволюционной России проституция регламентировалась, после революции эта система была разрушена, но проституция осталась вместе с сопутствующими ей негативными явлениями. Какие-либо оценки масштабов проституции были затруднены.

В 20-е годы в качестве основных мер социальной реабилитации расматривалось привлечение к труду и повышение образовательного уровня. В 30-е годы на первое место выходит репрессивный компонент социального контроля. Главную роль в этом процессе играли органы НКВД.

Во второй половине 50-х - первой половине 80-х годов, несмотря на официальное признание несовместимости проституции с социалистическим образом жизни, власти не решились пойти на прямой уголовно-правовой запрет проституции. Но на практике для преследования проституток использовались как уголовно-правовое, так и административно-правовое регулирование. За весь период было проведено всего два эмпирических исследования проституции, результаты которых были опубликованы с грифом «Для служебного пользования».

Существуют три модели социального контроля за проституцией как социальной девиацией: прогибционизм, регламентация и аболиционизм. Первая модель — запрет и юридическое преследование. Вторая — правовое регулирование сексуальной коммерции. Третья модель исходит из отмены правового регулирования как в форме запрета, так и регламентации.

Проституция не имеет возрастного и полового цензов, не признает деления на классы. Патронируемая в наше время организованной преступностью, она продолжает процветать во многих странах мира, законодательство и правоприменительная практика в которых по отношению к проституции очень различны.

Россия также прошла свой путь как развития проституции как профессии, так и отношения властей и общества к этому сопровождающему человечество явлению.

Проституция как социальная девиация всегда привлекала внимание политиков, ученых, различных групп населения, что наглядно демонстрирует представленный в работе материал. Состояние и уровень, динамика этой девиации в числе других стран служат своеобразным зеркалом социальной действительности. Общество не хочет смотреться в это зеркало, но социология как наука призвана обеспечить возможность желающим и обязанным (властным структурам) иметь это зеркало перед глазами.

Литература

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт и оправдания. Антонян Ю.М. Проституция глазами психолога

2. Общественные науки и современность. - 1993 .-№2.

3. Ахшарумов Д.Д. Проституция и ее регламентация. Доклад
обществу русских врачей в Риге.- Рига.- 1889.

4. Блох.И. История проституции. СПб.- Издательство :Аст-Пресс-1994.

5. Быкова А.Г. Проституция в городах Западной Сибири
(1880-е - 1917гг.) // Социс- 2000.- № 5

6. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире
страстей и эротики. - М.-1991.

7. Габиани А. А., Мануильский М.А. Цена любви//
Социологические исследования. - 1987.- № 6.

8. Гилинский Й.И. Эффективен ли запрет проституции
//Социологический исследования. - 1988, - №6.

9. Гилинский Я. Социолгия девианского поведения и
социального контроля // Социология в России. Под. ред.
В.А. Ядова. М, 1998, с. 587-609.

10. Голод СИ. Проституция в контексте изменения половой
морали// Социологические исследования .- 1988 - №2.

11. Глосенко И.А., Глод СИ. Социологические исследованияпроституции в России. - СПб, 1998.

12. Грацианов П.А. По поводу нового проекта" Положения о
Санкт-Петербургском врачебно-полицейском комитете" //
Русский медицинский вестник. СПб .- 1904. №1.


13. Меренков А.В., Никитина М.Н. Социально психологический портрет современной проститутки // Социс. -2000-№5.

14. Монолог «ночной феи» // Трезвость и культура. - 1988. -
№9.

15. Поспелов А. Санитарный надзор за проституцией в Париже
и Брюсселе // Вестник общественной гигиены, судебной и
практической медицины. СПб.- 1890.

16. Рабюто М. Проституция в Европе с древнейших времен до
конца XVI в. // Проституция и ее жертвы. М. - 1873.

17. Рак. Л. В ночном тупике // Студенческий меридиан. - 1988.
-№9

18. Сабинин А.Х. Проституция. Сифилис и венерические
болезни. Половое воздержание. Профилактика
проституции. Историко-профилактический этюд. СПб. -
1905.

19. Сутенёры и проститутки: проституция в древности исегодня. - М.: Литература. - 1998.

20. Тарновский В.М. Проституция и аболицианизм. Доклад
русскому сифилидологическому и дерматологическому
обществу. - СПб. - 1888.

21. Труды высочайше разрешенного съезда по обсуждению
мер против сифилиса в России. - СПб. - 1897.

22. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. - СПб.
- 1908.

23. Флекснер А. Проституция в Европе. - М.. - 1926.

24. Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности.
Социологическая школа в науке уголовного права. М. -
1910.