Смекни!
smekni.com

Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях (стр. 18 из 20)

На вопрос «Будете ли Вы использовать знания, умения и навыки, полученные в исправительном учреждении?», 56% ответили утвердительно, 29% не задумывались и всего 1% ответили – нет. Это говорит о том, что ресурсы, которые затрачиваются компетентными органами при вкладывании соответственных знаний, умений и навыков в сознание и рефлекторную систему осужденных – не напрасны. Но вопрос – во благо или во вред используется данная система знаний, умений и навыков осужденными?

С целью выявления ответа на этот вопрос был задан вопрос – «Как Вы будете использовать знания, умения и навыки, полученные в исправительном учреждении?». 45% ответили – буду использовать в трудовой деятельности, 34% – в общении с окружающими, 30% – в домашнем хозяйстве. На пункт – свой вариант, видна направленность на исправление, изменения жизни, выбор друзей, силу избежания ошибок, продолжение учебы. Здесь видна тенденция стремления направлять волю во благо личного и общественного благоустроения. Но много осужденных жалуются на нереальность актуализации заложенных в исправительном учреждении потенций по причине столкновения с множеством неразрешимых проблем по освобождению.

С целью выявления основных проблем были заданы следующие вопросы: «Как Вы считаете, столкнетесь ли Вы с какими-либо проблемами после освобождения?» и «С какими проблемами Вы столкнетесь за пределами исправительного учреждения в первую очередь?». На первый вопрос 70% ответили утвердительно, 12% затруднились ответить и 6% ответили – нет. На второй вопрос 40% отметили отсутствие трудоустройства, 25% – непонимание со стороны окружающих, 24% – ослабление здоровья, 19% – отсутствие жилья. Также были отмечены такие факторы, как восстановление социального статуса, нехватка денег, отсутствие документов, беспокойство и предвзятое отношение со стороны милиции.

Проблемы, существующие сегодня в обществе, ставят лиц, освобождающихся из мест лишения свободы в тяжелые жизненные ситуации, которые сегодня решить самостоятельно просто нельзя. Стереотипы предвзятого отношения со стороны работодателей, ставка «вне закона» со стороны карьеристично настроенных «охранителей закона», недоверие со стороны организаций, могущих дать ссуды или жилплощадь в аренду выталкивают освободившихся осужденных за окружающий их социум, что толкает большинство слабо-личностных людей на совершение новых преступлений и приводит к повышению процента рецидивной преступности. Таким людям необходима поддержка в сложившихся тяжелых жизненных ситуациях.

На поставленный вопрос – «Как Вы считаете, нуждаетесь ли Вы в поддержке?», 39% ответило, что нуждается везде и всегда, 25% – нуждается только за пределами исправительного учреждения, 13% – не нуждаюсь вовсе и 11% – нуждаюсь только в исправительном учреждении. Это процентное соотношение доказывает предыдущий тезис и поэтому далее был задан вопрос – «В каком виде поддержки Вы нуждаетесь больше всего?», 46% отметили – в материальной, 20% – в психологической, 19% – в социальной, 18% – в медицинской и 15% – в правовой.

Здесь видно, что заключенный имеет надежду на то, что ему будет оказана хоть какая-нибудь помощь и поддержка за пределами исправительного учреждения. Перемена места расположения, перемена норм социальной активности, большая психологическая перегрузка и правовая дезадаптация после освобождения приводит освободившегося в некоторое замешательство, что способствует аффективным проявлениям и феноменизации бессознательных импульсов, дезориентации сознания. Здесь человек «повисает» между установками элементов преступного мира и социальными нормами общества, окружающего его. Задачей институтов, компетентных в оказании вышеописанной помощи и поддержки является обеспечение нуждающегося необходимым фундаментом, необходимым минимумом, обеспечивающим потребности клиента. Но первоначальная ориентация должна оказываться уже в исправительной колонии для формирования в осужденном личности, независимой от динамичности окружающего мира.

На вопрос – «Проводятся ли с Вами какие-либо мероприятия по подготовке к освобождению?», 51% ответили отрицательно и только 29% – положительно, что делает понятным феномен рецидивной преступности. Человек освобождается неподготовленным ни морально, ни социально, что подтвердят ответы на следующие вопросы.

Тем осужденным, которые ответили положительно на предыдущий вопрос, был задан следующий вопрос: «Какие мероприятия проводятся с Вами по подготовке к освобождению?», 22% отметили индивидуальные беседы, 13% – коллективные беседы и 11% – лекции. Эффективность такой работы была оценена ответами на следующий вопрос – «Оцените эффективность проводимой по поводу освобождения социальной работы». 29% ответили, что эта работа поможет после освобождения, 22% отметили малоэффективность и 15% сказали – не поможет после освобождения.

При опросе в процессе включенного наблюдения видно, что большинство как респондентов, так и не анкетированных осужденных не адекватно определяют феномен социальной работы, путая беседы сотрудников оперотдела с индивидуальными беседами социальной направленности. Многие просто не имеют никакого представления о социальной работе, путая с обязанностью государственного аппарата в их материальной социальной защите по освобождению, которую оценивают крайне негативно отмечая ее практическое отсутствие и равнодушие к бывшим осужденным. Некоторые осужденные заявляли, что единственная социальная работа, которую они видели в своей жизни, – это данное анкетирование и это вселяло в них надежду на разрешение их дальнейших проблем.

В связи с этим респондентам был предложен следующий вопрос – «Какие мероприятия по подготовке к освобождению Вы можете предложить?», на что больший процент отметили необходимость организации института первой социальной помощи по освобождению – 12%. Немного меньший процент показали необходимость лекций о нравственности и духовности и развития деятельности распространения христианской веры и Евангелия. Дальше, по убывающей: трудоустройство, обеспечение жильем, беседы и практика о коммерции и фермерству, лекции по правовому базису.

При рассмотрении ответов видно желание осужденных к морально-нравственному общению, их тяга к нравственному и духовному совершенствованию, к очищению и освящению мысли, чувства, к укреплению в духовно-нравственной деятельности. Также чувствуется потребность этих людей в первой помощи при их освобождению. Многим осужденным после освобождении просто некуда идти по причине нарушения социальных связей.

На вопрос «Поддерживаете ли Вы связь с кем-либо за пределами исправительного учреждения?», 72% ответили утвердительно и 10% – отрицательно. На вопрос «С кем Вы поддерживаете связь?», 72% ответили – с семьей, 27% – с друзьями и 10% – с коллегами. Отсюда следует необходимость акцента на семьи осужденных, на организацию социальной работы с семьями осужденных, потому что при неустройстве семейного благополучия «патриотические» чувства освободившихся тянут их на «подвиги», могущие обеспечить необходимым минимумом материальных благ, что оканчивается очередным тюремным заключением. Окружение осужденных, их старые друзья, имеют очень большое влияние на психологический настрой освободившегося, что также приводит к очередному заключению. В связи с этим социальному работнику необходимо обеспечить климат осужденного по его освобождению, коррекция его социальных связей, обеспечение необходимым минимумом материальных благ, наладка семейного уюта.

При общении с ними заметен страх, сомнения в своих силах, но вопреки этому, статистика показывает обратное, что будет явлено далее. На вопрос «Готовы ли Вы к освобождению?», 80% ответили – да и только 8% – нет. В результате включенного наблюдения видно, что приблизительно 80% «уверенных в своих силах» заключенных имеют не первую судимость и большинство из них через некоторое время возвращаются назад в исправительную колонию.

На вопрос «В чем это выражается?» те, кто ответил утвердительно, приводят следующие аргументы: понял смысл жизни – 15%, исправился – 11%, набрался необходимых знаний – 8%, уверовал во Христа и Евангелие – 6%, хочу начать все сначала – 5%, устал психологически – 4%, надо устроить жизнь – 4%, надо создать семью – 3%, желание приносить пользу ближнему – 2%. Те респонденты, которые ответили отрицательно, привели следующие аргументы: не закончил школу, ПТУ, АмГУ – 2%, нет духовной взрослости – 2%, не готов к новой жизни из-за своей лени – 1%.

В результате включенного наблюдения видны следующие закономерности. Всякий человек, который не осознал своих ошибок, которых не раскаялся и не попробовал поменять свои экзистенциальные установки – возвращается назад, какую бы систему знаний он не получил. Большим стимулом к перемене сознания в положительную сторону является глубокое осознание своей греховности и искреннее покаяние в Церкви, осознание смысла жизни и принятие Евангелия. Этот вывод подтверждает следующие два вопроса, являющиеся заключением данного исследования.

На вопрос «Посещала ли Вас мысль о возвращении в места лишения свободы по какой-либо причине?», 74% респондентов ответили, что не посещала, и только 15% ответили утвердительно.

Интересно, что на вопрос «По какой причине Вы вернулись бы в исправительное учреждение?», больший процент из второй категории респондентов – 4%, ответили, что целью посещения колонии для них является благовестие Евангелия и 1% с целью спортивной и медицинской деятельности. Остальные ответы таковы: не от хорошей жизни – 3%, по глупости и неосторожности – 3%, предвзятое отношение милиции – 2%.