Смекни!
smekni.com

Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях (стр. 7 из 20)

В качестве наиболее удачной формы организации коллектива осужденных был признан отряд. Отрядная система практически без изменений сохранилась до нынешнего времени. Во главе отряда осужденных назначается начальник, в круг функциональных обязанностей которого входят элементы социальной работы. В 1975 году были введены должности старшего инспектора по трудовому и бытовому устройству осужденных, освобождаемых из исправительных учреждений, а в 1978 году постановлением Министров СССР – должности инженера по организации труда осужденных в отряде исправительного учреждения, имеющих собственную производственную базу. Следует отметить, что инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных, освобожденных из исправительных учреждений, являлся фактически сотрудником, осуществляющим в наиболее полной мере функции специалиста по социальной работе.

В 60–80 годах в исправительных учреждениях проводится опытно-экспериментальная работа, которая содержала и элементы социальной работы. Наиболее значимые из положительно-зарекомендовавших опытов: вологодский (формирование направленно-воспитывающих коллективов осужденных); харьковский (шефство общественности над исправительными учреждениями); белорусский (организация индивидуальной работы с трудновоспитуемыми осужденными) и другие.

Позднее в практику деятельности исправительных учреждений был введен новый социально-правовой институт – краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы, значительно расширилось условное и условно-досрочное освобождение от отбывание наказания осужденных, доказавших свое исправление.

В конце 80-х – начале 90-х годов большое внимание уделялось укреплению взаимодействия исправительных учреждений с представителями различных религиозных конфессий и благотворительных миссий, имевшего важное значение для реализации основ социальной работы в местах лишения свободы. Во многих исправительных учреждениях был накоплен опыт совместной работы со священнослужителями в духовном и нравственном становлении осужденных. В этой деятельности активное участие принимали служители Русской православной церкви, Евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, мусульман, буддистов и других. Большую активность по оказанию социальной помощи осужденным проявила Армия спасения, представляющая собой евангелическую ветвь христианской церкви.

Представляет научный интерес раскрытие такого направления социальной работы, как помощь лицам, отбывшим наказание, в адаптации к жизни в обществе. С этой целью одним из первых в стране было создано специализированное общежитие для краткосрочного проживания в Калининграде. Контингент лиц, которым оказывается помощь, ограничен лицами, отбывшими наказание только в этой области. Но по такому же пути пошли и в Ярославле, создав на базе общежития, принадлежащего промышленному предприятию, «переходной дом», где в течение месяца освобожденные могли проживать и одновременно решать вопросы обустройства своей жизни, до получения постоянного жилья и работы.

Заслуживает внимания и подход, выработанный в конце 80-х годов в Ленинграде. По решению исполкома было выделено под общежитие здание на 250–300 мест с передачей его на баланс центра по трудоустройству. Финансирование создаваемого центра социальной адаптации осуществлялось за счет долевых отчислений исполкомов райсоветов.

Полезен опыт создания и работы центра социальной адаптации в Самаре. Его можно считать переходным этапом от простейших форм социальной помощи (предоставление места для ночлега) к созданию организаций, оказывающих всестороннее содействие лицам, нуждающимся в жилье, трудоустройстве, материальной, юридической, медицинской помощи. Особенностью Самарского центра являлось то, что туда принимались не только лица, отбывшие уголовное наказание, ни и другие граждане, по тем или иным причинам утратившие связи с родственниками, постоянное место жительства.

В ряде регионов страны функционировали советы социальной адаптации, фонды социальной помощи и другое. Советы социальной адаптации – это добровольные общественные организации, оказывающие содействие освобождающимся по устройству жизни на свободе.

В начале 90-х годов исправительная политика Советского государства подверглась коренному изменению, что обусловлено проходящими в нашем обществе процессами смены государственности, политической власти, ценностных ориентаций общества и другими факторами. Законодательно были отменены многие правоограничения и введены нормы, закрепляющие право осужденных на свободу совести, вероисповедания, право на отпуск, на зачет времени работы в местах лишения свободы в общий трудовой стаж, право на личную безопасность, на телефонные разговоры и другие права. Социальной реадаптации способствовало признание незаконной нормы Жилищного кодекса РСФСР об утрате права на жилье лиц, осуждающихся к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, а также нормы Закона «О государственных пенсиях», которая предусматривала приостановление выплаты пенсии во время лишения свободы по приговору суда, пересмотрены нормы обеспечения предметами первой необходимости осужденных к лишению свободы, не имеющих заработка.

Таким образом, к концу 90-х годов были созданы предпосылки для создания в исправительных учреждениях института социальной работы.

1.3 Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью

Традиции участливого, жалостливого отношения к лишенным свободы, сострадания, благотворительности, патроната и попечительства в России имеют глубокие исторические корни. Очевидно, в этом проявляется особая чувствительность русской души, национальная склонность к сопереживанию с ближним, общинная ментальность, готовность помогать друг другу в трудной жизненной ситуации. Признавая реальную силу множества неблагоприятных обстоятельств, которые толкали людей к совершению дурных поступков и даже опасных преступлений, общество стремилось к смягчению участи «бедных и несчастных», «милости к падшим», общественному призрению заблудших и нравственно больных.

Вплоть до начала XIX века эпизодические акты благотворительности осуществляли представители местной и верховной государственной власти: князья, российские государи, члены их семей, государственные сановники, а также все сочувствующие люди. Забота о заключенных проявлялись в таких формах, как посещения тюрем, в основном, в дни праздников, выслушивание жалоб арестантов, раздача милостыни и другая материальная помощь, а иногда – даже помилование. Подобные деяния были бессистемными, практически не влияли на тяжелую участь лишенных свободы и в целом на положение дел в тюремных заведениях.

Первой попыткой организовать общественную помощь арестантам была предпринята императором Александром I в 1802 году, когда его решением было создано «Человеколюбивое общество». Членам общества предоставлялось право регулярно посещать и опекать заключенных, как это делалось за границей. Последующее изучение опыта английского попечительства о тюрьмах, объективная потребность придать цивилизованный вид местам заключения и облегчить положение тюремного населения способствовали в 1819 году созданию в соответствии с Высочайшим указом Петербургского «Попечительного о тюрьмах общества». Эпиграфом утвержденного Александром I Устава общества стали слова из Библии: «Я, Господь, призываю Тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа во свет для язычников. Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы».

Примечательно, что в этом документе впервые на государственном уровне было подчеркнуто, что попечение должно быть не только об улучшении отбывания наказания, но и о нравственном исправлении состояния содержащихся в тюрьмах преступников. Цели и задачи исполнения наказания, методы и средства их достижения, принципы и направления деятельности, права и обязанности представителей общественности (президента и его членов) были изложены в 25 специальных «Правилах для Попечительного о тюрьмах общества».

Первоначально общество состояло из Петербургского комитета в составе 30 членов обоего пола, представителей церковной и светской знати. Организованное попечительство довольно быстро распространилось в стране. В течение 10–15 лет практически во всех регионах России были созданы Попечительства, работавшие более чем в 800 местах заключения. К 25-летнему юбилею Петербургского общества в стране насчитывалось 49 губернских и 277 уездных комитетов, что свидетельствует о признаках системности в организации попечительства. В свою очередь сформированная система обществ и комитетов способствовала созданию общероссийской структуры государственного управления тюрьмами.

Деятельность обществ, несмотря на филантропический характер целей, ограниченность реальных возможностей, декларативность организационных документов, а также сословный и великосветский его состав, создала предпосылки для масштабного, в определенной степени систематизированного общественного контроля, помощи и воздействия на положение дел в российских тюрьмах, а также формирования основ социальной работы с заключенными. Став ее важнейшим субъектом «Попечительное о тюрьмах общество» выполняло защитно-посреднические функции между арестантами и государством, способствовало установлению тюремной дисциплины, введению элементов регламентированного распорядка дня.

Так, был запрещен свободный вход для раздачи милостыни арестантам, установлены определенные дни свиданий с родственниками, общения со священниками. Предпринимались усилия для искоренения безделья и праздности в тюрьмах: организовывались мастерские, вводились часы для работы. В качестве стимула за хорошее поведение и трудолюбие заключенные могли получить денежное вознаграждение. При активном содействии общественности в одном из регионов удалось открыть специализированный магазин для продажи арестантских изделий. Было упорядочено время для отдыха и занятий: кроме общественных работ заключенные приобщались к чтению религиозных книг, беседовали с членами комитетов общества и получали наставления священнослужителей. Сознавая ценность сохранения человеческого облика у лиц, содержащихся в тюрьмах, попечители организовывали бани, периодическую смену белья, строили лазареты, школы грамотности. Поскольку привычными явлениями были массовые заболевания и смертность в период этапирования, представители общества добились перевозки узников в специально предназначенных для этого экипажах.