Смекни!
smekni.com

Замещающие семьи (стр. 8 из 12)

14. Новгородская область. Областной закон «О регулировании не которых вопросов семейных отношений в Новгородской области» от 31 июля 1996 года № 65-03

• Ст. 1 Патронатная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная при учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между учреждением и патронатными воспитателями, регламентируемых договором между учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и патронатной семьей;

• Патронатный воспитатель-лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка в патронатной семье;

• Ст. З Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кроме форм устройства, предусмотренных ст. 123 Семейного кодекса РФ, могут передаваться в патронатную семью. Положение о патронатной семье утверждается Администрацией области;

• Патронатное воспитание устанавливается, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа).

• Патронатному воспитателю на патронатное воспитание может быть передано не более трех детей. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронатное воспитание детей, являющихся близкими родственниками;

16. Постановление Администрации Томской области №245 от 11 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения о патронате над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

1.4. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя учреждением на основании договора о патронатном воспитании.

1.5. Патронат осуществляется над детьми в возрасте до 18 лет, оставшимися без попечения родителей.

1.8. Договор о патронатном воспитании заключается между учреждением в лице её руководителя и патронатным воспитателем.

В случае помещения ребенка в семью супругов, договор может быть заключен с одним из супругов, признанным кандидатом в патронатные воспитатели.

Итак, подводя итог главе, хочется сделать следующий вывод:

1. Приоритетной средой воспитания ребенка является кровная (биологическая) семья. При отсутствии возможности воспитания ребенка в кровной семье, ребенку должна быть обеспечена возможность воспитания в замещающей семье. Замещающие семьи: семья усыновителей, приемная, опекунская, семейный детский дом, патронатная семья, семейная воспитательная группа.

2. Семейная воспитательная группа-форма социальной реабилитации семьи и ребенка, направление деятельности: профилактика социального сиротства, реабилитация кровной семьи и возврат ребенка в реабилитированную семью.

3. Семья усыновителей — тип замещающей семьи, взявшей на себя всю полноту ответственности за воспитание, обучение, развитие и социализацию ребенка-сироты.

4. Опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа - типы замещающих семей, являющихся законными представителями детей-сирот.

5. Патронатная семья-форма семейного воспитания государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

И оттого, насколько тщательно кандидаты прошли отбор, обследование, обучение, насколько профессионально было организовано сопровождение замещающей семьи, зависит, сможет ли данная семья справиться со своей ролью или распадется сама и сделает из ребенка затравленного зверька, не верящего никому и ни во что.

ГЛАВА 3. ПОИСК И ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

§ 1. Опыт подготовки замещающих родителей в США

В США более 500 тысяч детей постоянно или временно проживают в профессиональных замещающих семьях (foster families). Несмотря на то, что система foster care является ключевым звеном в помощи детям, которые по каким-то причинам не могут проживать со своими родителями, организационные и психологические проблемы подготовки замещающих родителей периодически становятся причиной разногласий с органами, представляющими интересы ребенка (child welfare agencies).

Основные претензии чиновников к специалистам, работающим с замещающими семьями, - это отсутствие четких критериев оценки эффективности программ подготовки семейных воспитателей, и, в результате, недоверие к их полезности. Также замещающие родители сталкиваются с тем фактом, что планка требований общества к родителям поднимается все выше. Помимо налаживания отношений с приемным ребенком, им приходится решать типичные проблемы «работающих родителей», «одиноких родителей» и т. д. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению возраста детей и усилению негативного опыта жизни в родительской семье, что требует от замещающих родителей особой подготовки.

Подготовка замещающих родителей является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. По данным разных источников, хорошая подготовка помогает уменьшить число поведенческих проблем у детей; наладить бесконфликтные отношения со специалистами, оказывающими семье поддержку; постоянно совершенствовать родительские навыки, не сталкиваясь с проблемой эмоционального выгорания. Первое масштабное исследование, которое можно считать достаточно валидным, было проведено в 1978 году в Калифорнии. Оно показало, что замещающие семьи, прошедшие специальную подготовку, имеют больший багаж психолого-педагогических знаний, ощущают большую поддержку и более удовлетворены своей ролью, чем не прошедшие обучение.

Что же такое «хорошая» программа подготовки профессиональных замещающих семей, позволяющая добиться положительного эффекта?

По сути, большинство подобных программ состоят из тематических блоков, в которые входят:

· Ознакомление с правами и обязанностями замещающей семьи, объяснение принципа взаимного подбора – семьи, подходящей для ребенка и ребенка – для семьи;

· Мотивация на сотрудничество с командой профессионалов и с биологическими родителями ребенка, на совместное принятие решений; развитие навыков получения адекватной поддержки от окружающих;

· Повышение психолого-педагогической компетентности: знания о развитии ребенка, о возможных проблемах и путях их решения, развитие навыков общения с детьми (в том числе при помощи известного Тренинга родительской эффективности Т. Гордона, творчески переработанного в нашей стране Ю.Б. Гиппенрейтер).

К примеру, в исследовании Lee J.H. & Holland T.P. на основе программы MAPP – Model Approaches to Partnership in Parenting (Моделирующий подход к партнерским отношениям родителей) использовались следующие критерии эффективности:

· Снижение числа нереалистичных ожиданий в отношении ребенка;

· Отказ от телесных наказаний;

· Более глубокое понимание детско-родительских отношений;

· Развитие эмпатии и понимание нужд ребенка.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что параметры, выбираемые в качестве критериев эффективности программ подготовки замещающих семей, просто отражают доминирующие в обществе представления о правильном родительском поведении, то есть не являются специфичными именно для замещающих семей.

Дополнительную неопределенность вносит проблема экспериментальной проверки эффективности программ подготовки. В контрольную группу (не прошедшую обучение) попадают замещающие семьи, совершенно иначе мотивированные на работу, имеющие другие представления о сотрудничестве с командой специалистов. Существуют также семьи, уже имеющие опыт воспитания своих и чужих детей (например, племянников), которые оказываются достаточно компетентны и без специального обучения.

Если в качестве критерия эффективности использовать число случаев возвращения ребенка из-за проблем, возникших в замещающей семье, то весьма эффективной является программа NOVA (Simon & Simon, 1982), целью которой является «привлечение, отбор, обучение и поддержка замещающих семей как членов команды, работающей на долгосрочную перспективу жизненного пути ребенка». Работа по ней дала почти в 2 раза меньше случаев отказа замещающей семьи воспитывать ребенка, даже в трудных случаях.

Прояснить ситуацию с целями, задачами и критериями эффективности подготовки замещающих семей может анализ диагностических инструментов, на основе которых и происходит отбор кандидатов, годных для работы с детьми.

Среди наиболее надежных опросников выделяют Potential for Foster Parenthood Scale (PFPS, Stone & Stone, 1983) – Шкалу для оценки потенциала замещающих семей, состоящую из 54 пунктов, и ее современную версию Foster parent potential scale (FPPS, Orme, Buehler, McSurdy, Rhodes & Cox, 2003) из 76 пунктов. Иногда допускается использование диагностических инструментов, напрямую не относящихся к проблеме семейного устройства детей, например, Family Adaptability and Cohesion Scale (FACES III) – Шкала семейной адаптивности и сплоченности.

Опросники, оценивающие потенциал кандидатов, заполняются не ими самими, а специально обученными специалистами – психологами или социальными работниками. Фактически, они помогают максимально структурировать и привести к количественным результатам данные анамнестической анкеты, наблюдения и клинического интервью.

Приведем инструкцию и несколько вопросов из Шкалы для оценки потенциала замещающих семей. Эти примеры интересны еще и тем, что касаются проблемы общения с биологическими родителями ребенка – возможно, наиболее щекотливой для российских замещающих семей. Мы отдаем себе отчет в том, что термин «биологические родители» несет в себе пренебрежительный оттенок, сводя роль этих людей исключительно к физиологии. Однако в русском языке нет другого общепринятого аналога для понятия birth parents (досл. «родители по рождению», «родные родители»). Этот «пробел» в терминологии сам очерчивает «зону ближайшего развития» для отечественной теории и практики семейного устройства детей: выработку толерантного отношения к родителям, которые по тем или иным причинам не могут полноценно выполнять свои обязанности, и поиск для них достойного места в картине мира ребенка.