Смекни!
smekni.com

Феминизм и эмансипация женщин в современном обществе (стр. 4 из 8)

Очевидно, что выполнить свои функции в России феминизм может только при условии его дальнейшего и постоянного развития. Однако развитие феминизма в российском социуме затруднено по ряду причин. Первая из этих причин заключается в негативной коннотации самих терминов "феминизм" и "феминистка" и непонимании их современного звучания.

На обыденном уровне феминизм продолжает восприниматься лишь как борьба женщин за равенство с мужчинами, что ассоциируется с выравниванием всех по мужскому образцу. Отсюда представление о феминизме как о движении по маскулинизации женщин, как угроза институту семьи и т.п. Феминизм в таком понимании близок к результату эксперимента по эмансипации женщин, осуществленном в советский период и установившем двойную или даже тройную нагрузку, которая легла на плечи советских женщин. Этот результат стал отождествляться с итогами реализации феминистских идей и получил резко негативную оценку.

Преимущественно негативное отношение к феминизму существует в России и на уровне научного сообщества. Большинство российских ученых, не имея возможности игнорировать развитие гендерных исследований, стремятся противопоставить феминистскую теорию и концепцию гендерного равенства. Они стараются не замечать, во-первых, что "гендер" как социологическая категория родился именно в рамках феминистской теории; что, во-вторых, за очень редким исключением, феминисты/ки также выступают за гендерное равенство и что, наконец, феминизм как таковой представляет собой многоплановое явление, включающее в себя не только и на сегодняшний день не столько борьбу за равноправие женщин, как, главным образом, идею гендерного равенства, представленную с точки зрения женщин, и концепцию социокультурного развития, являющуюся альтернативой доминирующей сегодня патриархатной модели развития.

Вторая причина заключается в широко распространенном ошибочном мнении об отсутствии в российском обществе дискриминации по признаку пола. Это объясняется как декларируемым в советском и современном российском законодательстве равенством мужчин и женщин, так и определенной направленностью в подаче материалов о гендерном равенстве подавляющим большинством современных российских СМИ. Так, телевизионные каналы НТВ и "Культура" в своих популярных программах "К барьеру" и "Культурная революция" неоднократно обращались к этой теме, но практически всегда основным лейтмотивом передач был тезис об отсутствии в российском обществе дискриминации по признаку пола. В передачах практически не принимали участие специалисты, занимающиеся гендерными исследованиями. Разговор велся на уровне обыденных представлений и сводился к рассказам успешных на сегодняшний день женщин, которые, по их словам, на своем жизненном пути никогда не встречались с дискриминацией по признаку пола.

Третья причина - доминирование традиционных гендерных стереотипов. В основе этих стереотипов лежат эссенциальные взгляды, которые аккумулируются в идею о предназначении полов. Существование традиционных гендерных стереотипов, в которых за мужчинами закрепляется лидерство в обществе, а женщинам отводится роль аутсайдеров, создает иллюзию, что современная гендерная система, основанная на гендерной асимметрии и гендерном неравенстве, единственно возможная.

Четвертая причина заключается в больших трудностях, которые испытывает феминизм в России в теоретическом и методологическом плане. Западные феминистские дискурсы носят преимущественно вторичный характер и основываются на философских дискурсах, напрямую несвязанных с проблемами феминизма. Особенно продуктивным для развития феминистской теории на Западе оказался постмодернистский дискурс. Но в современной российской философии постмодернистский дискурс, как и многие другие, отличные от марксистского, только начинают осваиваться. Переход от единой марксистской концепции видения мира к представлению о многоликости мира крайне сложен и длителен. Поэтому у российской феминистской теории еще слабы методологические основы. Кроме того, при освоении огромных наработок западной философии сам феминистский дискурс воспринимается большинством "серьезных" ученых как малозначительный, не стоящий особого внимания и оказывается не представленным при анализе западных философских дискурсов.

Пятая причина - низкий уровень жизни большинства российского населения, при котором более актуален вопрос не о том, как жить достойно, а о том, как выжить. В сложившихся условиях в российском социуме отсутствует эксплицитная гендерная чувствительность. Современный феминизм, провозглашающий свободу выбора как стратегию жизни для женщины, оказывается не созвучным задачам простого выживания.

Шестая причина определяется отсутствием в России традиции уважения к личности и ее праву свободного выбора своего жизненного пути. Феминизм, основной целью которого как раз и является предоставление возможности самой женщине выбирать свой жизненный путь, который позволит ей самореализоваться, оказывается до настоящего времени чужд российскому социуму.

Таким образом, в современной России мы имеем, с одной стороны, потребность в развитии феминизма как важной составляющей движения общества к гендерному равенству и демократизации; с другой стороны, многочисленные препятствия, тормозящие процесс распространения феминистских идей в российском обществе. Основным вопросом в сложившейся ситуации становится вопрос о перспективах развития феминизма на российской почве. Перспективы, в свою очередь, зависят от наличия в самой российской социетальности основании для развития и углубления феминизма.

Анализ культуры, развития и современного состояния гендерной системы российского общества позволяет говорить о существовании определенных духовных и социокультурных оснований феминизма в России.

Духовные основания феминизма заложены в своеобразии русской национальной культуры. Стержень русской духовной культуры - уникальный культ Матери. Все, что наиболее ценно для русского человека, связано с различными ипостасями образа Матери: это и русская земля, и Родина, и Богородица, и, конечно, женщина-мать. "Безотцовским сыном Великой матери" называл русского человека Г.П. Федотов[14]. Такое обожествление образа матери не могло не создать мифа о русской женщине как женщине, обладающей гипертрофированными материнскими чертами. При всей мифологичности такого представления о русской женщине, в нем отразились присущие ей черты: заботливость, сострадание, милосердие. Культ Матери делал естественным широкое участие русских женщин в борьбе за освобождение народа, объясняя это материнской любовью-жалостью ко всем обездоленным. И в современной России традиция почитания культа Матери может быть важнейшей предпосылкой для активного и успешного участия женщин в общественной жизни, так как именно материнские черты-забота и сострадание - имеют в настоящее время для российского общества особую ценность.

Высокая оценка материнских черт в русской культуре во многом основывается на том, что эти черты в определенной степени присущи всему русскому народу. Материнское отношение к окружающему миру близко и понятно русскому человеку. Поэтому обращение к таким чертам русского национального характера как сострадание и милосердие создает определенную вероятность для распространения в российском социуме феминистской концепции нового устройства общества, основанного на этике заботы.

Своеобразием традиционной русской культуры является также трактовка женского начала как начала активного. В русской литературе, от былин и сказок до классических произведений, именно женщины инициативны и деятельны, именно они совершают решительные поступки. Василиса Премудрая неоднократно выручает из беды Ивана-царевича, пушкинская Татьяна первая признается Онегину в своем чувстве; тургеневская Елена Стахова уезжает в Болгарию, чтобы вместо умершего мужа сражаться за освобождение его родины. В русской культуре женщины активны и решительны. Следовательно, желание современных российских женщин участвовать наравне с мужчинами во всех сферах общественной жизни не входит в противоречие с русскими культурными традициями и является воплощением в конкретно-исторических условиях представлений об активном женском начале. И это, в свою очередь, соответствует феминистским взглядам на женщину как на субъект социальных процессов.

Вершиной русской духовной культуры признана философия Серебряного века. Антифеминистский по сути дискурс философов Серебряного века отмечен высокой оценкой женственности, возникновением учений о Софии-Премудрости Божьей и Вечной Женственности, а также созданием иного, чем в западной культуре, культурно-символического ряда, в котором феминное ассоциируется с духовным, истинным и божественным. И, хотя эти взгляды "скорее аллегория, чем категория, скорее моральное наставление, чем концепция"[15], они нарушают традиционные для патриархатной культуры культурно-символические ряды, представляя тем самым возможность для их критики, для демонстрации "невсеобщего" их характера.

Философы Серебряного века, рассматривая всю историю человечества как арену взаимодействия мужественности и женственности, высказали идею комплементарности мужского и женского начал. Идея комплементарности, взаимного дополнения полов нашла отражение в некоторых западных феминистских теориях. Либеральный посыл идеи может найти сторонников и среди российских феминистов. Более того, идея комплементарности мужского и женского начал является продуктивной для репрезентации их равноценности. Признание равноценности мужского и женского начал, мужчин и женщин - важный шаг на пути к гендерному равенству.