Смекни!
smekni.com

Феминизм и эмансипация женщин в современном обществе (стр. 6 из 8)

Феминистка - это оскорбление

Говорить о борьбе за права женщин в России как-то не принято. Мужчины не говорят об этом по вполне понятным причинам. Женщины в свою очередь боятся обвинений в феминизме - в России это слово скорее ругательное. Неудивительно, что борьба за женское равноправие в западном понимании на российской почве как-то не прижилась. Этому есть свои причины. Во-первых, патриархальное мышление, по-прежнему свойственное большинству россиян (согласно недавним исследованиям Института социологии РАН, две трети населения страны склонны к архаичному, традиционному мышлению). А во-вторых, большинство социальных завоеваний пришли к россиянкам как бы "сами собой", благодаря победе большевиков, уравнявших женский пол с мужским. Крылатую фразу Ленина "каждая кухарка сможет управлять государством" сегодня по-прежнему часто цитируют, хотя и в негативном контексте. При этом символично, что вождь пролетариата употребил именно слово "кухарка" (в смысле - женщина), а не к примеру "дворник".

Одна из немногих реальных социальных льгот для женщин, сохранившихся со времен СССР - защита прав материнства и детства. К примеру, в России один из самых продолжительных декретных отпусков. И тут мы точно опережаем Европу и Америку. И сегодня, учитывая сложную демографическую ситуацию, правительство не скупится на льготы матерям. Но и в этом есть определенный подтекст - женщине как бы дают понять - оставайся в своей привычной нише жены и матери, рожай побольше работников для государства, а мы тебе это оплатим.

На эту государственную тенденцию обратили внимание и в Комитете ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В июле 2010 Россия представляла в Организации Объединенных Наций очередной доклад о положении женщин в стране. Так вот, в заключении Комитета ООН на доклад было отмечено, что "Комитет испытывает озабоченность по поводу того, что государство-участник [Россия - авт.] неоднократно подчеркивало роль женщин как матерей и домохозяек. Комитет озабочен тем, что такие обычаи и практика увековечивают дискриминацию в отношении женщин, что находит свое отражение в неблагоприятном и неравном статусе во многих областях". И далее: "Комитет отмечает, что для достижения равенства между мужчинами и женщинами необходимо, чтобы женщины в первую очередь рассматривались не как жены и матери, а как индивиды и субъекты, занимающие равное с мужчинами положение в обществе".

Мужской вопрос

Россия первой из стран СНГ подписала Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Следующим шагом должно было стать принятие закона о гендерном равенстве. Но тут дело почему-то застопорилось. "Закон был разработан еще в 1999 году. В 2003 прошло его первое чтение. С тех пор никакого движения. Между тем почти все страны СНГ приняли закон о гендерном равенстве, взяв за основу вариант, разработанный в России", - говорит Наталия Григорьева, профессор МГУ, член Научного совета по гендерным проблемам при отделении общественных наук РАН. Согласно этому закону запрещается любая дискриминация в отношении женщин. Кроме того, все государственные законы, в том числе бюджет, обязательно должны проходить гендерную экспертизу. А в органах государственной власти должна соблюдаться определенная пропорция женского представительства. Например, в европейских странах это 30-50%. Именно этот вопрос вызвал в российском парламенте особенно негативную реакцию депутатов-мужчин: "Вы хотите, чтобы 30% мужчин ушли и уступили место женщинам?" Неудивительно, что законопроект положили "в стол".

Подобная реакция на попытки выдвижения женщин на руководящие должности прослеживается везде. Даже в первой сотне кадрового резерва президента всего 11 женщин. Неужели в нашей стране профессиональных и компетентных женщин в 10 раз меньше, чем мужчин? Экспертов из ООН это тоже удивило, поскольку они сочли нужным подчеркнуть, что "в настоящее время число женщин в федеральных органах законодательной власти незначительно и что они составляют лишь небольшую долю специалистов, включенных в общероссийский резерв эффективных управленческих кадров. Комитет выражает также обеспокоенность по поводу небольшого представительства женщин в общественной, политической и трудовой жизни, в том числе на дипломатическом поприще, среди профессоров университетов и на руководящих должностях, в том числе старшего звена". В следующий раз Россия отчитается перед ООН об успехах в борьбе с дискриминацией женщин через четыре года.

Женский ответ

Конечно, и в этих условиях российские женщины умудряются покорять всевозможные вершины. В самых разных областях можно найти примеры успешных, состоявшихся дам. Правда, за кадром остается тот факт, что на руководящей должности российской женщине приходится работать, как правило, в два раза больше, чем мужчине - чтобы доказать свое право занимать это место. Ну а остальным, помимо торговли и обслуживания, остаются сферы, которые по каким-то причинам избегают мужчины. К примеру, те, где требуется усидчивость, внимательность - то есть рутинная, бумажная работа. Неслучайно в исполнительных органах власти 68% работников - женщины. Разумеется, на низовых и средних должностях. Еще интересный факт, озвученный на конференции: в военных вузах, где принимают девушек, конкурс среди них в этом году был 25-30 человек на место. Если мужчины не хотят служить, значит, в армию пойдут женщины. Когда-то это уже было - во время Великой Отечественной войны. Тогда прославились и женщины-летчики, и разведчики, и снайперы. Не говоря уже о том, что вся работа в тылу легла главным образом на женские плечи.


2. Возможно ли развитие феминизма в странах с традиционной восточной культурой?

Шахзода Абдураимова

Статья: «Мусульманка сегодня. Взгляд Запада и Востока на правовой статус женщины в ислам».

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

В зерцале отражен прекрасный облик твой.

Зерцало чисто, дивный лик пленяет красотой.

Как драгоценное вино в прозрачном хрустале

В глазах блистающих твоих искрится дух живой.

Саади Ширази

Образ женщины в исламе, мусульманки, чье тело, чувства, мысли надежно укрыты от посторонних глаз, всегда привлекал к себе внимание поэтов и писателей, ученых и журналистов и всех, кто интересуется Востоком. Проходили столетия и эпохи, одна общественная система заменяла другую, а загадочный образ мусульманки оставался неизменным. Между тем изменились положение мусульманской женщины, ее внутренний мир, но границы семьи и дома, плотное покрывало надежно скрывали эти изменения от любопытствующих взглядов. В какой бы стране она ни жила, на каком бы языке она ни говорила, кем бы ни работала, она ощущала и называла себя "муслима" (мусульманка), чувствовала свою принадлежность к единой универсальной мусульманской общине – умме, осознавала себя продолжательницей традиций, входящих к великим женщинам ислама, окружившим пророка Мухаммада[11].

Однако в последнее время наблюдается настоящий бум публикаций, посвященных различным аспектам, так называемого женского вопроса в странах ислама: по правам и свободам женщины, ее участию в политике и выборных органах, социальному аспекту гендерного равноправия, феминизации экономической активности. Это связано как с активизацией ислама во всем мире, так и с ростом феминизма и усилением "женского фактора" в мировой политике. Однако большинство этих публикаций несет экстравертный характер - они связаны с изучением правового статуса женщины, ее социальных функций, экономических возможностей, семейного положения. Внутренний мир мусульманки по-прежнему остается терра инкогнита для западных исследователей. Во многом это объясняется изоляционизмом исламской женщины, тем, что ислам ревниво защищает ее от взглядов посторонних, свято чтит границы обители, в которой она живет.

Говоря о проблеме положения женщины в мире ислама, хотелось бы отметить еще один важный факт: очень часто эта проблема становится предметом преднамеренных конъюнктурных спекуляций. Западные политологи либо ложно трактуют отношение ислама к женщине, либо стремятся показать мусульманку в темных тонах, измученную от морального давления мужчин. Читая книги, публикуемые западными исследователями по вопросу прав женщин в исламе, становишься свидетелем того, что человек, не живущий в исламском мире, не может правильно и конкретно донести до читателя всю суть данного вопроса, адекватно оценить равноправие между мужчиной и женщиной в исламе. Порой встречаешь совершенно чуждые исламу примеры равноправия мужчины и женщины, а так же неправильные толкования хадисов и Корана. Выдвигаются концепции, заключающие в себе идею возвышения женщины над мужчиной, и приводит к тому, что женщина стоит на много рангов выше мужчины. Неправда ли, это совершенно не соответствует концепции ислама, где говорится о том, что и мужчина и женщина сотворены из одного духа и равны перед Аллахом.

Так, в книге "Гендерное образование и права женщин в мусульманском контексте", Мириям Кук, профессор арабской филологии, призывает мусульманок присоединиться к мировому феминистическому движению и использует такой термин как "исламский феминизм". Странное словосочетание, не правда ли? Два совершенно противоречивых термина, "ислам", т.е. "покорность" и "феминизм" - "борьба за верховенство женщины", вдруг соединяются в одно словосочетание и требуют от читателя правильного понимания данного термина. Здесь надо отметить, что феминизм - это сугубо западная идея и никак не может пересекаться с исламским пониманием прав женщин.

Таким образом, если целью западного феминизма является обретение женщинами аналогичных с мужчинами прав во всех социальных сферах, то ислам видит свою задачу в том, чтобы они смогли в полной мере выполнить свое женское предназначение. Непонимание этого положения свидетельствует о том, насколько и в мужчинах, и в женщинах глубоко укрепились патриархальные представления. Кроме того, все глубоко убеждены в том, что внешняя, общественная, публичная деятельность гораздо важнее и значимее, чем внутренняя, личностная, духовная. А ведь Востоку, не только мусульманскому, такое понимание смысла человеческого существования несвойственно[12].