Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Политической социологии (стр. 6 из 6)

- законы определяют обязанности и права подданных государства

- права: личные, политические, социальные

Вопрос 5.

- Разработал теорию власти, теорию управления, теорию бюрократии, теорию религии

- Политику свойственен аристократизм

- занимаясь методологией выделил понятие идеального типа, кот служит для построения полит модели для исследовательских аспектов соц реальности

- идеальный тип – своеобразный эталон, при сопоставлении с кот можно было бы судить о мере приближения к реальности

- говорил о том, что в основе изучения социологии лежит категория действия. Он выделил 4 вида действий: 1) аффективные – эмоциональные, 2) традиционные часто механические, 3) ценностно-рациональные 4) иррациональные

Социальные 3) и 4). Действия, ориентированные человека с учетом того, что он их поймет и даст ответную реакцию, он называет социальными действиями.

- история – путь от аффективных действий к рациональным

- современные общества – рациональные

- господство использовал для понимания сущности государства

- рациональное господство слабое, с точки зрения легитимности

- между традиционным и харизматическим господством есть общее, огни опираются на личность

- харизма исчезает, если она становится чем-то повседневным

- легально-рациональное господство обусловлено интересами в качестве мотива. Подчинение не личности, а закону

- религии формируют ценности

- 3 типа религий: ухода их мира (буддизм), совладания с миром, примирения (конфуцианство), преобразования мира (христианство).

- понятие политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству

- политики «по случаю», «по совместительству», основная профессия

- 2 способа сделать политику профессией: жить для политики, жить за счет политики

- с подъемом вышколенного чиновничества возникали руководящие политики

- чиновники-специалисты и политические чиновники

- политически пригодные слои несословного характера: клирики, грамматики, знать, патрициат, юристы

- подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика

- чиновник должен управлять беспристрастно. Бороться – стихия политика

- 3 качества политика: страсть – ориентация на существо дела, ответственность, глазомер

- 2 смертных греха политика: уход от существа дела, безответственность

Вопрос 8.

- в основе лежит теория социальных фактов, кот он рассматривал как объективную должность

- категории – разделение труда и соц сплоченность, кот играла роль в разделении труда

- с разделением труда меняются религиозные верования и формы полит власти

Разделение труда – природный процесс, ему предшествовал консенсус всех участников

- 2 формы солидарности людей: механическая, органическая

- механическая соответствует архаическому типу об-ва, в кот существовало социальное равенство людей, строгие санкции против тех, кто нарушал правила, отсутствие свободы для развития индивидуальности. Формируется деспотия, нет свободы, люди зависимы

- органическая возникает с развитием рыночных (капиталистических) отношений, где существует обмен деятельностью и зависимость членов общества друг от друга через их деятельность. В об-ве формируются корпорации

- особый взгляд был на роль религии в жизни об-ва. Религия необходим для позитивной солидарности, для интеграции членов общества, но религию рассматривал как социальное явление

Вопрос 12.

- своеобразный ответ на структурный функционализм

- общество испытывает постоянные изменния

- во всем существуют разногласия и конфликты

- многие соц элементы вносят вклад в дезинтеграцию, изменение о-ва

- упорядоченность общества – результат принуждения одними людьми других

- в поддержании порядка особую роль играет власть

- об-во имеет 2 грани: конфликт и согласие

- рассматривает столкновение и принуждение, кот определяет об-во перед лицом конфликта

- теория согласия – ценностная интеграция об-ва

- определяющий фактор систематических соц конфликтов – дифференциальное распределение власти

- власть принадлежит не индивидам, а позициям

- первая задача анализа конфликта – определение властных ролей в об-ве

- доминирования благодаря ожиданиям, а не из-за собственных качеств

- власть непостоянна, так как принадлежит позициям

- общество состоит из императивно-координированных ассоциаций – объединения людей, кот контролируются другими, занимающими более высокое положение. Власть в ассоциации дихотомична, могут образовываться только 2 конфликтующие группы: подчиненные и обладающие властью

- интересы – двигатели поведения людей, но они не всегда осознаются

- неосознаваемые ролевые отношения – латентные интересы

- явные интересы – латентные интересы, ставшие осознанными

- анализ связей между латентными и явными интересами – важная задача теории конфликта

- 3 типа групп:

1) квази-группы

2) группы интересов – структура, организация, программа

3) конфликтные группы

- условия конфликта – политические (климат в группе) и социальные (существование коммуникаций и связей)

- функция конфликта – поддержание существующего порядка вещей, но кроме этого конфликт стимулирует развитие

Вопрос 26.

- Белл – меритократии

- 60-70-е – неоэлитизм

- ответственность за демократию несет элита

- на первом плане – механизмы, обеспечивающие максимальную эффективность элиты и ее подконтрольности обществу

- большое знач имеет форма рекрутированности элит и форма контроля за ними

- 2 системы рекрутироваия: система гильдий, антрепренерская

- гильдии – закрытые группы. Отбор из нижестоящих слоев элиты. Воспроизводство типичного типа лидерства

- антрепренерская – широкий круг претендентов, небольшое кол-во требований, высокая конкурентность, личные качества

- правящая элита и контр-элита

Вопрос 28.

- Политическая культура - это тот феномен, что задает форму выражения связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на них; хотя политическое поведение индивидов и групп - это ответ на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем символическим значением, которое придается каждому их этих событий людьми, их наблюдениями. Можно сказать, что политическая культура - всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное.

- Алмонд, Верба - отождествление политической культуры со всей совокупностью духовных явлений в мире политики

- С.Уайт, Дж.Плейно, М.Дуглас (управленческая решетка)- политическая культура как выражение нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике. Политико-культурные явления представляются в виде некоей устойчивой, постоянно воспроизводящейся матрицы поведения человека.

- И.Шапиро, П.Шаран, У.Розенбаум - политическая культура как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в поведении.

- Политическая культура - совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества

- Ментальные и символические источники политической культуры: политическая идентификация, политическая вера, ориентации относительно режима, правила игры,

политическая действенность, политическая компетентность - частота голосований и других типов п.активности, знания о п.событиях и их влияния на человека; интерес к политике, Input-Output ориентации

- Функции политической культуры: идентификация, ориентация, предписание, адаптация, социализация, интеграция, коммуникация.

Вопрос 34.

- 1796 – термин идеология де Траси – наука об идеях

- идеология всегда связана с системой чьих-либо интересов

- не может быть научной

- 2 понятия: отношения на уровне идеи и на уровне реальности

- миф – интеллектуальная конструкция, внутренняя логика проблемы или соц ситуации.

- Леви-Стросс. Цель и смысл мифа – логическая модель разрешения противоречий жизни. Позволяет примирить свои притязания на логичность с внешней алогичностью. С мифом схожа идеология.

- марксизм – идеология – космогония, кот позволяла понять миф и господствовать над ним.

- идеология – интеллектуальный инструмент, с пом которого можно занять доминирующее положение

- идеология имеет двойное требование – внутреннюю логическую взаимосвязанность и применимость к реальности. Удается в той мере, в кот она согласована с требованиями людей и выступает инструментом, кот позволяет выстраивать поведение людей

- идеологию проводят интеллектуалы. Формируют научное знание, вычленяют доктрины, в кот отражены интересы и направленность знания. На основе этих доктрин строятся программы действия

- дает самооправдание соц группе и ее существованию

- идеология – это совокупность иллюзорных идей, концепций, мифов, верований, догматов, целевых установок, выражающая интересы одной или нескольких соц общностей и ориентированная на замещение и подмену рациональных представлений о действительности, целях сохранения или изменения соц идеалов, ценностей, норм, а также политических, экономических и других отношений.

- не являясь религиозной, она исходит из опред образом познанной или сконструированной реальности

- ориентирована на человеческие интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание

- ей присущ значит элемент иррационализма

- в рамках идеологии цели и программы направляются на закрепление или изменение общ опыта. Ядром идеологии всегда явл идеи, связанные с захватом и удержанием власти. Обусловлена конфликтной природой мира политики, моделью враг/друг

- Маркс: 1) идеалист концепции, согласно которым миф представляет собой воплощении идей, 2) тип мыслит процесса, когда его субъекты-идеологи, не сознавая связи с материальными интересами опред классов постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общ идей, 3) метод подхода к действительности, состоящей в конструировании мнимой реальности, кот выдается за действительность

- Умберто Эко. Идеология – перекодирование первичного кода, предающее сообщениям вторичный смысл. Перекодирование – это модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и созданию нового правила

- Мангейм. Понимание того, что в опред ситуации коллективное бессознательное опред групп скрывает действительное состояние об-ва как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его.