Смекни!
smekni.com

Топография г. Минска в XIX–начале XX вв. (стр. 5 из 13)

После реконструкции в начале XX века в помещении бывшего гостиного двора разместились: отделение Азово-Донского коммерческого банка, купеческий клуб, крупные магазины. В годы первой мировой войны тут находился госпиталь и камерный театр.

Характерным образцом городской застройки указанного периода является Ш-образный комплекс двух-трехэтажных построек, состоявший из трех домов. Все три дома образовывали замкнутую композицию с двумя внутренними двориками, отделенными от улицы арками. Главный фасад комплекса, симметричный по композиции, во второй половине XIX века был украшен тремя равновеликими фронтонами.

В годы Великой Отечественной войны это интересное сооружение было серьезно повреждено. Последующие перестройки сильно исказили его прежний облик.

Решение об открытии в Минске доминиканского монастыря было принято в 1605 году. Тогда же из Вильно прибыли первые монахи, которые построили небольшую деревянную часовню. Вероятно, в это время и была сделана закладка каменных фундаментов костела и монастыря. В 1615 г. начались интенсивные работы по возведению монастырского комплекса, но сильный пожар нанес значительные повреждения зданиям и приостановил их строительство. В одном из документов 1623 года доминиканский костел упоминается как «недавно заложенный». Сохранились сведения о богатых фундушах и строительных работах 30—40-х годов XVII века.[20; с.42]

Исследователь Н. Щекотихин считал, что доминиканский костел и монастырь были закончены только во второй половине XVII века, но есть и другие данные: московский воевода Василий Арсеньев в 1656 году писал из Минска, что «...костел... добре велик, каменной и высок». [20; с.42]

Комплекс доминиканского монастыря в этот период играл роль одного из оборонных форпостов города. Проезжавшие через Минск путешественники отмечают великолепие и богатство доминиканского костела, бывшего в XVII в. главным католическим храмом городского центра, а стольник Петра I П. Толстой восхищался его органом.

Строительство каменного монастырского корпуса было завершено в 1703 году. Доминиканский монастырь находился на углу современных улиц Энгельса и Интернациональной. Параллельно Доминиканской улице (ныне улица Энгельса) возвышался корпус самого монастыря, а костел выходил главным фасадом на площадь Высокого рынка.

Монастырь—массивное трехэтажное сооружение (третий этаж был достроен в XIX в.) с резко выраженными мощными карнизами — примыкал под прямым углом к апсиде и окончанию бокового нефа костела и сливался с ним в единый монументальный массив. Фасады монастыря, практически лишенные декора, своими простыми формами служили лишь своеобразным фоном для более детализированной архитектуры здания костела.

Доминиканский костел имел вид большой двухбашенной трехнефной базилики с прямоугольной апсидой. Декоративная обработка боковых фасадов костела очень лаконична. Они имели пропорциональное горизонтальное членение, выраженное при помощи широких плоских пилястр и полуциркульных проемов окон. На главном фасаде выделялся пластичный фронтон криволинейного очертания. Большинство декоративных элементов, украшавших фасад,—пилястры, оконные наличники, лепные рельефные украшения, вероятно, относятся к концу XVII—XVIII в. Монастырский комплекс был окружен высокой каменной стеной с брамой-звонницей.

Монастырь доминиканцев функционировал в Минске до 1843 года, затем в его помещениях разместилась католическая семинария. После 1869 года это сооружение использовалось под склады и казармы. Во время Великой Отечественной войны монастырский комплекс получил ряд повреждений и в начале 1950-х годов был разобран.

Ансамбль униатских монастырей был заложен в начале XVII века. Первоосновой его явилась деревянная православная церковь, построенная в XVI веке. В 1617 году для монастыря был выделен «пляц пустый, до церкви светого духа, в рынку против ратуша лежачый». Строительство монастырского комплекса велось на протяжении почти полувека. [18; с.15]

Женский монастырь был заложен позже—в 1652 году. Он создается по инициативе митрополита Антония Селявы. Монастыри окончательно сформировались как архитектурный ансамбль в 50-х годах XVII века.

О первоначальном облике монастырских зданий известно очень мало. Хорошо сохранившийся корпус женского монастыря (жилой дом по улице Энгельса, сейчас практически лишен декора, хотя на плане монастырского комплекса 1799 года просматриваются пилястры, которыми был расчленен его фасад. Крытый каменный переход, соединявший церковь св. Духа с женским монастырем, представлял собой арочную конструкцию, разделенную широкой парадной брамой. Переход имел маленькие окна-бойницы, расположенные над аркадой.

Самым интересным сооружением всего монастырского комплекса являлось здание каменной церкви. Это был однонефный безбашенный храм с пятигранной апсидой, перекрытый цилиндрическим сводом с распалубками, укрепленным подпружными арками, опирающимися на массивные внутренние контрфорсы. В архитектуре церкви были использованы элементы готики, но главный западный фасад представлял собой легкую ярусную композицию, выполненную под влиянием северного Ренессанса.

Промежутки между пилястрами фронтона и плоские арочные ниши были заполнены фресками с изображениями святых. Аналогичный прием синтеза архитектуры и монументально-декоративной живописи практически не встречается в культовой архитектуре Европы и является спецификой зодчества Беларуси в эпоху Ренессанса.

Современников церковь св. Духа поражала своим великолепием. Стольник П. Толстой в 1697 году писал: «В том монастыре церковь каменная великая, в которой своды изрядные, каких сводов мало в Польше обретается в каменном строении». [18; с.14]

В XVII — XVIII веках. при монастыре св. Духа существовала школа (основана в 1633 г.), где изучались греческий, латинский, старославянский, белорусский и польский языки. Сохранились сведения о монастырской типографии начала XVII века. По-видимому, она долго не функционировала, так как в 1790 года специальным указом польский король Станислав Август Понятовский дал разрешение на повторную организацию типографии при этом монастыре. Во второй половине XIX века облик монастырского комплекса был сильно искажен частыми перестройками.

В 1795 году униатские монастыри св. Духа были закрыты, а церковь отдана под кафедральный Петропавловский собор. До 1799 года в зданиях монастырского комплекса размещалась резиденция православного архиепископа, а затем в здание бывшего мужского монастыря было переведено Минское дворянское училище, которое в 1803 году преобразовывается в гимназию. [Прил., ил.25]

В 1801 году к зданию гимназии пристраивается двухэтажный флигель, где с 1803 по 1817 годы находился частный городской театр. В Минской гимназии в начале XIX века учились композитор С. Монюшко, один из первых польских поэтов-романтиков Т. Зан, антрополог Ф. Худинский, астроном М. Грушневич.

После пожара 1835 года комплекс бывших униатских монастырей перестраивается и, кроме корпуса бывшего женского монастыря, полностью утрачивает свой прежний вид, хотя конструктивные особенности старых построек легли в основу вновь проектируемых зданий. Такими зданиями явились Петропавловский собор и присутственные места.

Петропавловский собор был спроектирован на основе бывшей церкви св. Духа в 40-х годах XIX века. К главному фасаду здания церкви пристраивается колокольня, которая завершалась вверху двумя небольшими башенками. В 1893 г. Петропавловский собор был перестроен еще раз, а в 1937 г. разобран. [Прил., ил.25]

После пожара 1835 г. здание гимназии было решено перестроить, чтобы приспособить для присутственных мест. В 1840 году архитектором К. Хрищановичем составляется проект перестройки, в котором за основу проектируемого сооружения принимаются конструктивные особенности бывшего монастырского корпуса XVII века.

Перестройка была завершена к 1852 г. Здание присутственных мест с незначительными изменениями сохранилось до нашего времени (Дом профсоюзов, площадь Свободы). В 80-х годах XIX в. здесь размещалось несколько казенных учреждений: окружной суд, губернское правление.

Мужской бернардинский монастырь был построен в Минске в первой половине XVII века. Как считал поэт и критик В. Сырокомля, его сооружение относится к 1624 году (по другим источникам — к 1628). Побывавший в монастыре в 1697 г. стольник П. Толстой отмечает, что его каменный костел «... небогатого строения». В XVIII века этот архитектурный комплекс, вероятно, подвергался значительной перестройке, в результате которой был обновлен его декор. Ансамбль мужского бернардинского монастыря слагался из зданий костела, монастыря и ряда хозяйственных построек. [22; с.54-55]

Здание монастыря представляет собой замкнутое прямоугольное двухэтажное сооружение с небольшим внутренним двориком, приближающееся в плане к квадрату и примыкающее к боковому нефу костела. Все фасады монастыря декорированы широкими плоскими пилястрами.

Костел бернардинцев по своим формам и плану очень близок к минскому доминиканскому костелу, что свидетельствует примерно об одном и том же времени их сооружения. Основное отличие этих двух строений можно найти лишь в конструкции апсиды—в бернардинском костеле она не прямоугольная, а многогранная и выглядит более легкой. Боковые фасады здания расчленены пилястрами и завершаются вверху резко выделенными карнизами. О том, как выглядел главный фасад храма, судить сейчас довольно трудно — он был сильно искажен перестройками во второй половине XIX века. Хорошо сохранился монументальный портал, над которым находится высокое окно с трехлопастной аркой вверху. Всю композицию фасада венчал фигурный фронтон, разрушенный во второй половине XIX века.