Смекни!
smekni.com

Топография г. Минска в XIX–начале XX вв. (стр. 6 из 13)

В начале XIX века у костела со стороны площади Высокого рынка были сооружены охватившие здание полукругом торговые ряды—«Виленчуки», удачно дополнившие архитектурный облик монастыря бернардинов.

С тыльной стороны бывшего костёла бернардинского монастыря, вдоль улицы Герцена сохранилась часть торговых рядов. Как показали археологические раскопки, в средневековье на этом месте было кладбище. В конце 18 века к монастырской ограде стали пристраивать небольшие магазины, которые позже объединились в один комплекс и стали называться «бернардинские крамы». На протяжении всего 19 века торговые ряды неоднократно достраивались и расширялись и в конце того же века получили новое название – Виленчуки. [37; 14 янв.]

Эти торговые ряды в годы Великой Отечественной войны были сильно повреждены и сохранился лишь небольшой их фрагмент. На сегодняшний день они восстановлены, но утратили своё первоначальное предназначение. Сейчас там находится пивной ресторан. [Прил., ил.18]

В 1868 году бернардинский монастырь был упразднен, а его помещения переданы архиву присутственных мест и управлению Минского уездного воинского начальника. Во второй половине XIX — XX веков здесь находились различные архивы, а с 1969 года разместился Центральный государственный архив революции БССР.

Женский бернардинский монастырь был основан в первой половине XVII века. По мнению В. Сырокомли, строительство каменных костела и монастыря закончилось к 1642 году. Стольник П. Толстой, посетивший костел бернардинок в 1697 году, писал, что в нем «...играли на органах на хорах и пели зело предивно». [37; 14 мар.]

По-видимому, в XVIII веке комплекс монастыря перестраивается. Вероятно, тогда и были достроены две высокие башни и переделан главный фасад костела.

Архитектурный ансамбль женского бернардинского монастыря включал костел, жилые и хозяйственные постройки. Здание монастыря, как и у бернардинов, имеет замкнутую конструкцию в виде почти правильного квадрата с небольшим внутренним двориком. Его фасады сейчас имеют гладкую поверхность и лишены каких-либо украшений.

Костел женского бернардинского монастыря—двух-башенная трехнефная базилика с небольшой граненой апсидой. В результате ряда перестроек, произведенных во второй половине XIX века многие декоративные элементы главного фасада костела были утрачены: в нижнем ярусе пробиты новые окна, разрушен портал. При внимательном осмотре фигурного фронтона в его центре можно заметить следы ниши.

В 1852 году женский бернардинский монастырь был упразднен, и в его помещениях разместился православный монастырь св. Духа. После подавления восстания 1863 года под предводительством К. Калиновского в бывшем женском бернардинском монастыре несколько лет содержались многие его участники, работала следственная комиссия. Сейчас в здании бывшего костела размещается православный кафедральный собор.

Дом Гайдукевича, в котором в первой половине XIX века находилось Дворянское собрание, стоял на правой стороне Школьной улицы, на углу площади Высокого рынка. Сохранились сведения о проходивших в зале Дворянского собрании театральных спектаклях.

В середине XIX в. Дворянское собрание было переведено в новое здание на Петропавловской улице (ныне улица Энгельса). Дом Гайдукевича был разрушен в первые дни Великой Отечественной войны.

Иезуиты появились в Минске в середине XVII века. Их резиденцией была усадьба богатого мещанина Егора Гегера, расположенная в самом центре города на площади Высокого рынка. Усадьба находилась на месте нынешнего дома по улице Революционной. Она была куплена смоленским епископом И. Сангушко за 6000 злотых и подарена ордену в 1654 года. [39; с.43]

Коллегиум иезуитов окружала высокая каменная стена с несколькими брамами. Во дворе находились хозяйственные постройки: конюшня, бровар, амбар и другие постройки. На Койдановскую улицу (ныне Революционная) выходила лавка, на окнах которой были железные решетки.

Наиболее выразительным сооружением всей усадьбы был жилой дом — небольшой каменный двухэтажный палац, обращенный главным фасадом на площадь. Строители дома уделили много внимания декоративным элементам: резные дубовые двери украшали кованые железные завесы, ручки и замки; четырехстворчатые окна в оловянных переплетах были обрамлены резными рамами со ставнями.

Над крышей возвышались три железных позолоченных флюгера, изображавших Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Кровлю главного входа украшал еще один флюгер в виде сказочной феи Мелузины, играющей на лютне. Потолки в доме были расписаны. Разноцветные изразцовые печи голландского типа и камины образовывали довольно сложную систему отопления. Во всех комнатах стояла резная мебель. Жилой дом, как и все остальные постройки усадьбы, был покрыт гонтом.

Постепенно иезуиты расширяли свои владения. Построенная ранее деревянная часовня была заменена небольшим каменным костелом, который упоминается в дневниках стольника П. Толстого. В 1678 года иезуиты покупают еще один дом, а в 1683 года специальным решением Варшавского сейма за коллегиумом закрепляется ряд фундушей.

Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают перестраивать свою резиденцию. В 1699 году была построена новая школа (ныне здание музыкальной школы на площади Свободы), а уже в 1700 году рядом с ней было начато строительство костела Иисуса, Марии и св. Барбары. Бушевавшая в Европе Северная война и частые захваты Минска воюющими сторонами не помешали в 1710 году освятить новый костел. Дальнейшая его отделка и достройка продолжалась еще довольно долго, а башни были закончены только к 1730 году.

Последним этапом формирования ансамбля стало сооружение нового здания самого коллегиума, которое было окончательно завершено к 1750 году.

В XVII—начале XVIII веков иезуиты, постепенно вытеснив православные братства, захватили в свои руки всю систему образования в Минске. Начиная с 1682 г. они преподают в своей школе риторику, поэзию, синтаксис и грамматику. Позднее в курс обучения были введены теология, древнееврейский язык, этика, математика, физика, логика и метафизика. Сохранились сведения о существовании при коллегиуме в XVII—XVIII веках школьного театра. [29;52]

После упразднения ордена иезуитов и в связи с реформой просвещения на территории Речи Посполитой иезуитская школа в 1773 году была преобразована в светскую шестиклассную школу, подчиненную «Адукацыйнай камicii».

В конце XVIII века в здании школы размещается резиденция губернатора, которая находилась здесь до 1917 года. Школа, переименованная в дворянское училище, в 1799 года была переведена в корпус бывшего мужского базилианского монастыря.

С 1799 года в здании бывшего иезуитского коллегиума находились присутственные места, а с 1852 по 1917 года - казенная палата.

На рубеже XVIII—XIX веков наблюдается активное оживление театральной жизни Минска. Сюда приезжает известный польский актер и режиссер А.Ш. Жуковский, который формирует здесь труппу и несколько лет дает представления.

С 1797 по 1805 г. в городе работает антреприза под руководством талантливого артиста и администратора М. Кажинского. Вероятнее всего М. Кажинский пользовался помещением театрального зала в здании гимназии, так как в это время других помещений, приспособленных под театр, в Минске не было:

После ликвидации в 1817 года театра в здании гимназии театральные постановки проходили в небольшом зале дома Гайдукевича. Город остро нуждался в специальном театральном сооружении, поэтому, как писал В. Сырокомля, в 1825 году одно из зданий на Высоком рынке было«отреставрировано» под театр. Здесь выступал со своей труппой известный польский артист К. Скибинский. 30 мая 1835 года театр сгорел. После пожара здание театра было восстановлено, а для представления использовались декорации и костюмы домашнего театра Тышкевичей из Логойска. [38; 5 янв.]

К 1840 году антрепренером минского городского театра становится Ян Хелмиковский, который сыграл значительную роль в развитии профессионального театрального искусства в Белоруссии первой половины XIX века.

С 1847 до 1851 года представления проходили в ратушном театре, а помещение старого театра использовалось для выступлений гастролировавших в Минске трупп. После принятия решения о сносе ратуши театральные представления возобновляются в прежнем здании. [Прил., ил.33]

Дом Масонов построен в самом начале 19 века и привлекает богатством и декоративностью фасадов. Легенда связывает его с минской масонской ложей «Северный факел». Будто бы первоначально в доме не было окон, а в ниши просто было вставлено стекло, что соответствовало обычаям масонов не афишировать свою внутреннюю жизнь. Даже план здания, напоминает латинский крест, связывали с традициями «вольных каменщиков». Хотя на самом деле ни одна из минских лож не имела к дому никакого отношения, название закрепилось за ним навсегда. [37; 11 фев.]

Если вспомнить об улицах, которые были расположены в административном центре Минска, можно отметить такие, как Доминиканская, Козьмодемьяновская, Сборовая, Воскресенская. В середине XIX века белорусско-польский поэт Владислав Сырокомля в очерке, посвященном Минску, писал: «В 1673 году Тодор Ванькович, минский стольник, основал тут орден францисканцев. Орден этот уже имел в городе монастырь на одной из главных улиц, которая еще недавно называлась Францисканской…» На самом деле монастырь, о котором идет речь, был заложен в 1680 году Теодором Каролем Горским. Он пожертвовал для этих целей участок земли для строительства костела и монастыря. [37; 4 мая]

Последний был возведен на углу улицы, названной Францисканской, и Юрьевской (она проходила между нынешним проспектом Скорины и Интернациональной с одной стороны, и между современными улицами Ленина и Янки Купалы – с другой). Сегодня приблизительно на месте монастыря францисканцев находится здание Беларусбанка на Ленина. В XVIII столетии его территорию окружал забор с двумя брамами (воротами). Внутри этой ограды были разбиты большой огород и фруктовый сад. На улицу Францисканскую главным фасадом выходил деревянный костел Святого Антония. В 1798 году монастырь был переведен в другое здание, а в 1832-м его закрыли.