Смекни!
smekni.com

Топография г. Минска в XIX–начале XX вв. (стр. 9 из 13)

Городские улицы мостились булыжником. В 1910 году началось асфальтирование. В центре можно было встретить бетонные и гранитные тротуары. В управе накапливались целые тома с просьбами жителей о замощении улиц. Идя навстречу интересам местной буржуазии, городское управление благоустраивало в первую очередь те, что связывали промышленные и торговые предприятия с железнодорожными станциями, центральные, а также улицы, используемые военным интендантством.

Важнейшие магистрали на окраинах власти пытались замостить за счет мелких домовладельцев, невзирая на то, что у тех даже после продажи всего имущества не хватило бы для этого средств. В 90-х годах городское управление добилось разрешения взимать попудный сбор с грузов, прибывавших и отправлявшихся по железной дороге, за счет этого и устроило подъездные пути по Раковскому и Койдановскому тракту.

Подавляющее же большинство улиц окраин весной и осенью превращались в непролазное болото. Никогда не высыхавшие ямы с водой служили местом свалки нечистот, обветшалой утвари и одежды. В 1912 году газеты писали о таком случае: ассенизационный обоз попал в одну из луж, и, когда кучер пытался выбраться, содержимое бочки вылилось на улицу. [38; 2 апр.]

Ближе к центру местами были устроены деревянные тротуары, но настолько узкие, что на них с трудом расходились двое пешеходов. Хождение по таким тротуарам требовало особой осторожности, особенно в вечернее время. Хлюпавшие в грязи доски с торчавшими в них гвоздями превращались в капканы, рвавшие одежду и подошвы обуви.

Как известно, город начинается с железнодорожного вокзала. Их в Минске было два: Виленский и Брестский. Здание первого привлекало пассажиров красивой узорчатой кладкой из красного кирпича. Два двухэтажных корпуса, поставленные торцом к железнодорожному полотну, соединялись одноэтажной каменной галереей. Над корпусами возвышались две башенки, на которых по праздникам вывешивались флаги. Сейчас это старый железнодорожный вокзал Минск-Пассажирский, перестроенный и видоизмененный. [Прил., ил.24]

Брестский вокзал представлял собой большое деревянное здание с двухэтажной башней. В 1871 году он принял первый паровоз, прибывший в Минск. В июле 1920 года был полностью сожжен польскими оккупантами. После восстановления работал до 1928 года. На его месте в настоящее время находится станция Товарная. [7; с.46]

Перед Виленским вокзалом находилась небольшая не мощеная площадь. В 1905 году городская дума поддержала идею железнодорожников о сооружении здесь на средства города и общественных организаций памятника жертвам курловского расстрела. Впоследствии такой памятник был возведен на Привокзальной площади. Он представлял собой массивный крест на постаменте. С четырех сторон стояли столбики, соединенные обвисавшими цепями.

Деловым и административным центром города являлась Соборная площадь (площадь Свободы). Она служила местом военных парадов, торжественных шествий и панихид, 27 января 1906 года здесь было совершено покушение на минского губернатора Курлова и полицеймейстера Норова.

Троицкая площадь (район оперного театра), самая большая в городе, была вымощена булыжником. На ней устраивались базары. Название свое получила, очевидно, от костела Святой Троицы, построенного здесь в начале XVI века. [Прил., ил.26]

Юбилейная площадь была вымощена лишь отчасти. На ней также собирались базары. Свое название получила от юбилейного памятника, установленного католическим духовенством в 1826 году. Юбилей связан с историей христианства. В 1825 году отмечалось 1500-летие Никейского (Первого Вселенского) собора, утвердившего главные догмы и символы христианской веры. [Прил., ил.28]

Папа Римский Лев XII объявил этот год юбилейным. В белорусских костелах празднества проходили в следующем — 1826 году. Тогда же на окраине Минска появился и юбилейный памятник, который впоследствии дал площади название, сохранившееся до наших дней. Площадь под названием Конский рынок занимала треугольное пространство, образованное пересечением Красной улицы с Захарьевской (район школы милиции, кафе «На росстанях»). Название не случайное — на площади торговали лошадьми и рогатым скотом. Здесь же находился и дровяной рынок. [52; с.36]

Заречная часть города связывалась с центром деревянными мостами. Александровский и Лавский (по Широкой, ныне Куйбышева; с середины 1960-х годов не существует) мосты обслуживали торговцев, сновавших между Низким рынком и Троицкой горой. Ниже по течению Свислочи был Полицейский мост (улица Я. Купалы). Построенный в 1880 году Захарьевский (проспект Независимости) соединил центр с Золотой горкой и Комаровкой. На Веселом мосту (по улице Первомайской) не затихал грохот обозов с воинской кладью, двигавшихся от железнодорожной станции к казармам и обратно. Каскад мостов завершал Нижне-Ляховский (улица Октябрьская).

Минск был одним из самых зеленых городов Северо-Западного края. Окраины его утопали в садах. Городской парк, или Губернаторский сад (парк имени А. М. Горького), стоял в ряду крупнейших городских парков Беларуси. Его площадь составляла почти 18 гектаров. Здесь были устроены аллеи, вдоль которых располагались скамейки. Заложен в 1800 году губернатором 3. Э. Корнеевым (отсюда название). [47; с.13]

Местная интеллигенция любила прогуливаться по Александровскому (Центральному) скверу, открытому в 1872 году. В центре его сверкал струями фонтан, украшенный скульптурной композицией «Мальчик с лебедем»,— единственный в городе. Фонтан был пущен в 1874 году спустя год с того момента, как в Минске начал действовать водопровод. [Прил., ил.27]

Трудовой народ отдыхал в Соборном сквере (площадь Свободы), где стоял памятник Александру II. В соответствии с обязательным постановлением городского управления в парк и скверы не допускались лица, «неприлично и грязно одетые: торговцы, чернорабочие и мастеровые, идущие толпами на работу и возвращающиеся с нее». [38;28 июл.]

Но, как правило, исторически сложившиеся районы с издавна закрепившимися названиями места служили ориентиром горожанам. Расположение Минска на холмах имело важное значение в санитарном отношении: сточные воды естественным путем сбрасывались в реки. Зажиточные горожане стремились селиться на возвышенностях, чтобы пользоваться преимуществами сухой и здоровой местности. Городские кварталы, прилегавшие к речкам Немига, Татарская Слобода, Нижняя Ляховка, утопали в грязи, страдали от разливов и наводнений.

В городе существовало Татарское предместье, именуемое иначе Татарской слободой, Татарским концом, Татарскими огородами. Некоторые историки считают, что татары стали селиться на Беларуси в конце XIV века. В то время Золотую Орду раздирала междоусобица, и сторонники хана Тохтамыша потерпели в ней поражение. Великий князь Витовт принял их в свое войско и наделил землями на Виленщине и Минщине. Белорусские татары под предводительством старшего сына Тохтамыша сражались с крестоносцами во время Грюнвальдской битвы. [70; с.2-3]

В ХV – XVI столетиях белорусские земли подвергались набегам крымчаков – крымских татар. Решающая битва с ними состоялась в 1506 году под Клецком. Силы крымчаков были разгромлены войском Великого княжества Литовского под предводительством князя Михаила Глинского. В плен к победителям попали четыре тысячи воинов. Часть из них поселили на северо-западной окраине Минска. Первая деревянная мечеть была возведена здесь в 1599 году. С XVI века местность получила название Татарского конца. [70; с.2-3]

Объяснение этому названию и бытописание минских татар приводит в середине ХIХ века белорусский этнограф Павел Шпилевский: «За Екатерининской церковью начинается Татарский конец, или, что то же, Татарское предместье, на котором живут исключительно татары, потомки древних перекопцев и крымцев, некогда опустошавших минский край, но вследствие страшного поражения в 1506 году под Клецком рассеявшихся по всем окраинам Минской губернии и, между прочим, поселившихся в самом Минске». [70; с.2-3]

Название конец заставляет думать, что эта часть города до поселения в ней татар, переименовавших ее в Татарский конец, называлась каким-нибудь другим концом славянского или древнерусского происхождения и именно, как свидетельствуют старожилы концом Пятницким, получившим название от Пятницкой церкви, существовавшей в этом месте и положившей начало Пятницкой улице, а может быть Пятницкая церковь получила название от Пятницкого конца, в свою очередь так названного от древних торгов по пятницам. [62; с.42]

Как бы там ни было, но слово «конец» показывает, что Татарское предместье составляло часть древнего Минска как оселище древнеславянского племени, потому что название конец некогда принадлежало древнеславянским городам; концами у древних славян вообще и славян русских назывались предместья или более отдаленные части города от самого центра или замка: такие концы существовали в древнем Пскове и Новгороде…. Число минских татар доходило до 400 душ. Они вели довольно трудолюбивую жизнь, подобно соплеменникам своим клецким татарам. [70; с.2-3]

Главным предметом их занятий были огородные овощи, которые они высевали и выращивали в большом количестве в огородах и на полях близ Раковской дороги. Кроме того, некоторые из них занимались коннозаводством и потому для приготовления сена имели огромные луга на берегах Свислочи; часть этих лугов принадлежала некогда Святодуховскому монастырю, но впоследствии откуплена татарским старшиной Солиманом. По просьбе этого Солимана в 1617 году на грунте Воскресенской церкви построена татарская молельня или мечеть; взамен взятого грунта воскресенскому причту отведен такой же участок в другом месте. [70; с.2-3]

«Мечеть сохранилась до начала XX века и была она деревянная, небольшая, состояла из двух отделений, мужского и женского, разделенных между собой решеткой. Внутри не было никаких украшений, кроме балдахина для муллы в мужском отделении, в котором пол был устлан зеленым сукном, а возле одной стены поставлены скамейки для посетителей. Кроме этих двух отделений или комнат было еще нечто вроде прихожей, в которой татары оставляли обувь: известно, что по закону мусульманскому они не могут входить в молельню в сапогах». [Прил., ил.16]