Смекни!
smekni.com

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года (стр. 13 из 13)

После войны главной темой в оформлении метросооружений является тема победы и триумфа. Это особенно видно на кольцевых станциях. Так, на станции «Таганская» (архитекторы К. Рыжков и А. Медведев, скульпторы Е. Блинов и П. Баландин) барельефы с изображением воинов сделаны как дорогие медали, обрамленные вьющимися гирляндами, лентами и знаменами. Барельефы оттеняются голубым цветом и производят впечатление вывешенных знамен. Очень мажорно и одновременно парадно решена тема триумфа советской армии в оформлении станции «Комсомольская» (архитекторы А. Щусев, В. Кокорин, А. Заболотная, художник П. Кокорин).

Художник Павел Кокорин столь же успешно оформил еще одну кольцевую станцию – «Новослободскую», пущенную в 1952 году. Приглашенный архитектором А. Душкиным, он выполнил эскизы витражей – яркого и впечатляющего элемента облика станции. Сам архитектор А. Душкин вылепил модели для литья обрамления арочных проходов и мраморных кокошников над ними. Им же было предложено алюминиевое литье, анодированное в цвет золотистой бронзы. Именно такой оттенок придавал монументальность станции и позволял избежать в оформлении поземного вестибюля лубочности и эффекта сусальной игрушки. Изумительно подобранная авторами система освещения (регулирование света в зале с подсветкой витражей) создает особую тональность всему воздушному пространству станции. Было бы неправильно не сказать еще об одной работе А. Н. Душкина – станции «ЗИС» («Завод имени Сталина», ныне «Автозаводская»). Вместе с А. Душкиным над станцией трудились мастер мозаики В. Фролов, художники В. Бордиченко, Б. Покровский, Ф. Лехт, скульптор И. Ефимов. Это станция третьей очереди, сооружена в годы войны, но выполнена в такой позитивно-созидательной струе, что барельефы на боковых стенах и мозаика в вестибюле, посвященные военной теме, кажутся не актуальным изображением, а скорее напоминанием о прошедшей войне.

Невозможно описать все станции московского метро, этого яркого пункта генеральной реконструкции Москвы 1935 года. Московский метрополитен – это некоторая подземная проекция генерального плана в целом, ибо как пространственно, так и оформительски он вторит принципам генплана 1935 года. На земле, вверху и внизу советская власть, советские лидеры стремились утвердить свою идеологию, свои идеи, которые считали вечными и незыблемыми. Поэтому было бы точнее назвать план генеральной реконструкции планом социалистической реконструкции Москвы, а ее проекты и объекты – памятниками социалистической утопической идеологии.