Смекни!
smekni.com

Архитектурно-градостроительное наследие южного Урала (стр. 8 из 10)

Градообразующее и стилеобразующее значение наследия выражается в использовании традиций в современной архитектуре. На Южном Урале в настоящее время остро стоит проблема взаимосвязи и содержательного соответствия сложившегося и вновь формируемого при реконструкции исторических территорий архитектурно-градостроительного образа. Решение этой проблемы должно включать сохранение: композиционно-пространственной целостности исторической части поселений, масштаба среды, выразительности общего силуэта и панорам, местных строительных и художественных традиций. Особое значение имеет современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого. Проведенный в предыдущих главах исследования анализ сложившейся на Южном Урале архитектурно-градостроительной ситуации позволяет развить и конкретизировать реконструкцию исторической архитектурной среды.

Памятники архитектуры все шире включаются в современную жизнь города. Перспективным механизмом сохранения архитектурно-градостроительного наследия является передача его в доверительное (трастовое) управление, что позволяет избежать приватизации памятников. К сожалению такой опыт, распространенный за рубежом, не нашел еще применения на Южном Урале.

Методы и приемы работы с памятниками архитектуры и градостроительства зависят от отношения общества к проблемам историзма и преемственности, от степени политизированности его мировоззрения. Современная картина мира характерна множественностью взглядов, мозаичностью, и динамичностью. Именно эти черты осознаются в настоящее время как ценность. Мировоззренческий «эклектизм» приводит к популярности эклектических направлений в архитектуре, ориентации на них в формировании современного варианта региональной архитектуры. Для Южного Урала некоторая эклектичность была основополагающей чертой всех архитектурных стилей Нового времени. Особенно большое воздействие на архитектурную практику Южного Урала оказывает наследие конца XIX – начала ХХ века. Важную роль играет и тот факт, что этот период был одним из моментов экономико-политического расцвета региона и определил облик исторической части многих современных южноуральских поселений. Результатом действия всех этих факторов становится появление неомодерна, нового византийского стиля, псевдорусского стиля, нового классицизма, необарокко и других подобных исканий.

На современном этапе понятие «архитектурная школа» на Южном Урале преждевременно рассматривать как целостную систему самобытных творческих приемов. Более правильно говорить о региональном варианте архитектуры. Воздействие наследия на современную архитектурную практику принимает следующие формы: использование архитектурно-градостроительных традиций, архитектурное цитирование, стилизация, воссоздание и строительство архитектурных объектов.

На Южном Урале существуют города, в которых остались только отдельные островки среды досоветского времени. Автором проанализирован широкий массив современных сооружений, которые вписаны в историческую среду. Интерес региональных зодчих к работе в таких пространствах в настоящее время очень высок. Правомерно говорить о сложившейся системе приемов вписывания новых объектов в характерную историческую среду, в основном конца XIX – начала ХХ веков. В их число входит соблюдение масштаба застройки, использование местных декоративных приемов и материалов, сохранение исторического силуэта.

Формирование региональных особенностей архитектуры в большой степени выражается в строительстве культовых зданий. Посредством культовой архитектуры этнические группы населения Южного Урала осознают свою культурную и религиозную самобытность. Этнический состав населения региона в настоящее время в целом соответствует картине XVIII – XIX веков, несмотря на миграции периода ХХ века.

Процесс формирования региональной культовой архитектуры находится в начальной стадии, т.к. зачастую цитируются и стилизуются не местные образцы, а мировые (церковь Иконы Скоропослушницы в В. Санарке). Прослеживается ориентация на неорусский и «кирпичный» стили начала ХХ в. Появляются отдельные образцы культовых зданий, метод формирования которых близок модерну конца XIX – начала ХХ вв. (собор Св. Николая в Златоусте, церковь в честь иконы «Взыскание погибших» в Челябинске).

Жилище является хранилищем этнокультурных традиций, т.к. опирается на жизненный уклад семьи. В его формировании, как было показано в предыдущих главах, важнейшее значение имеют этнические традиции и климатические особенности, которые вместе определяют своеобразие региона в области архитектуры и градостроительства. Накопленный опыт приемов, непреходящих архитектурных ценностей требует их полного использования на новом этапе региональной архитектуры. Национальные традиции этнических групп населения, в какой-то степени, сохранялись в селах в качестве приемов самостоятельного строительства. Такие дома наиболее полно отвечали запросам своих хозяев. Особенно важно в этой связи применение местных материалов, которые обычно использовались в комплексе с конструкциями заводского изготовления. Эти материалы придавали застройке естественную неповторимость, а также пластическую связь с природой и исторической средой поселения. Характерно было использование камня-плитняка для сооружений хозяйственного назначения в усадьбе и применение Каслинского и Кусинского литья в декоре зданий – традиция XVIII – XIX веков, сохранявшаяся в ХХ века. Примеры использования традиций в декоре сельских домов существовали на Южном Урале, несмотря на унификацию строительства. Интересны приемы обработки деревянных частей дома на фасадах и в интерьере, которые настолько индивидуальны и эстетичны, что использовались в сельском строительстве в течение всего советского периода. Прежде всего, это резные наличники окон и другие элементы фасадов. Современная южноуральская практика жилищного строительства в относительно крупных поселениях недостаточно учитывает региональные традиции архитектуры. Широко распространена тенденция цитирования мировых образцов самых различных направлений. В сельской архитектуре прослеживается ориентация на региональные традиции, возникновение как бы «новейшего фольклорного направления» вплоть до прямого заимствования исторических орнаментов для украшения стен, наличников и фронтонов жилых домов.

В целом, для современной южноуральской архитектуры характерно несоответствие между мощным стремлением «снизу» возрождать «дух места», глубинные этнические традиции и культуру с одной стороны и недостатком профессиональных знаний с другой. Прослеживается тенденция возрождения традиционной архитектуры в непрофессиональном строительстве, особенно в малых поселениях. Проблемы этого строительства сходны с проблемами реставрации в регионе: эклектичность образов, основанная на недостатке профессиональных знаний; использование не свойственных функции объекта композиционных, планировочных и декоративных приемов; использование неорганичных объекту конструктивных и отделочных материалов; неправомерное цветовое решение.

Изучение архитектурно-градостроительного наследия является неотъемлемой частью профессионального образования региональных архитекторов, искусствоведов и дизайнеров. Автором был внедрен в образовательную практику историко-функциональный метод изучения наследия, который использует разработанные в данном исследовании принципы его классификации. Метод охватывает цикл историко-теоретических дисциплин и работу с дипломниками. Он апробирован диссертантом в научно-педагогической практике. Примером является авторский курс «Архитектурные памятники Урала», который строится по историческому и по функциональному принципам.

Заключение

В результате проведенного исследования доказано, что основополагающей особенностью архитектурно-градостроительной культуры Южного Урала является ее мозаичность, которая образовалась за счет многочисленных напластований культурных слоев, как правило привнесенных на территорию региона извне. Наследие представляет собой наслаивающиеся друг на друга, переплетающиеся и взаимодействующие системы расселения, архитектурные и градостроительные типы, во многом обусловленные мировоззрением мигрирующих народов: языческими верованиями, исламом, христианством. Несмотря на существование как переходящих из периода в период, так и специфических только для одного исторического этапа типов памятников, реконструкция архитектурно-градостроительного развития Южного Урала в целом дает основания рассматривать его как преемственный процесс. Наиболее устойчивой является традиция многократного размещения поселений на одних и тех же местах, наименее устойчивы в регионе планировочные типы. В работе выявлены своеобразие и типологический комплекс архитектурно-градостроительного наследия региона, структура градостроительных типов, закономерности развития, традиции и влияния. Историко-теоретический анализ наследия региона позволяет трактовать его как воплощение формирования и взаимовлияния культур этнических и субэтнических групп населения.

1. Установлено, что на процесс формирования архитектурно-градостроительного наследия региона на протяжении всего рассматриваемого периода влияло два вида факторов:

· Неизменные и относительно стабильные факторы: географическое положение региона, рельеф, наличие полезных ископаемых, система рек и озер, климат. Это основополагающие факторы, которые определяют своеобразие региона;