Смекни!
smekni.com

Эволюция архитектурной мысли на рубеже конец 19 начало 20 веков (стр. 2 из 4)

Модерн оказал влияние на разви­тие ряда направлений в современной архитектуре XX в., таких как экспрес­сионизм, ар деко, органическая ар­хитектура и др.

Наиболее ярко проявился модерн в особняках, павильонах, а также об­щественных зданиях. Они строились по принципу проектирования «изнутри наружу», когда форма и объем выте­кают из пространственной планиро­вочной структуры. Внутреннее про­странство определяло облик здания. Фасады домов были несимметричны и походили на текучие, подобные жи­вым организмам, образования, напо­минавшие одновременно и природные формы, и результат свободного фор­мотворчества скульптора. Это нашло отражение в архитектурной форме, деталях зданий, орнаменте. Линии ор­намента таили напряженность духов­но-эмоционального и символическо­го смысла. Прообразом форм и орна­ментов в системе модерна служили как природные формы, так и черты сти­лей прошлого, подвергавшиеся ради­кальному переосмыслению благодаря стилизации. Художественный язык модерна был во многом воплощени­ем идей и образов символизма. В кон­це эволюции модерна декоративно-орнаментальная стихия стала уступать место конструктивному, «пуристско­му» началу — в поздних постройках О.Вагнера, Й. Гофмана, А.Лооса в Австрии, П.Беренса в Германии, О.Перре во Франции.

Модерн возник как стиль особня­ков и загородных вилл буржуазии. Еще в 1859 г. английский архитектор Ф.Уэбб для известного художника и публициста У. Морриса построил в Кенте жилой «Красный дом», Великоб­ритания. Этот дом был предтечей мо­дерна. На его архитектуру оказали вли­яние романтизм и эстетические кон­цепции Дж. Рескина и У. Морриса. Это была первая в Европе попытка твор­ческого обновления жилищного стро­ительства. Возникла новая концепция: жилой дом рассматривался как единый организм, внешний облик которого выражал его внутреннее содержание. Центром композиции стал двухсвет­ный холл, вокруг которого группиро­вались все помещения. Характерным стал отказ от симметричной компо­зиции и показной роскоши.

В 1880—1890-е годы Брюссель (Бельгия) становится центром совре­менного искусства в Европе. Одним из первых примеров ар нуво был дом Тассель в Брюсселе по проекту архи­тектора В. Орта (1892 — 1893 гг.). Это действительно смелое решение, ко­торое знаменовало поворотный мо­мент в строительстве жилища. В. Орта добился гибкости общего решения, свободы планировки отдельных эта­жей, независимости от исторических стилей. Металлические конструкции здесь уже не маскируются, хотя и по лучают декоративную обработку с мо­тивами флорального орнамента. Ог­раждения лестницы выполняются из кованого железа сложного криволи­нейного рисунка. В.Орта придал ко­лоннам форму стеблей фантастичес­ких растений. Текучий рисунок желез­ных конструкций перекликался с на­стенной росписью и повторялся в мо­заике пола. Все это в сочетании со свет­лыми красками создавало ощущение свежести, живости и движения.

В Брюсселе в 1905— 1911 гг. по про­екту архитектора Й. Гофмана строит­ся дворец Штоклет, где он разработал своеобразные графичные мотивы, чле­нящие фасады на прямоугольные плоскости. Стены облицованы тонки­ми панелями норвежского мрамора и обрамлены декоративными позолочен­ными кантами, что придает зданию плоский и бестелесный образ. Венча­ющая башенка расположена асиммет­рично и увенчана четырьмя геркуле­совыми фигурами и миниатюрным металлическим куполом из цветов, как вариация завершения здания Сецес­сиона. Интерьеры дворца выполнены из мрамора, дополнены мозаикой (вы­полнена художником Г. Климтом), ониксом, стеклом, что создает их гар­монию с коллекцией античного, вос­точного и современного искусства.

В Австрии в Вене в 1897 г. возникла творческая организация, объединив­шая авангард венских художников и архитекторов — венский Сецессион. Это художественное объединение пред­ставляло новые направления в искус­стве и архитектуре, которые противо­стояли акадимизму. Среди основателей Сецессиона был известный живопи­сец Г.Кдимт, архитектор О.Вагнер — один из основоположников модерна — и его ученики — Й. Гофман, И.Ольб-рих. Они организовывали выставки произведений художников, затем ста­ли издавать журнал «Вер Сакрум» («Священная весна»), который был связан с литературным символизмом.

В 1899 г. архитектор Й.Ольбрих по­строил здание венского Сецессиона — дом для выставок и клуб для создан­ного объединения архитекторов, скульпторов и живописцев, которые выступили против официального ака­демизма. Композиция здания строит­ся на сочетании нескольких геометри­ческих (кубических) объемов, допол­ненных пластическим цветочным ор­наментом и завершенных прозрачным (пустотелым) куполом-шаром, повер­хность которого образована лавровы­ми листьями из позолоченного метал­ла. Над входом в здание расположена надпись: «Эпохе — ее искусство, ис­кусству — его свобода». Она выражала творческое кредо нового направления.

Во Франции модерн был наиболее ярко запечатлен в наземных павильонах метро в Париже (1899— 1904 гг.), вы­полненных по проектам архитектора Г. Гимара, для которых характерно со­четание металлической рациональной конструкции и флорального орнамента. Его стилизованные конструктивные формы вызывали ассоциации с орга­ническими формами* Своеобразные конструкции, с напоминающими кры­лышки стрекоз стеклянными крыша­ми и зелеными стойками в форме «усиков», стали впоследствии неотъ­емлемой частью традиционного па­рижского облика. Тогда же проекты павильонов выступили против господ­ствующего классицизма Школы изящ­ных искусств. В небольших легких со­оружениях из металла и стекла отме­чается органичное сочетание конст­руктивных и декоративных элементов. В начале XX в. во Франции Г. Гимар создал множество жилых домов и вилл в стиле ар нуво. Представителями французской школы модерна были также архитекторы Ф.Журден, Ж.Ла-виротт, Ф.Соваж, Э.Андре и др.

В 1880-е годы в Великобритании так­же начало развиваться новое художе­ственное направление. Крупнейшим представителем английского модерна был архитектор Ч. Макинтош, который построил здание Школы искусств в Глазго (1907— 1909 гг.). В его архитек­турном решении автор отказался от симметрии. Контраст плавных линий ограды и вертикальных членений фа­сада, использование кованого железа в завитках оконных консолей, наличие больших оконных проемов, правдиво отражающих во внешнем облике раз­мещение зальных школьных помеще­ний, — это пример рационалистиче­ской ветви модерна. Здание, располо­женное на рельефе, вздымается подоб­но средневековой шотландской крепо­сти. Этот эффект усиливается малень­кими окошками и вкраплением неоте­санных каменных квадратов.

В Германии в конце XIX в. (несколь­ко позднее, чем в Бельгии, Австрии и Великобритании) возник югендстиль (его пропагандировал журнал «Югенд», который провозгласил про­тест против эклектики в архитектуре),

Югендстиль в Германии имел мно­го стилистических версий, в которых трудно выявить общую закономер­ность. К этому творческому направле­нию принадлежали архитекторы А. Эн-дель, Б.Панкок, Б.Пауль, О.Экман. П. Беренс и др.

Фасад здания фотоателье «Эльви­ра» в Мюнхене, построенное по про­екту А.Энделя (1897—1898 гг.) отли­чается гротескным, иррациональным символизмом. Здесь использован де­кор, вызывающий ассоциации с фор­мами органического мира. Фасад при­влекает внимание динамичным, абст­рактным рельефом, напоминающим морских коньков, выполненных в красном и бюрюзовом цветах.

Новое движение возглавил архитек­тор А. ван де Вельде, который с 1899 по 1914 г. жил в Германии и стал ос­нователем школы прикладного искус­ства в Веймаре (впоследствии на ее ос­нове был создан Баухауз).

Тенденция антитрадиционализма нашла свое выражение на Дармштадт-ской выставке архитектуры. Ансамбль выставки состоял из домов для худож­ников, здания мастерских, выста­вочного здания. Здание выставок в Дармштадте было построено по про­екту австрийского архитектора Й. Оль-бриха в 1901 — 1905 гг. Оно было слож­ным и в плане, и в объемной компо­зиции. Здесь использовались яркие от­крытые цвета: белый, красный, жел­тый, серый. Доминировала в компо­зиции высокая монументальная баш­ня (Свадебная), построенная в 1908 г. в ознаменование бракосочетания Ве­ликого герцога.

В Нидерландах продолжателем идей Амстердамской школы, пытавшейся обновить пластичностью архитектуру протяженных монотонных фасадов секционных жилых домов для новых районов, стал архитектор М. де Клерк. Он строит секционные многоквартир­ные жилые дома в Амстердаме (1913 — 1914 гг.), в которых часть фасада над входами в здание, за которыми находятся лест­ница и лифты, причудливо обработа­на вертикалями с параболическим за­вершением между дымоходами. В по­стройках архитектора видно стремле­ние проявить индивидуальность и до­биться художественного эффекта вы­сококачественной кладкой, примене­нием крупных объемных элементов (выступов, эркеров, балконов и шпи­лей).

В группе более поздних многоквар­тирных жилых домов в Амстердаме (1917—1921 гг.) М. де Клерк промежу­ток между двумя пятиэтажными кор­пусами застроил двухэтажными зда­ниями, образующими угол, который завершен шпилем причудливой фор­мы, придающим живописность и ди­намичность несколько фантастическо­му силуэту комплекса. М. де Клерк ре­шал квартал как структурный элемент города, стремясь противопоставить его целостность дробности и измельчен­ное™ индивидуальных домов.

Особое место в истории модерна Испании занимает творчество ката­лонского архитектора А. Гауди. Для него характерен скульптурный подход к архитектуре, стремление к живой природной пластике. Ранние работы зодчего были выполнены в эклектике. Их необычность заключалась в пере­плетении таких стилей, как мосара-бик, мудехар, палатереско, мавритан­ская архитектура. Фасады его постро­ек были облицованы цветной керами­кой, рисунок которой напоминает ковровый орнамент. Это явление ис­панское. Но затем в работах мастера появляется своеобразная вариация модерна, на которую оказали влияние традиции испанского барокко. Отсю­да и богатая пластика форм.