Смекни!
smekni.com

Эволюция архитектурной мысли на рубеже конец 19 начало 20 веков (стр. 3 из 4)

Особенно ярко модерн А. Гауди про­явился в одной из больших работ зод­чего — парке Э.Гуэль (1900- 1914 гг.), расположенном на окраине Барсело­ны на склоне высокого холма. В основу замысла здесь была положена идея города-сада, для которого характерна усложненная пространственно-плани­ровочная композиция, резко отлича­ющаяся от традиционных регулярных парковых придворцовых комплексов. Участок парка занимает площадь 15 га. Это произведение ландшафтного, про­странственного искусства. А. Гауди уда­лось связать в единое произведение искусства природу и все сооружения. Возникает такое впечатление, что ар­хитектура растворяется в природном окружении.

При входе в парк посетителей встречают два необычных павильона: дом привратника и служебный пави­льон, предназначенный для ожидания посетителей. Они имеют сложное скульптурное завершение. Обрамление стен из естественного камня и зубцы завершения покрыты цветной керами­кой. Вертикаль башни (вентиляцион­ной шахты) дома привратника дости­гает 30 м.

От входных ворот начинается па­радная лестница, ведущая к «доричес­кому храму», представляющему собой лес колонн. В подпорных стенках раз­мещаются гроты, скамьи. Поражает пластическая форма ограды видовой площадки, которая представляет собой волнистую «бесконечную» скамью, выполненную из цветного стекла, ке­рамики и местного камня. Все малые архитектурные формы ансамбля пар­ка ассоциируются с органической природой и придают ему яркую нео­бычную декоративность.

К известным постройкам модерна А. Гауди в Барселоне относится жилой дом крупного промышленника Х.Бат-ло (1904— 1906 гг.). Здесь автор прояв­ляет виртуозную изобретательность. Силуэт изогнутой кровли, облицован­ной керамикой, напоминает чешуй­чатую спину сказочного дракона. Един­ственной скульптурой на крыше яв­ляется башенка, увенчанная луковкой сложной формы. Интерес представля­ет декор главного фасада, он напоми­нает кожу дракона и решается в виде цветных вкраплений стекла в поверх­ность стены. Необычны и ограждения балконов с гигантскими «глазницами».

Еще один шедевр А. Гауди — дом П. Мила в Барселоне (1906— 1910 гг.) — назван по фамилии владельца. Этот дом считается своеобразным манифе­стом творческих взглядов мастера. Зда­ние не имеет прямых линий и напо­минает природное образование. Жите­ли города назвали его «дом-камено­ломня». Пещерообразные по форме комнаты группируются вокруг двух внутренних двориков. Фасады дома имеют волнистые очертания стен, мягкие скругления окон, фантастичес­кие скульптурные надстройки на кры­ше (дымовые, вентиляционные тру­бы и лестницы). «Каменный зверинец» на плоской крыше ступенчатого харак­тера поражает богатством впечатле­ний, рождая в воображении сказоч­ные образы.

Иллюстрацией оригинального ва­рианта модерна является церковь Свя­того Семейства — Саграда Фамилия. Строительство этого уникального хра­ма занимает половину жизни А. Гауди и продолжается и сегодня. Храм стал символом преемственности поколений архитекторов. В настоящее время над собором трудятся около 50 зодчих. Строительство храма началось в 1881 г. по проекту архитектора П.Вилляра, позднее его продолжил X. Марторелл, а затем А. Гауди. К 1916 г. А. Гауди вы­полнил гипсовый макет будущего грандиозного сооружения (он был восстановлен после пожара 1936 г. ар­хитекторами Кинтана, И.Пунг, Л.Бо-нет к 100-летию со дня рождения ма­стера). В основу образного решения храма положена символико-литератур-ная программа, на его фасадах можно прочесть содержание Нового Завета. Наивысшая отметка одного из шатро­вых столпов — 170 м. А. Гауди проявил здесь фантазию и изобретательность. Разветвления опор напоминают живые деревья. Ветви колонн перерастают в поверхности гиперболических сводов. Зодчий моделировал своды прямо на строительной площадке. Им были най­дены новые конструктивные решения: наклонные колонны, параболические арки, гиперболические своды. Формы вызывают ассоциации со сталактита­ми и кораллами.

Для творчества А. Гауди характер­но новаторство, основанное на постижении красоты и логики природы. Крупнейший и талантливейший мас­тер модерниссимо, он создал свой стиль, который предвосхитил многие поиски архитекторов и инженеров XXв. Исследователи творчества А. Гауди считают его предшественником эксп­рессионистов. Он близок к органичес­кой архитектуре, его архитектура была предшественницей сюрреализма, для его произведений характерны симво­лизм, пластицизм и яркая образная выразительность.

М.Рагон назвал А. Гауди «поэтом камня», который внес огромный вклад в процесс формирования архитекту­ры XX в. Ле Корбюзье, побывав в Бар­селоне и познакомившись с произве­дениями А. Гауди, сказал: «Я увидел в Барселоне Гауди произведения чело­века необыкновенной силы, веры, ис­ключительного технического таланта... Гауди — «конструктор 1900 г.», мас­тер своего дела, строитель в камне, железе и кирпиче. Гауди был великим художником». Своеобразие поисков А. Гауди заключалось в том, что но­вый строительный материал — желе­зобетон — он использовал для созда­ния органических форм природы в своих сооружениях, подражая скалам, деревьям, морским раковинам и т.д. Он создавал в своих произведениях разнообразные формы растительного и животного мира, виртуозно исполь­зовал возможности новых строитель­ных материалов, придавая им необыч­ные формы.

Влияние европейского модерна не­значительно коснулось архитектуры США, здесь была представлена раз­новидность «интернационального» ва­рианта модерна. Основным источни­ком формообразования выступали новые конструкции и новый матери­ал — железобетон.

Модерн получил развитие и в Рос­сии на рубеже XIX и XX вв. Русский модерн имел стилевое сходство с ев­ропейским, но в то же время он обла­дал своеобразием. Новый стиль здесь прошел несколько этапов в своем раз­витии: ранний (декоративный или ро­мантический), поздний (рационалис­тический), а также модерн историзи-рующий, обратившийся к всевозмож­ным стилизациям, модерн с исполь­зованием элементов исторических сти­лей, балансирующий на грани с пос­ледовавшим за ним ретроспективиз-мом. Основоположником и ярким представителем российского модерна был архитектор Ф. Шсхтсль, имя ко­торого достойно занимает место в ряду всемирно известных зодчих. Его твор­чество демонстрирует все многообра­зие направлений и форм российско­го модерна. Национально-романти­ческая ветвь модерна представлена таким произведением, как Ярослав­ский вокзал в Москве (1902 г.), де­коративная ветвь модерна нашла от­ражение и в особняке Рябушинского (1900 г.), рационалистическое на­правление ярко проявилось в Доме московского купеческого общества на углу Новой площади и М.Черкасско­го переулка в Москве (1909 г.), а так­же в здании типографии «Утро Рос­сии» на Страстном бульваре (1907 г.). Поворот к ретроспективизму проявил­ся в особняке Ф. Шсхтсля па Б. Садо­вой улице (1910 г.) и др. Характерной чертой его произведений стала стиле­вая цельность и художественность. Он возрождал искусство архитектуры, ведя неустанный поиск, синтезируя про­грессивные для своего времени черты. Россия шла к новой архитектуре сво­им путем, но искания русского модер­на во многом близки европейскому.

Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусство и ремес­ла» (1883 г.), влияние которого распространилось по всем стра­нам Европы. Метод модерна во многом основывался на теоре­тических позициях, выдвинутых еще в середине XIXвека анг­лийскими художниками и теоретиками Д. Рескиным и У.Моррисом. Они видели одну из причин упадка искусства в ма­шинном обезличивании продукции, потере вкуса и мастерства. Стремясь к возрождению народного мастерства, Уильям Мор-Рис (1834—1896 гг.) организовал мастерскую для изготовления Мебели и предметов обихода, противопоставив творческий ре­месленный труд машинному производству. Идеи народного ма­стерства вдохновили и архитектора Ф. Уэбба, построившего для Морриса особняк «Ред-хауз» (1859 г.), — один из первых при­оров, в котором функциональные особенности здания обусловили общую композицию. Вместо традиционного декора стен он применил простую кирпичную облицовку. Плавные линии, на­рочитая асимметрия, общая живописность противопоставлялись академизму декоративных композиций.

Движение «Искусства и ремесла» достигло своей вершины в архитектуре и прикладном искусстве работами Ч.Макинтоша, проповедавшего в английской архитектуре новую конструктивную эстетику, близкую модерну XX века. Наиболее известными его работами являются здание чайной Кенстон (1907—1911 гг.) и Ху­дожественно-промышленной школы в Глазго (1897—1899 гг.).

Наиболее широкое распространение этот стиль получил во Франции, Бельгии и Голландии. Идеологами нового стиля в архитектуре были Б. Орта и бельгиец Ван де Вельде, работавший в Германии. Вельде проектировал почти все, что окружает че­ловека — от интерьеров до украшений. Он был пристрастен к созданию насыщенной богатой формы, к закруглению ее элемен­тов и плавным кривым.

В Голландской архитектуре первые шаги от историзма к мо­дерну сделал Г.П.Берлаге. В его Амстердамской бирже (1898— 1903 гг.) романская архитектура имеет более простые формы и открытые металлические конструкции в интерьере. Стеклянная крыша зала делает здание новаторским.

Творчество испанского архитектора А. Гауди носит очень сво­еобразный характер, несмотря на очевидную связь с испанской готикой и барокко. В Барселоне он осуществляет ряд построек, из которых наиболее значительным его сооружением является собор Саграда Фамилиа (1882—1926 гг., рис. 61). Антонио Гау­ди, используя новый строительный материал — железобетон, видит в нем прежде всего новые пластические возможности. В домах Каса Батло и Каса Мила в Барселоне (1905—1910 гг.) Гауди использует бетон главным образом для создания традиционно-пластических форм» для имитации форм природы, подражания раковинам, скалам.