Смекни!
smekni.com

Правонарушения (стр. 2 из 5)

На квалификацию некоторых преступлений влияют мотивы деяния (хулиганские побуждения, корыстные мотивы и др.). В гражданском праве, кроме того, существуют понятия "грубая не­осторожность", "смешанная вина", влияющие на возникновение ответственности и ее объем.

Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения.

В законодательстве составы правонарушений излагаются по-разному. В уголовном праве детально описаны условия примене­ния уголовной ответственности и наказания, признаки каждого преступления, вид и размеры наказания, применяемого к тем, кто совершит это преступление. Аналогичным образом проступки и взыскания определены в Кодексе об административных правона­рушениях. В отличие от этого Кодекс законов о труде детального определения составов дисциплинарных правонарушений не со­держит (определен один состав: прогул без уважительных причин, в том числе появление на работе в нетрезвом состоянии), но перечисляет дисциплинарные взыскания, применяемые за нарушения трудовой дисциплины.

При определении в законодательстве правонарушений и сан­кций (санкцией правовой нормы называется указание на меры государственного принуждения, применяемые за ее нарушение) принимают во внимание следующие правила: во-первых, чем строже санкция, тем детальнее должно быть описано правонару­шение, за которое она применяется; во-вторых, при наказании правонарушителя или наложении на него взыскания санкция должна допускать выбор между различными мерами (и сроками) наказания или взыскания с учетом обстоятельств дела и личности виновного.

Нормы, определяющие составы правонарушений и санкции за их совершение, называются запретительными. Они предусматри­вают действия, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь. По существу, запреты адресованы тем лицам, которые склонны к совершению противоправных деяний и воздерживаются от них из боязни наказания. Поэтому в УК, в Кодексе об административных правонарушениях и других норма­тивных актах многие запреты обозначаются не как предписания, а как указания на наказуемость определенных деяний ("заведомо незаконный арест — наказывается...", "умышленное убийство — наказывается...", "повреждение телефонов-автоматов — влечет на­ложение штрафа...", "за нарушение трудовой дисциплины адми­нистрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания...").

1.1. Признаки правонарушений.

Предложенное определение указывает на следующие сущест­венные признаки правонарушений.

1.Правонарушения обладают общественно опасным харак­тером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства, общества. В отечественной Правовой литературе до сих пор не прекращаются споры о том, являются ли проступки общественно опасными или таковы лишь преступления как наиболее тяжкий вид правонарушений. Пола­гаю, что абсолютно все правонарушения общественно опасны, иначе чем объяснить меры наказания, устанавливаемые законо­дательством за каждое правонарушение? При этом нередко про­ступок карается значительно жестче и суровее, чем преступление. Так, за совершенное преступление может последовать уголовное наказание в виде штрафа, а за административный проступок — исправительные работы на срок до двух месяцев или администра­тивный арест на срок до пятнадцати суток. Общественная опас­ность отдельно взятого проступка может быть и неочевидной (переход пешеходом улицы на красный свет или в ненадлежащем месте), но она вполне очевидна и реальна, если эти проступки взяты в массе, в совокупности.

2.Правонарушения носят противоправный характер. Если общественная опасность — это внутренний признак правонару­шений, то противоправность — их внешняя черта, означающая, что правонарушение— это деяние, направленное против права, совершенное вопреки ему. Общественная опасность правонаруше­ний обусловливает их противоправность: если деяние опасно для отдельной личности или общества, то оно и запрещается право­выми нормами. Противоправность — юридическое выражение об­щественной опасности деяния.

3. Правонарушения совершаются только людьми. Правонарушением является деяние, совершенное не всяким лицом, а лишь таким, которое отдает отчет в своем поведении и способно этим поведением руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.

4.Правонарушение — это поведение, а не образ мыслей. Поведение выряжается в противоправных действиях или бездействии. В них и только в них проявляются, «материализуются» об­щественно опасные намерения правонарушителя. Мысли сами по себе не могут быть четким и объективным критерием общественной опасности, противоправности и тем самым законности или незаконности поведения человека. Если определенный образ мыслей, суждения, противоречащие официальной доктрине, счита­ются преступлениями и преследуются, то это - свидетельство тоталитарности государства.

Идея о том, что человек отвечает только за свои поступки, а не за убеждения, за намерения, была обстоятельно изложена Гегелем в «Философии права»[2]. Позже К. Маркс выразил ее словами: "помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом... Законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, — это не что иное, как позитивные санкции беззакония»[3].

5.Правонарушение — это виновное деяние . Если в поведении человека отсутствует вина, то его деяние правонарушением счи-таться не может, хотя внешне оно и противоречит существующему, правопорядку (например, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны).

Совершаемые в нашей стране правонарушения крайне неодно­родны. Однако все их можно разделить на две группы: преступ­ления и проступки.

Преступления — наиболее тяжкий вид правонарушений. Проступки — это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступлений.

Преступления и проступки следует четко разграничивать, ибо это связано с видом и размером наказания — наиболее болезнен­ной социально-правовой мерой. Различаются они степенью обще­ственной опасности. Это достаточно определенный и полный кри­терий разграничения преступлений и проступков, предложенный юридической наукой и практикой. Преступления обладают большей общественной опасностью, нежели проступки.

Определяя степень общественной опасности, используют сле­дующие критерии[4].

а) Значимость регулируемого правом общественного отноше­ния, ставшего объектом противоправного посягательства. Объ­ектом преступных посягательств являются, как правило, наибо­лее важные общественные отношения, интересы, блага. Это преж­де всего жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, соб­ственность, безопасность государства, установленный в нем поря­док управления и др.

Такие же сферы отношений, как трудовые, охрана природной среды, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некото­рые другие менее значимы, а потому посягательство на них при­знается законодательством не преступлением, а проступком.

б) Размер причиненного ущерба. Если он значителен, то деяние законодательством признается, как правило, преступлением, если нет — проступком.

Например, ст. 166 КоАП признает самоуправство (самоволь­ное, с нарушением установленного законом порядка осуществле­ния своего действительного или предполагаемого права) админи­стративным проступком, если оно не причинило существенного вреда гражданам либо государственным или общественным орга­низациям. В случае же причинения этим субъектам существен­ного вреда, то же деяние признается уголовным законом преступ­лением (ст. 330 УК РФ).

в) Способ, время и мотив совершения противоправного деяния. Неисполнение приказа военнослужащим, например, может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совер­шенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору ИЛИ организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 332 УК РФ). Нарушение правил рыболовства (в том числе и незаконная добыча рыбы) — это административный проступок (ст. 85 КоАП). Та же незаконная добыча рыбы, но совершенная в местах нереста или на миграционных путях к ним, уже квали­фицируется по ст. 256 УК РФ как преступление.

Распространенность определенного вида проступков также резко повышает их общественную опасность и может приводить к законодательному «переводу» проступка в разряд преступлений, а Уголовный кодекс пополнится в этом случае новым составом преступления.

г) Личность правонарушителя. Проступки, в отличие от пре­ступлений, не выражают общественной опасности самой личнос­ти. Но личность, неоднократно нарушающая юридические нормы, становится общественно опасной, и ее последующий правонару­шения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Так, разовые уклонения родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетру­доспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, — это гражданско-правовые проступки. Злостное же уклонение ро­дителя от уплаты таких сумм признается законом преступлением и влечет уголовную ответственность (ст. 157 УК РФ).