Смекни!
smekni.com

К проблеме развития теории физической культуры (стр. 3 из 6)

Однако в теории как культуры, так и ТФК данное принципиальное методологическое положение далеко не всегда принимается во внимание, а практика физической культуры в основном идет по пути развития физических качеств человека, формирования его двигательных навыков, в большинстве случаев оставляя в стороне его личностное развитие (т.е. воспитывается "расчлененный" человек, разобщенный на отдельные и независимые части, что вступает в противоречие с идеей его целостности, интегральной индивидуальности) [10, 16, 21, 32].

Более полная реализация этого положения способствует эффективному выбору взаимодополняющих концепций культуры для осмысления сущности физической культуры, обоснованию ее многоаспектного содержания, наиболее объективному раскрытию объекта и предмета ТФК, воспитанию занимающихся в единстве духовных и физических сил, что способствует формированию у них устойчивой потребности в физической культуре.

Третье. Построение ТФК должно опираться на методологические уровни знания: философский, общенаучный, частно-научный, отдельного исследования, где именно философский уровень, связанный прежде всего с раскрытием сути культуры, рассмотрением соотношения биологического и социального, телесного и духовного в человеке, служит основой для более глубокого понимания сущности физической культуры, обоснования нижележащих теоретических уровней знания в ее сфере.

Анализ показывает, что и при рассмотрении уровней знания в сфере физической культуры, связанных с формированием ее теоретических основ, у ученых нет единого мнения ни в их количестве (выделяется от 3 до 6 уровней), ни тем более в их содержании. Философский же уровень, выполняющий методологическую и теоретико-познавательную функцию, за редким исключением [3, 5, 6, 30] вообще не принимается во внимание [37], что не лучшим образом сказывается на развитии науки о физической культуре.

Вместе с тем выявление соотношения биологического и социального, телесного и духовного в человеке, в физической культуре [4, 6, 22, 25] показывает, что не "биологизация" или "социологизация", не "воспитание физического" в человеке (что преобладает на практике и в научно-методической литературе) или даже "не воспитание через физическое" (хотя последнее ближе к истине), а, видимо, гармония физического (телесного) и духовного (социального), достигаемая одухотворением, очеловечиванием физического, должно быть основной методологической позицией при разработке вопросов ТФК [37].

Рассмотрение проблем ТФК сквозь призму методологических уровней знания свидетельствует о том, что анализ ее проблем в современный период должен строиться преимущественно "сверху вниз", с позиций макроструктуры (теории культуры), а не только "снизу вверх", от обобщения практики. Только в этом случае данная теория, как справедливо отмечает В.К. Бальсевич [6], будет выполнять функцию организатора и создателя физкультурного знания, а не собирателя его крупиц в различных областях человеческого знания.

Методологические уровни знания позволяют и более логично структурировать в сфере физической культуры отражающие ее теории, а также показать, что ТФК по своей направленности имеет преимуществен но культуроведчески-педагогический характер.

Четвертое. При формировании ТФК необходимо учитывать единство и взаимосвязь ее функционального, ценностного, деятельностного, результативного аспектов содержания, являющихся основой понимания ее интегративной, человекотворческой, духовно-физической сущности [35].

Многообразие и единство этих аспектов обусловлены содержанием культуры, деятельной сущностью человека, где бытие ценности определяется ее социальными функциями [17] и выражается в результативной стороне, связанной, в частности, с формированием физической культуры личности и ее видов. Это подтверждается и тем, что в качестве основополагающего понятия при определении понятий "функция", "ценность", "деятельность", "вид физической культуры" выступает категория "потребность", которая не заняла еще подобающего ей важного места в реальном осмыслении феномена "физическая культура", формировании ее теории, в выявлении отношения человека к своему физическому состоянию.

Вместе с тем, несмотря на объективное проявление единства функционального, ценностного, деятельностного, результативного аспектов содержания физической культуры, явно заметна обособленность (изолированность) их теоретического раскрытия и различный уровень научного познания (больше изучены функциональный и ценностный аспекты [5, 11, 20, 24, 37, 38 и др.], значительно меньше - деятельностный и результативный). Это затрудняет понимание единого внутреннего, практически-деятельного механизма освоения человеком многообразных ценностей физической культуры, формирования ее как целостности в этом процессе. В связи с этим в индивидуальном и общественном сознании часто закрепляется односторонний взгляд на физическую культуру как на сферу развития только двигательных способностей человека.

Поэтому одна из основных задач ТФК - глубинное исследование каждого из аспектов ее содержания, а главное - показ их нерасторжимого единства в осмыслении ее сущности, в воспитании всесторон него и гармонично развитого человека.

Пятое. ТФК призвана как можно полнее аккумулировать (интегрировать) междисциплинарный и многоаспектный характер научных знаний о физической культуре человека и общества, анализ генезиса которого свидетельствует о четко выраженной тенденции возрастания духовных начал в ее сфере [37].

Это проявляется в переходе от медико-биологи ческих аспектов ее изучения (однако ни в коей мере не принижающих их) к педагогическим, психологическим, социологическим, культуроведческим, философским и другим, являющимся основными при изучении человека [1, 18]. То есть имеет место смещение его аспектов (знаний) от биологического к социальному, от физического к духовному, с организма на личность, что естественным образом ликвидирует преобладание того или иного компонента (биологического или социального), уравновешивает их.

В то же время анализ основных аспектов знания о физической культуре показывает, что в каждом из этих направлений ее исследования при несомненно имеющихся достижениях есть и дискуссионные, нерешенные вопросы. В большей мере они связаны с неучетом соматопсихического и личностно-социокультурного единства человека, его биосоциокультурной сущности. При этом чаще всего они рассматри ваются изолированно друг от друга, не давая полной картины понимания сущности физической культуры. И на первый план здесь выходят процессы интеграции разнообразных аспектов ее изучения, что связано с использованием методологии системного подхода, более глубоким раскрытием деятельностного аспекта и в рамках его (что особенно важно) -физкультурной деятельности. Именно в ней проявляется единство человека как биологического, социального и культурного существа, как основы для интеграции всех аспектов знания о физической культуре.

Шестое. Физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших видов человеческой деятельности, носящий в целом социально-культурный характер, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. Она составляет сущность физической культуры человека и служит основой (главным средством) ее формирования.

Главенствующая роль деятельности в формировании человека общепризнанна (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов С.Л. Рубинштейн и др.), ибо она, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и одновременно фактором его физического, психического и духовного формирования как общественно полезной личности.

Физкультурная деятельность - интегрирующее понятие, включающее в себя все многообразие сознательно окультуренной двигательной деятельности человека, связанной с преобразованием его телесности. Именно она определяет формирование физической культуры человека (и ее видов) в его телесно-духовном единстве, создавая гармонию его сущностных (духовных и физических) сил. Это обусловлено ее содержательной стороной, носящей творческий характер. В то же время она является интегративным фактором функционального, ценностного и результативного аспектов физической культуры [35].

В связи с этим актуально раскрытие перед занимающимися внутреннего механизма (структуры) физкультурной деятельности, где (помимо традиционного блока "цель", "средства", "результат") целесообразен показ взаимосвязей в ее главнейшем потребностно -мотивационном звене, делающее ее осознанной и устойчивой на перспективу. Однако в реальной физкультурной практике при изучении человеком двигательных действий как этому (психологическому) аспекту физкультурной деятельности, так и раскрытию ее сложного содержания и структуры, системы видов и их специфическим особенностям, основному виду физкультурной деятельности в зависимости от этапов онтогенетического развития человека и некоторым другим моментам уделяется явно недостаточное внимание. Это существенно сужает представления о действительном потенциале физической культуры, о ее богатейших возможностях в формировании человеческих способностей. Поэтому более глубокое раскрытие методологических и теоретических вопросов физкультурной деятельности с позиции теории деятельности (в частности, философской, психологической, педагогической) - важное условие формирования предмета обобщающей науки в сфере физической культуры (ТФК), одновременно выступающей и связующим звеном между различными дисциплинами, ее изучающими.

Седьмое. При разработке теоретических основ физической культуры целесообразно принимать во внимание современное нетрадиционное понимание сущности физических упражнений (основного элемента физкультурной деятельности) и их больших потенциальных возможностей в развитии одновременно как организма, так и личности занимающихся, т.е. в формировании целостного человека непосредственно в учебно-воспитательном процессе.