Смекни!
smekni.com

К проблеме развития теории физической культуры (стр. 4 из 6)

Данное понимание физических упражнений плодотворно развивали и отстаивали П.Ф. Лесгафт, Н.А. Бернштейн, А.Д. Новиков и др. В исследованиях последних лет оно определяется как двигательное действие "с его моторной и неизменно духовными сторонами" [14, с. 128], которые "наряду с моторно-исполнительными (операционными механизмами) включают познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные" [13, с. 24]. Отмечается, что при освоении двигательного действия именно до начала его выполнения (а не в результате его) в пространстве групповой духовной практической деятельности, включающей обмен (взаимные "отношения") смыслами и ценностями, связанными с системой познавательных, акмеологических, оценочных, коррекционных и других действий, и происходит становление субъектов учебно-тренировочного процесса (занимающихся, спортсмена, тренера и т.д.) [12].

В этих процессах при освоении физического упражнения (в рамках физкультурной деятельности с ее потребностно-мотивационным звеном) и проявляет ся в полной мере человекотворческая функция физической культуры, связанная с развитием не только физических качеств и формированием двигательных умений и навыков занимающихся, но и культурой их мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т.п. занимающихся. Это свидетельствует о том, что развитие физических способностей человека неотделимо от функционирования его личностных характеристик, более того - определяется ими. Само же двигательное действие выступает лишь в качестве средства (а не самоцели) самосовершенствования человека.

К сожалению, в практике физической культуры эти взгляды далеко не всегда находят реальное отражение. В связи с этим важная задача ТФК - выявление закономерностей гармонизации физкультурной деятельности (с учетом качественных особенностей физических упражнений) с целью единовременного решения в ее процессе задач как физического совершенствования, так и духовного развития занимающихся, а также отбор и классификация среди большого многообразия средств физической культуры тех, которые более эффективно способствуют этому.

Восьмое. Необходим учет тенденции усиления дифференциации различных сфер культуры (где физическая культура не является исключением) на базе интеграции способов воздействия на человека [17], в связи с чем в настоящее время вполне правомерно обоснование как различных видов физкультурной деятельности (реализуемых в процессе физического совершенствования человека), так и соответствующих им видов физической культуры личности, число которых будет увеличиваться в связи с возрастанием потребностей, удовлетворяемых человеком в ее сфере, особенно под влиянием изменений в обществе, обуславливаемых научно-технической революцией.

В современный период необходимо различать организационные формы - компоненты физической культуры (физическое воспитание (образование), спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация и т.п., которые с культуроведческих позиций уже целесообразно, видимо, трактовать как физкультур ное воспитание (образование), физкультурная спортизация, физкультурная рекреация, физкультурная реабилитация и т.п.), специфические для них виды физкультурной деятельности (физкультурно-образова тельная, физкультурно-спортивная, физкультурно -рекреационная, физкультурно-реабилитационная и т.п.) и их результативную сторону, опредмеченную в соответствующих видах физической культуры (образовательной, спортивной, рекреационной, реабилитационной и т.п.). Это позволяет более системно представлять сферу физической культуры, подчеркивать ее культуросообразный характер, избегать содержательного и терминологического смещения понятий.

Физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация в литературе иногда называются "видами физической культуры". Думается, это неточно как в методологичес ком, так и в содержательном плане. Видом ее может быть только "вид физической культуры", непосредственно реализуемый в аспекте развития человеческих способностей.

Выделение разнообразных и в перспективе все более увеличивающихся видов физкультурной деятельности и соответствующих им видов физической культуры личности вполне правомерно, ибо культура личности всегда индивидуальна, неповторима, оригинальна, связана с творческим подходом человека к освоению прошлых и настоящих ценностей, со свободным созиданием самого себя в процессе удовлетворения многообразных потребностей.

Важной теоретико-методологической проблемой является определение понятий данных видов физкультурной деятельности и физической культуры, обоснование их содержания, объема и структуры на интегративной основе психосоматического и социокультурного единства человека.

Девятое. Важно раскрытие развернутой содержательной характеристики понятия "физическая культура" как вида общей культуры, адаптированного к современной действительности (ибо научная теория развивается в зависимости от степени познания глубинной сущности объекта), а также путей воздействия ТФК на основные сферы жизнедеятельности человека и общества (образование, труд, досуг), т.е. реальную практику.

В определении понятия "физическая культура", даваемого с позиции методологии определения понятийного аппарата и опирающегося на существенные признаки данного явления, должно найти отражение его основное содержание с многоаспектным характером, объемом, структурой, процессуальными формами и видами физкультурной деятельности и физической культуры. В нем должны быть заложены основы для раскрытия системы других понятий, отражающих новые явления. А главное центральной категорией в понятии "физическая культура" должен быть человек, в его целостности и многомерности, в единстве тела и духа, ибо именно человек, процессы его самореализации, связанные с развитием его сущностных (духовных и физических) сил, - главная цель функционирования данной системы.

Творческая сила понятия заключается в активном влиянии на характер поведения человека, в объективации его через практическую деятельность людей [46 и др.]. Поэтому качественный уровень разработки проблем ТФК должен быть таким, чтобы она могла довести до сознания каждого человека и общества в целом сущность этого важного вида культуры, мобилизовать людей на реальные занятия физкультурной деятельностью. В противном случае данная теория не будет в полном объеме выполнять весь комплекс функций, присущих теориям, где одной из основных (помимо информативной, систематизирующей, объяснительной, прогностической) является практическая функция [2, 41 и др.]. В связи с этим важно переосмысление методологических аспектов взаимосвязей физической культуры со сферой образования, труда, досуга, с учетом выявления тенденций их развития в современный период.

Десятое. ТФК может быть наиболее эффективно теоретически обоснована и практически (методичес ки) реализована при условии перевода взаимоотношений занимающихся и преподавателей в учебно-воспитательном процессе из объект-субъектной формы в субъект-субъектную взаимно мотивированную творческую педагогическую деятельность, где ученики превращаются из объекта в субъект своего самосовершенствования, что связано с овладением ими основами физкультурной деятельности.

В современных условиях необходимо формирование нового культурообразовательного мышления в сфере физической культуры, ориентированного на человеческую личность. У педагога в его деятельности должно быть выработано системное видение педагогического процесса с культурологических позиций, раскрывающих связи физической культуры с духовными и физическими силами личности. У занимающихся должна быть сформирована потребность в развитии физических качеств, формировании знаний, двигательных умений и навыков в целом к освоению многообразных ценностей физической культуры, важен также их поворот к саморазвитию, самореализации. Они должны быть активными субъектами физкультурной деятельности (в том числе организации межличностных коммуникативных отношений), где гармонично задействованы все сущностные силы человека как неделимой целостности при решающей роли духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления с целью формирования физической культуры личности.

В настоящее время имеется значительное число исследований, касающихся содержания деятельностной стороны проведения занятий в сфере физической культуры. Однако далеко не во всех из них они рассматриваются с социокультурных позиций, все еще преобладает тенденция, связанная только с физической подготовкой занимающихся. В связи с этим предстоит большая работа по обоснованию методов, позволяющих максимально расширить социально-культурный смысл физкультурных занятий, добиваясь гармонии телесного и духовного в человеке.

Одиннадцатое. Формирование ТФК не может быть плодотворным без опоры на логико-методологические принципы построения теорий (в частности, "сшивки" сосуществующих в данный момент теории (принцип соответствия), соотношения конкурирующих теорий (принцип дополнительности), отношения к теориям большей степени общности, функциональной специфики теорий, их уровневой структуры и т.п.) [15].

Так, например, различные подходы к пониманию сущности физической культуры, даже имеющие интегративный характер, зачастую характеризуют важные, но отдельные стороны (аспекты) данного явления. По своей сути они не противоречат, а, наоборот, взаимодополняют друг друга и требуют интеграции для раскрытия и показа всей сложности данного вида культуры [37].