Смекни!
smekni.com

Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича (стр. 11 из 23)

Подобное обстоятельство указывает направление разработки новой методики тренировки с учетом усиления деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и в этой связи играет особо важную роль в формировании здоровья детей-инвалидов, поскольку отставание в темпах развития этого отдела нервной системы приводит, по мнению медицинских специалистов, к задержке функционального роста детского организма.


3. Двигательные действия в водной среде ребенка с тяжелой формой церебрального паралича

3.1 Особенности двигательных действий детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне

Основные проблемы двигательных действий детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне и их решение тренером в процессе начального обучения плаванию ребенка были в общих чертах представлены в моделях предполагаемого поведения ребенка в главе 1.

Поскольку в доступной нам специальной литературе по плаванию не удалось обнаружить фактического материала, касающегося двигательной деятельности подобных детей в воде, то в процессе педагогического обучения плаванию разработанные модели впервые проверялись на их соответствие основным формам заболеваний и в этой связи возможностям разработок средств и методик индивидуального подхода.

Фактически подтверждено и зафиксировано видеоматериалом, что на первом занятии ни один из 194 учеников не умел самостоятельно держаться на воде. Данное обстоятельство существенно облегчало нашу задачу по доказательству достижения положительного результата – умения плавать в случае разрешения проблем начального обучения больного ребенка. Для их эффективного разрешения нами использовался проблемный метод обучения, но в большей степени – научно-исследовательский метод по Ю.К. Бабанскому (1982).

Педагогические эксперименты позволили обнаружить, что ученики с задержкой речевого развития с диагнозом двойная гемиплегия (75% из 15) и отставанием в психическом состоянии с гемипаратической формой (95% из 25) отличались отсутствием понимания и контакта с тренером. Фактическое состояние и реакция ребенка, зафиксированные видеосъемкой, характеризуются безразличным выражением лица, отсутствием какой-либо реакции (положительной или отрицательной, в 65% случаев наблюдений) ученика на обращение тренера. Порой, ребенок разглядывал тренера либо касался его рукой (15%) или, напротив, сразу проявлял агрессивное поведение, издавал воинственные возгласы (7%), выполнял удары тренера рукой и / или ногой (5%) как «на суше», так и «на воде».

В процессе авторского эксперимента у 23 учеников отмечалась критическая ситуация «захлеб» в результате выполнения учеником вдоха под водой. У двух учеников с задержкой речи и затруднением выполнения акта дыхания «захлеб» отмечался на продолжении 15 занятий в процессе разучивания положений «лежа на груди в воде» или при выполнении упражнения на «погружение» стоя на мелком месте дна бассейна.

Большинство учеников (85% из 62 наблюдений), у которых «на суше» отмечалось неумение выполнить задержку дыхания на вдохе, не могли выполнить это упражнение «на воде». Эти дети долго осваивали умение ритмично дышать, выполняя вдох, наклоняясь к воде, делать выдох. При этом главной помехой являлись трудности выполнения движения головой вперед-вверх либо в сторону – вверх, в том числе при удержании тренером ребенка на руках.

Обращает на себя особое внимание как фактор развития особо опасных критических ситуаций, процесс перемещения с ребенком, имеющим большой вес или рост, по лестничным клеткам бассейна и помещениям – раздевалка, туалет, душ. Скользкий и мокрый пол делал это взаимное перемещение опасным.

Так, было отмечено два падения на скользком полу бассейна тренера с ребенком на руках. В последний момент падения на спину тренер «укладывал» ребенка на себя, тем самым, исключая удар самого ребенка о пол. С целью исключения подобных случаев в дальнейшем педагогическом процессе была оборудована специальная коляска, которая использовалась только для перемещения больного ребенка в помещениях плавательного бассейна, душевой установки и для спуска-подъема ребенка вместе с коляской в воду и из воды.

При отсутствии специальной коляски в бассейне в некоторых случаях с целью эффективного обеспечения мытья под душем нами устанавливалась скамейка или пластмассовый стул. Зачастую тренер обращался за помощью к родителям, для того чтобы обеспечить переодевание ребенка, его доставку в чашу бассейна и передачу в руки тренера, находящегося в воде.

Педагогические наблюдения в процессе авторского обучения плаванию, анализ и обобщение результатов видеозаписи занятий специалистов при работе с детьми с тяжелой формой церебрального паралича подтвердили возможность развития следующих опасных и особо опасных ситуаций, связанных с отсутствием способности:

самоудержания головы ребенка в нормальном положении (7,5% и 102 случаев);

самостоятельного удержания вертикальной позы в положении стоя на дне (86,3%);

выполнения стойки на месте и перемещения по мелкому дну бассейна;

самоудержания у борта бассейна;

самоудержания доски для плавания;

самоудержания у поверхности воды в положении на груди и на спине;

продолжительного (более 20 минут) пребывания в воде при температуре 26°;

самоформирования удобного (жизненно необходимого) положения ученика в воде.

Формированию особо опасных и опасных ситуаций при обучении плаванию ребенка с тяжелой формой церебрального паралича способствуют:

неожиданные спонтанные повороты головы ребенка и ее удары о твердую поверхность – стенку бассейна, голову или руку тренера, плавательную доску;

«свисание головы» ребенка и неожиданные «захлебы» от кивка головы вниз в воду;

отсутствие возможности лежания на животе с выпрямленным туловищем и конечностями;

спонтанное погружение под воду;

отказ ребенка от начала или продолжения занятий в воде;

состояние возбуждения или наличие тревоги у тренера;

состояние возбуждения или наличие тревоги у ученика;

влияние на организм ребенка не соответствующей температуры воды;

чрезмерно эмоциональные взаимоотношения тренера и ученика;

быстрые и отрывистые движения при хореическом гиперкинезе;

пальцы рук, сжатые в кулак;

ноги, согнутые в тазобедренных и коленных суставах;

стопы, находящиеся в подошвенном сгибании и повернутые во внутрь;

паркинсоноподобный тремор;

медленные, червеобразные движения, возникающие в сгибателях и разгибателях, в дистальных отделах рук и ног;

размашистые, бросковые движения руками и ногами по траектории с большой амплитудой;

снижение или увеличение мимики;

выраженные вегетативные нарушения, частая необходимость ходить в туалет.

3.2 Характер двигательных действий детей-инвалидов на первых занятиях по начальному обучению плаванию

Невозможно начинать любой процесс обучения без проведения первого занятия. Именно на первом занятии двигательные действия ребенка с тяжелыми последствиями церебрального паралича в плавательном бассейне представляют принципиальные, особо опасные трудности, связанные с угрозой жизни и здоровья ребенка-инвалида (Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин, 1999, В.Г. Сазыкин, 2000). Но именно они до настоящего времени не находят свое отражение в специальной литературе.

В процессе нашего исследования возникла проблема обучения тяжелобольного ребенка двигательным действиям в условиях государственного учреждения плавательного бассейна, бассейна типа «лягушатник» и обычной ванны. Поставленная проблема решалась в условиях глубокого плавательного бассейна СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта (25x15x1,50 – 5,00 м), бассейна ЦМСЧ №122 (15x7,5x1,0 м), бассейна «Атлантида» города Пушкин Ленинградской области (25x12x1,2 м). Общей особенности работы тренерского состава являлось удержание ребенка на руках до начала его самостоятельного плавания. При этом в двух последних бассейнах тренер имел возможность стоять на дне, но при работе в бассейне СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта педагогу можно было стоять лишь на мелкой части, а на большей части -23 метра – тренер поддерживал ребенка, находясь на плаву.

Проведенные нами шестилетние педагогические наблюдения за работой тренерско-преподавательского состава, а также в процессе авторской работы тренером по плаванию с детьми-инвалидами с последствиями церебрального паралича позволяют выявить характерные условия выполнения двигательных действий на первых занятиях. Безусловно, каждый тяжелобольной ребенок проявляет индивидуально целый комплекс двигательных, зачастую и интеллектуальных, отклонений в состоянии здоровья, однако, наши педагогические наблюдения с использованием видеозаписи и последующим ее анализом позволили выявить общие характерные факты проявления двигательных действий каждого больного, общие черты, характерные для таких детей.

По результатам 57 наблюдений выяснилось, что при нахождении в чаше бассейна ребенок находится в состоянии крайне неустойчивого психического и двигательного равновесия, при этом отмечаются пять характерных положений тела в пространстве: сидя на скамейке, стоя или в движении на борту бассейна, вход в воду, стоя у лестницы спуска в воду, лежа в воде.

В любом из пяти выделенных характерных условий движения ребенок-инвалид находится в состоянии повышенной тревожности и готовности к формированию критических ситуаций.

Сидя на скамейке рядом с родителем или у него на руках, во время ожидания приглашения тренера для входа в воду у ребенка отмечается напряженное выражение лица, скованность позы тела, резкость движений рук, у некоторых детей – испуг, озноб и «гусиная кожа», перебирание полотенца или спортивного халата, цепкое удержание родителя за руку. Отмечается, что доброжелательное, мягкое общение тренера в этот период снимает или ослабляет возникшее напряжение ребенка.