Смекни!
smekni.com

Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья (стр. 2 из 15)

Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на основную тему экскурсии. По пути следования экскурсионной группы могут в экскурсию «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Не следует включать в рассказ сведения об этих объектах. Сведения о таких объектах, может быть, очень интересных, но второстепенных по отношению к конкретно рассматриваемой теме, экскурсовод может сообщить туристам только как ответы на возникшие вопросы(25, с.103).

Тематическая (моно) экскурсия должна быть посвящена раскрытию какой-либо одной темы. В большинстве случаёв эта тема затрагивает отдельный исторический период, какое-то одно историческое событие прошлого или настоящего (сейчас в Москве уже появились экскурсии «К Белому Дому»), либо одному какому-либо писателю, композитору и истории его жизни и творчества (Пушкин в Петербурге).

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой под темы должна быть полнота и логическая завершённость. Правильно разработанная подтем должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а в месте с другими под темами, в композиции.Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношения под тем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них - формулировка темы представляет определённую сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. Эти экскурсии называют многоплановыми. В каждой из них освещается несколько обязательных подтем. В том числе – история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования. В тоже время у обзорных экскурсий, проводимых в различных городах, имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи данному городу, области, краю.

Например, историко-военную подтему включают в обзорных экскурсиях те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью великих писателей, поэтов и т.д.

Почти в каждой обзорной экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становится композиционным центром экскурсии, она получает название ведущей.

Ведущая подтема – композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии (25, с. 104).

В древних городах, имеющих долгую историю, ведущая подтема – история города со дня основания до наших дней (Суздаль, Владимир и др.). В крупных городах – промышленных центрах ведущей под темой может быть производственная (например, в г. Тольятти – тема автомобилестроения).

Ведущая подтема способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает её более убедительной и запоминающейся.

Многотемность обзорной экскурсии не даёт возможность достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования, реконструктивных экскурсов в историю и пр. Об этом говорит и само название экскурсии – обзорная (даётся обзор достопримечательностей и интересных событий).

Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая подтема её может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.

1.2. Экологический туризм как мировое явление

На общем фоне деградации внутреннего туризма его природно-ориентированные формы, также затронутые кризисом 90-х годов, сейчас испытывают оживление. Отмечаются перспективные тенденции роста:

1. число небольших специализированных на экологическом туризме фирм увеличивается;

2. расширяется спектр предложений от крупных туроператоров по программам так называемого «активного отдыха» как внутри страны, так и за рубежом;

3. отчетливо проявляется возрастающая активность туристских предприятий и властей в регионах, в том числе в тех, где прежде природно-ориентированный туризм не имел широкого развития, а также там, где создаются новые природоохранно-рекреационные территории.

В целом природа России предоставляет большие потенциальные возможности для развития экологического (далее экотуризма) туризма – разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность российских ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации, интенсивным сельскохозяйственным производством и т. п. – весьма велики. Сохранились в России и районы с традиционными, аборигенными формами хозяйства, представляющие большую эколого-культурную ценность. Таких районов еще не мало на Севере страны, в Сибири, в горах.

Социальный потенциал российского экотуризма также можно считать достаточно значительным, поскольку в России, как ни в одной иной стране, широко были развиты «самодеятельный» и спортивный туризм, отчасти адекватные западному «приключенческому». Достаточно сказать, что в 80-е годы в этих видах туризма участвовало около 20 млн человек, среди которых преобладали молодежь (школьники, студенты) и другие группы населения с относительно низким уровнем дохода. Разумеется, самодеятельные туристы и туристы-спортсмены не были движимы собственно экологическими целями, но многие из них любили и берегли природу, хотя массовый самодеятельный и спортивный туризм нередко причинял уязвимым экосистемам значительный ущерб.

Существующая региональная структура экотуризма России в настоящее время формируется пятью основными группами факторов:

· размещением особо охраняемых территорий, в первую очередь национальных парков, при этом они пока еще оказываются недостаточно значимыми объектами вследствие их молодости и как правило плохой инфраструктурной обеспеченности;

· разнообразием и аттрактивностью экосистем и ландшафтов регионов, а также их экологической и биоклиматической благоприятностью;

· удаленностью от центров расселения, чем определяется стоимость поездки;

· транспортной доступностью и инфраструктурной обеспеченностью;

· известностью и популярностью регионов и маршрутов; по этим параметрам существенно различаются группы регионов, популярные у «самодеятельных» туристов, и регионов, известные клиентам через рекламу в масс-медиа.

Оценивая и сопоставляя роль каждого из этих факторов экспертно, можно в качестве приоритетных для развития внутреннего российского экотуризма выделить, например, следующие регионы, расположив их в такой ряд: Центрально-Европейский, Западно-Кавказский, Северо-Европейский, Поволжско-Уральский, Байкальский, Алтайский, Дальневосточный, Камчатский, Арктический. Понятно, что роль некоторых из названных факторов со временем меняется, что оценивать эти факторы можно по разным критериям, что могут быть приняты во внимание еще и другие факторы и что оценки перспективности регионов, поэтому могут и должны меняться, а приведенный выше пример – только один из вариантов экспертной оценки.

Следует, однако, иметь в виду, что, несмотря на обширность неосвоенных или слабо освоенных пространств, состояние окружающей среды на территории России в целом далеко от благополучного, в том числе и вне крупнейших индустриальных центров. Эта ситуация обусловлена отсталыми технологиями как в промышленности, так и в сельском и лесном хозяйстве, слабым контролем за компаниями-монополистами, добывающими сырье, как правило, в удаленных районах, а также правовым нигилизмом.

Одним из ограничений для развития туризма и даже экотуризма является высокая чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям, их хрупкость, причем как раз в районах, привлекательных «дикой» природой или аборигенными формами хозяйства.

В небольших объемах в России представлены практически все формы экотуризма. Наиболее массовой из этих форм являются однодневные экскурсии экологической ориентации, совершаемые либо жителями городов, либо туристами, находящимися на курортах и в других местах отдыха. Судить об этом позволяют сведения о посещаемости национальных парков страны. девять из них, расположенные вблизи крупных городов, в середине 90-х годов принимали за год суммарно около 1,5 млн человек. Все остальные парки, удаленные от крупных городов, за год посещали от 80 до 100 тысяч человек. Очевидно, именно эти цифры могут свидетельствовать о приблизительной величине потока туристов, более или менее приверженных экотуризму. При этом многие из программ посещения национальных парков, планируемые как эколого-туристские программы, нередко имеют изъяны и промахи. Туристов, например, часто доставляют к месту проведения маршрутов вертолетами или лодками с бензиновыми моторами, пугающими животных и загрязняющими водоемы.

Немногие программы предусматривают активное вовлечение их участников в природоохранную деятельность. Только некоторые из национальных парков имеют специальные экологические лагеря для детей. Вообще, образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо – чаще экскурсия или тур оказываются нацелены только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических «чудес» и «красот» природы, а не на постижение экологических проблем.