Смекни!
smekni.com

Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья (стр. 6 из 15)

Разумеется, несмотря на показанные различия, оба эти понятия можно употреблять с достаточной степенью свободы, поскольку контекст все же часто позволяет понять какое в них вкладывается содержание. Однако далее оба эти понятия будут употребляться не как синонимы, а именно так, как они определены выше ( ).

Оценка потенциала. Все множество компонентов, из которых складывается экскурсионный потенциал целесообразно разделить на две основные группы:

К группе «Природные и культурные ландшафты и их компоненты» следует относить:

· собственно территории и акватории парков, а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы и тому подобные объекты в окрестностях парков;

· в эту же группу включаются естественно-исторические (особенно краеведческие) музеи и т.п., а также объекты, интересные и поучительные для демонстрации экологических принципов природопользования, например, экотехнологичные хозяйства и предприятия, угодья аборигенных (традиционных) обществ и объекты культурного наследия;

· сами культурные ландшафты с их эстетическими достоинствами, территории с особой культурно-исторической ценностью (например, усадебно-парковые комплексы, образцы ландшафтной архитектуры), безусловно, должны быть включены в эту же группу.

В группу «Средства и условия» очевидным образом включаются:

· экотехнологичные виды транспорта (поезда и автобусы, а не автомобили; велосипеды, а не мотоциклы), а также экотехнологичные объекты размещения экскурсантов, и экотехнологичное снаряжение;

· экологически чистые и преимущественно местные продукты питания;

· и что особенно важно, квалифицированные гиды-экологи, дидактические и информационные материалы

· экологическая благоприятность местности, в том числе в аспектах загрязнения, санитарно-эпидемиологической обстановки, риска стихийных бедствий;

· пригодность территории для целей тура и ее доступность;

· допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения и формы контрактов с объектами наблюдений ( ).

Критериями оценки элементов природных и культурных ландшафтов и самих ландшафтов в первую очередь должны служить их происхождение и история, уникальность, сохранность/нарушенность, аттрактивность и различные характеристики разнообразия, включая видовое богатство флоры и фауны.

Для подгруппы «Средства» весьма подходящими критериями являются показатели экотехнологичности этих средств – такие как расход топлива (энергии) и эмиссия вредных веществ, уровень шума и вообще гигиенические нормы безопасности, рассчитанные как по отношению к людям, так и биотическим компонентам ландшафтов в целом.

Подгруппу «Условия» следует оценивать, опираясь в первую очередь на существующие нормативы – экологические и иные нормы безопасности, допустимые рекреационные нагрузки и нормы неистощительного ресурсопользования.

Многие, но далеко не все компоненты потенциала удается оценить количественно. Поэтому для получения итоговой, суммарной оценки целесообразно переводить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы таковы: «очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий». Качественная шкала может содержать и дополнительные градации, например, «весьма низкий» и «весьма высокий». Применять еще более детальные шкалы не всегда разумно, поскольку в таких случаях повышение точности оценок зачастую оказывается мнимым. Превращать количественные шкалы в качественные удобно, разбивая ранжированные ряды оценок с равномерными интервалами на естественные классы по частоте попадания оценок в соответствующий класс и проводя границы между классами по интервалам ряда с минимальными частотами.

Затем ту или иную качественную шкалу следует превратить в пяти – или соответственно, в семибальную. Далее осуществляется простое суммирование баллов. Оценивая подгруппу компонентов «Условия», например, таких как благоприятность и пригодность территории для осуществления тура по конкретным характеристикам, необходимо разделить их на способствующие и препятствующие осуществлению тура. Последним надлежит присваивать баллы с отрицательными значениями, вычитая их из общей суммы итоговой оценки.

Интегральная оценка туристского потенциала любого объекта или территории конвенциональна, поскольку она неизбежно включает качественные показатели и может получить осмысленную трактовку только в сравнении с оценкой потенциала другого объекта. Это означает, во-первых, что в зависимости от детальности принятой шкалы необходимо при оценивании иметь в поле зрения как минимум пять или семь объектов (по числу градаций шкалы) и, во-вторых, что следует всегда четко определять в пределах какого региона выполняются оценка и сравнение потенциалов. Ведь от этого обстоятельства очевидным образом зависит расстановка высших и низших оценочных баллов. Действительно, выявление и оценку эколого-туристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как оценку сравнительную:

- оценивая фиксированный набор компонентов потенциала,

- используя для расчета итоговой оценки качественные шкалы в их балльной форме,

- вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов оценки,

- четко обозначая территориальные рамки сравнения.

Экскурсионный продукт парка. Определение собственного продукта представляет собой одну из важнейших задач туристского маркетинга. Для национальных парков эта задача тем более существенна, что они обладают потенциальными возможностями предлагать на туристский рынок весьма разнообразный спектр как отдельных услуг, так и их сочетаний, составляющих целостные туры, а также немало «сопутствующих» товаров.

В значительной мере определение и формирование своего продукта парки должны основывать на оценках их экскурсионного потенциала, но как это с очевидностью следует из смысла самого понятия потенциала, далеко не все его компоненты могут оказаться – на данный период времени – реальным продуктом, пользующимся достаточным спросом. Таким образом, определение реализуемого продукта зависит от результатов анализа рынка, от его сегментации и выявления целевых групп покупателей. Поэтому ниже речь пойдет только о некоторых типичных видах и компонентах экскурсионного продукта парков. Конкретную же работу по определению своего продукта каждый парк должен вести сообразно своим особенностям, привлекая к этой работе опытных туроператоров, но, не передавая в руки какой-либо фирмы всех нитей и возможностей формировать «независимый» продукт, целиком или в значительной мере «замкнутый» на ресурсы парка, а также продавать его без ведома парка.

Последнее условие весьма важно потому, что парк должен обеспечивать инвестирование достаточной части прибыли от экскурсионной деятельности в сохранение своих ресурсов и развитие туристской инфраструктуры. Отчасти этого можно добиваться через введение – по согласованию с местными властями – так называемой туристской ренты, представляющей собой аналог дифференцированной ренты. Туристскую ренту можно определить, например, как часть от налогов, которые туристскими предприятиями региона выплачиваются в местный бюджет с условием, что местные власти направляют эту часть полученных средств непосредственно на развитие туризма в данном регионе.

Другой рекомендуемый путь – создать региональную ассоциацию туроператоров, которая будет заинтересована в развитии инфраструктуры туризма, сохранении и воспроизводстве ресурсов и потому будет стремиться оптимизировать взаимоотношения между парком и турбизнесом, будет влиять на политику «внешних» партнеров парка. Разумеется, администрация парка должна быть одним из ведущих членов или одним из учредителей ассоциации. В этой ассоциации вполне уместно и необходимо также участие представителей местной (муниципальной, районной) исполнительной власти.

Прежде, чем выделить компоненты экскурсионного продукта, специфичные для национальных парков, целесообразно обратиться к общим представлениям о компонентах турпродукта, а также к представлениям о способах построения из «элементарных» компонентов целостных туристских программ.

Такие базовые представления охарактеризованы, например, в «Азбуке для туроператоров». Авторы рекомендуют различать элементарные рекреационные занятия или действия туриста (сбор ягод, грибов, орехов, трав и т.п. или прогулки пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.), которые могут быть обобщены в основные типы занятий/действий – в приводимом примере это будут заготовки даров леса и прогулки. Предлагается все элементарные занятия объединить в 17 типов, указанных ниже в алфавитном порядке:

· альпийский,

· альпинистский,

· активно-оздоровительный,

· водный,

· коммерческо-деловой,

· курортный,

· культурно-оздоровительный,

· охотничье-рыболовный,

· паломнический,

· приключенческий,

· приморский,

· развлекательный,

· спортивно-туристский,

· фестивально-конгрессный,

· экологический,

· экзотический,

· этнографический.

Понятно, что разнообразие занятий и их типов можно описать иначе. Но важен сам подход – от элементарных «кирпичиков» к типам, а далее – и это наиболее конструктивный путь – к циклам, модулям и программам экскурсионной деятельности, формируемым или «внутри» ведущего типа занятий, или путем соединения типов по двум принципам, обеспечивающим насыщенность и привлекательность программы – по принципу совместимости-взаимозаменяемости элементарных занятий и принципу их дополнительности. По сути дела, приблизительно таким способом опытный туроператор или бывалый турист интуитивно и формирует экскурсионную программу. Однако именно четкость и системность упомянутой «Азбуки», а также возможность рассчитывать длительность, аттрактивность и рекреационную эффективность построенных с ее помощью программ делает ее одним из полезных инструментов туроператорской работы.