Смекни!
smekni.com

Подготовка и разработка экскурсии 2 (стр. 6 из 10)

Вместе с тем частые выходы экскурсантов излишне утомляют их. Решая вопрос о выходе экскурсантов из автобуса, нужно учитывать тему экскурсии, значение объекта, условия Погоды (мороз, дождь и т. п.), возраст и состояние здоровья экскурсантов.

Экскурсоводы совместно с методистами должны определить места обязательного выхода экскурсантов из автобуса. В трехчасовой экскурсии по городу обычно предусматриваются 4-7 выходов. При этом следует всегда иметь в виду, что, лишая экскурсанта возможности выйти из автобуса, мы обедняем его впечатления от экскурсионного объекта.

Экскурсовод выходит из автобуса первым, а при посадке входит в него последним и проверяет, нет ли отставших экскурсантов.

Последовательность показа объектов экскурсии

Показ должен быть целенаправленным, а следовательно, выборочным.

Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них.

Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому, а также особенности зрительного восприятия. Обычно показ строится на переходе от общего к частному. Показ в экскурсии следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом, а затем приступают к анализу с выявлением характерных черт экскурсионного объекта.

Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может долго задерживаться на одном неподвижном объекте. Из психологии известно, что наше внимание чрезвычайно динамично, подвижно.

При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное воздействие на экскурсантов. Вначале характеризуют объект, который производит наиболее сильное впечатление (в том случае, когда этот объект не связан с темой, следует дать о нем экскурсантам справку, а затем перейти к основному объекту, на котором излагается экскурсионный материал).

В том случае, когда показывается панорама города, крупный ансамбль, после предварительного обзора полезно определить ядро, основные оси композиции, указать передний и боковые планы, а затем охарактеризовать отдельные объекты.

Средства показа объекта

Показ объектов в экскурсии должен быть конкретным. Экскурсанты ориентируются на объект экскурсоводом при помощи словесного описания и жеста.

В описании-характеристике объекта - указываются его размеры, форма, цвет, особенности расположения, соседние предметы, ориентиры и т. д.

Жесты должны быть прежде всего выразительны и скупы. Показ начинается обычно с жеста экскурсовода, направленного на объект, указывает его расположение, подчеркивает особенности объекта, его динамичность.

Народный артист СССР Ваграм Папазян считает, что речь без жеста так же нелепа, как текст без знаков препинания, но, если сами точки и запятые не могут заменить слова, то жест, и в частности язык рук, может обойтись без слова.

Жест сопровождает рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Он может сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь экскурсантов рассказом.

Успех в жестикуляции требует соблюдения ряда правил. Жесты должны соответствовать содержанию, темпу рассказа и движения (при показе из автобуса или другого вида транспорта). Следует прибегать к жесту лишь по мере ощущения потребности в нем.

Следует помнить, что жест не должен отставать от подкрепляемого им слова. Необходимо разнообразить жесты, технически обрабатывать, шлифовать. Жест - это символ, и он удачнее, когда отточен и по-своему скуп. Не надо бить на внешний эффект. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Непрерывные жесты отвлекают экскурсантов, не дают им сосредоточиться.

Приемы экскурсионного показа

В экскурсионной методике разработаны разнообразные приемы показа. Однако в экскурсии, как правило, он слит с рассказом и в "чистом" виде применяется редко. Наиболее употребителен так называемый прием предварительного осмотра. Он имеет целью дать экскурсантам возможность ориентироваться в пространстве, воспринимать экскурсионный объект в его историческом и природном окружении.

Предварительный осмотр может осуществляться и без сопровождения рассказом экскурсовода (пауза). Он помогает экскурсантам остаться как бы наедине с памятником искусства или природой, самостоятельно оценить их, всмотреться в них.

Предварительный осмотр основывается на наблюдении экскурсантов, которых следует умело направлять, помогая им осознать существенные свойства и признаки экскурсионного объекта.

Прием экскурсионного анализа

Показ лежит в основе анализа экскурсионных объектов. Тип анализа определяется темой и целью экскурсии, характером объекта, его связью с определенной отраслью науки.

Различают анализ искусствоведческий, исторический, естественнонаучный. Каждый из них имеет различные соотношения показа и рассказа, иную последовательность, свои способы и приемы выявления существенных черт экскурсионного объекта.

Искусствоведческий анализ имеет целью выявление идеи произведения искусства, его художественного образа, объяснение средств и приемов, с помощью которых он достигнут.

Приемы искусствоведческого анализа зависят от видов искусства (например, выявление объемно-пространственной композиции и архитектоники в архитектуре, рисунка и графики - в живописи, пластичности - в скульптуре и т. д.).

Анализ этого типа лежит в основе экскурсий с показом произведений искусства, но может применяться и в других тематических экскурсиях, а также в многоплановых экскурсиях (обзорных).

Исторический анализ выявляет в экскурсионном объекте черты, типичные для определенной эпохи, освещает его связь с историческими событиями. В основе исторического анализа лежит хронологический принцип.

Естественнонаучный анализ имеет задачей выявление существенных свойств экскурсионного объекта путем применения методов различных наук. Многообразие этих наук определяет обилие форм естественнонаучного анализа.

Любой вид анализа, как бы "расчленяя" объект, выявляет его сущность, помогает увидеть его в новом свете, обогащает наши знания. "Чем больше знает человек, - писал Константин Паустовский, - тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями".

Первой ступенью экскурсионного анализа является выделение экскурсионного объекта из окружающей среды. Второй и основной ступенью является установление связей объекта с идейным содержанием экскурсии.

Анализ объекта - одно из самых действенных средств экскурсовода, с помощью которых он прививает экскурсантам умение более зорко видеть и глубоко воспринимать окружающий мир.

Особенности показа объектов по ходу движения автобуса

Важное значение имеет предварительная подготовка экскурсантов к осмотру в том случае, когда объекты показываются по ходу движения автобуса или другого вида транспорта. Рассказ о них следует начинать с опережением, до появления объекта в поле зрения экскурсантов. Особенно важно точно ориентировать экскурсантов на объект, заранее указать, где и в каком окружении расположен, и точно показать его.

Показ в движении не может быть детальным. Поэтому внимание экскурсантов следует обратить только на главные, наиболее существенные черты экскурсионных объектов. Показ должен определять темп движения экскурсионного транспорта. Для этого экскурсоводу нужно установить постоянный контакт с водителем автобуса, чтобы в нужных местах он успевал замедлить движение. Лучше всего поставить в известность водителя об этих участках пути заранее, перед началом экскурсии, когда экскурсовод сообщает ему маршрут и объекты, у которых предусмотрены остановки.

Показ наглядных пособий

Особым приемом показа является использование наглядных пособий, то есть предметов и изображений, которые дополняют зрительный ряд экскурсионных объектов и иллюстрируют излагаемый материал.

В отличие от основного экскурсионного объекта, на котором обычно развивается определенная экскурсионная тема, наглядное пособие играет вспомогательную роль, иллюстрируя ту или иную конкретную мысль.

Наглядные пособия классифицируются на две группы: натуральные и изобразительные, последние, в свою очередь, подразделяются по способам изображения на образные и схематическо-условные и по видам - на плоскостные, объемные, статичные и динамичные.

Большое место наглядные пособия занимают в тех экскурсиях, где широко применяется метод воссоздания эпохи, события, исторической обстановки и т. д., то есть в экскурсиях на историко-революционные, исторические, литературные, театральные, музыкальные темы.

Применяются наглядные пособия и в городских экскурсиях с показом произведений искусства. Так, в них полезно демонстрировать фотографии или портреты автора произведений, репродукции картин, планы, чертежи зданий, эскизы, проекты, фотографии зданий, которых больше не существует по тем или иным причинам, и т. д.

В качестве наглядных пособий используются также фотокопии документов, планы, карты, схемы, фотографии или другие изображения событий, их участников, книжные иллюстрации и т. д. Как показывает практика, применение наглядных пособий обогащает экскурсию, привлекает внимание экскурсантов, усиливает их интерес к содержанию и повышает эффективность восприятия излагаемого материала.

Демонстрируя наглядные пособия, экскурсовод обычно комментирует их. Приготовленные по теме наглядные пособия не нужно показывать раньше, чем это следует по ходу изложения.