Смекни!
smekni.com

Традиции Испании в развитии современного туризма (стр. 6 из 13)

Традиция связана с настоящим, она передается в настоящем и, исходя из настоящего, определяет то, что нужно делать. В этом смысле любая система традиций строится на современном фундаменте, хотя и опирается на постоянно возобновляемое прошлое. Именно настоящее задает обращение к прошлому исходя из аксиологического значения непрерывности и культурного единства как характерных черт традиции.

Историософские понятия, художественные образы, нравственные сентенции и максимы народа, выраженные в поговорках, не исчерпывают всего содержания национальной традиции, представляя только тонкий отрефлексированный слой. Ориентация и поведение людей в повседневной жизни зависят от типизаций совершаемых действий, субъективная реальность которых улавливается индивидуальным сознанием. К типизациям, осуществляемым в социальных процессах, относятся типы идентичности, порождаемые историческими социальными структурами: идентичность городского жителя и идентичность сельского жителя, национальная идентичность и т.п. Поскольку эти типы идентичности могут непосредственно наблюдаться в повседневной жизни, то утверждения о них доступны верификации обычных людей, наделенных здравым смыслом. В то же время, как показывают П. Бергер и Т. Лукман, «теории идентичности всегда включены в более общую интерпретацию реальности; они «встроены» в символический универсум с его теоретическими легитимациями и видоизменяются вместе с характером последних»[10].

Смешение фактов и ценностей составляет одну из главных трудностей в изучении национальной традиции.

В структуре национальной традиции можно выделить три сферы: духовную, историческую и социальную. Первая выражает отношение народа к Богу и природе. Вторая выражает отношение народа к своему прошлому и истории. Третья выражает взгляды представителей общности на специфику социальных отношений и находит свое выражение в определенной иерархии социальных ценностей.

В Испании в полной мере развиты все три перечисленные сферы национальных традиций. Это страна очень самобытной культуры, складывавшейся буквально веками, причем под воздействием очень разных по своим традициям, обычаям и вере народов – римлян, кельтов, иберов, басков, арабов, французов и прочих. Не следует забывать, что и сами испанцы как этнос – народ неоднородный. Здесь выделяют более 40 этнических групп, многие из которых, хотя и считают себя испанцами, имеют собственную культуру, язык, традиции, кухню и даже политическую автономию. Это страна экстраординарного художественного наследия, родина многих великих писателей и поэтов, музыкантов и художников. Именно здесь появилась гитара, классическая гитарная музыка и фламенко, сформировались архитектурные стили мудехар и платереско. Поэтому не стоит удивляться, что в Испании сосуществует огромное количество различных обычаев и традиций, а само население страны очень многогранно и потому сложно поддается описанию общими штампами. Большинство местных жителей начинает любое обсуждение своей страны с иностранцем именно с тщательного описания разнообразия Испании, причем этот аспект явно служит предметом национальной гордости. Нередко страну сравнивают с мозаикой, где каждый элемент есть что-то самобытное и яркое, а вместе они образуют именно ту картину, которую принято называть Испанией.

Название «Испания» – финикийского происхождения. Римляне использовали его во множественном числе (Хиспаниае) для обозначения всего Пиренейского полуострова. В I веке до н.э. идет активное формирование иберийских колоний Рима – построены акведуки в Сеговии, Таррагоне, Мериде, театры в Мериде, Таррагоне и в Сагунто. К 74 году н.э. всем испанцам было даровано полное гражданство в Римской империи.

Христианство распространялось в Испании в течение первого века нашей эры, но первоначально римляне мешали данному, преследуя и предавая мученической смерти многих христиан. В VIII веке начинается отрезок времени мусульманской Испании. За 5 лет арабы заняли без малого весь полуостров за исключением Кантабрии и Пиренейской части.

В XVII веке Испания втягивается в 30-летнюю войну с Нидерландами, Францией и Англией, которая приводит к серьезному экономическому кризису в стране. В 1700 году финальный испанский король из династии Габсбургов Карл II умирает бездетным, начинается баталия за испанский престол между австрийской ветвью династии Габсбургов и французскими Бурбонами, заканчивающаяся Утрехтским миром и установлением правления Бурбонов. Оно приносит Испании объединение, существование начинает строиться по французскому образцу. Так продолжается до 1808 года, когда Наполеон захватывает Испанию, объявляя ее королем своего брата Жозефа Бонапарта. После изгнания французов из Испании Фердинанд VII возвращается на престол, что не приносит спокойствия.

Испания начала XX сотни лет находится в мучительном выборе между военными диктаторскими режимами и установлением республиканского правления. С 1923 по 1930 год длится отрезок времени военной диктатуры генерала Мигеля Примо де Риверы. После выборов 1931 года провозглашается республика, и король Альфонс XIII вынужден оставить Испанию.

Период 1939 – 1975 гг. известен как диктатура Франко, в это час политическая элита в стране принадлежит католической церкви, военным и крупным землевладельцам.

После военного путча 1981 года в 1982 году победу на парламентских выборах одерживают социалисты, Фелипе Гонсалес остается премьер-министром до 1996 года. В 1982 году Испания вступила в НАТО, в 1986 году стала членом ЕС.

Сближение Испании с остальным европейским сообществом существенно подняло престиж страны, возросла ее политико-экономическая открытость и привлекательность для путешественников. В 1992 году в Барселоне проводились летние Олимпийские игры, Мадрид был объявлен Европейским городом культуры, а Севилья принимала международную выставку ЭКСПО-92. В стране ещё обширно подмечалось 500-летие открытия Колумбом Америки. В XXI столетний период Испания вступила демократическим и стремительно развивающимся государством, одним из наиболее интересных и притягательных в Европе.

В 1980-е гг. Испания пережила экономический бум, связанный с развитием туризма и освоением рекреационного потенциала ее территории. Различные регионы побережье Испании, такие как Коста-Брава, Коста-Бланка либо Коста-Даурада, стали всемирно известными курортами, куда приезжают десятки и сотни тысяч путешественников со всего мира. С каждым годом все большее число путешественников стремится не только понежиться под лучами испанского солнца, но и познакомится с самобытной культурой страны, произвести поездку по живописным сельским пейзажам либо насладиться шедеврами национальной кухни Испании.

Почти 800-летнее мавританское присутствие способствовало раннему развитию высокой культуры Иберийского полуострова. Начиная с 711 г. в отсталую Европу начали поступать с востока новые технологии и ценные знания. Арабы ввели ноль в систему чисел, изобрели хирургические инструменты, усовершенствовали орошение. Изумительная по красоте Кордовская мечеть (Мескита) была построена во времена правления династии Омейядов (785-1009). В XI в. власть в мавританской Испании переходит к династии Альмохадов, берберов-мусульман из Северной Африки (Марокко). К этому времени относится применение в строительстве фигурной кирпичной кладки, образцом чего является роскошная башня Хиралъда в Севилье. Блестящий дворцовый ансамбль Альгамбра в Гранаде свидетельствует об утонченном образе жизни Насридов, династия которых покинула Гранаду последней в 1492 г.

Мудехарами назывались мусульмане, оставшиеся жить в покоренных христианами землях и сохранившие свои обычаи и традиции, а также религию. Они славились как искусные каменщики, резчики по стуку и дереву, мозаичники, художники-орнаменталисты, гончары. Артели мастеров строили церкви, монастыри, дома, крепости, замки, применяя традиционные для мавританской архитектуры дешевые материалы – кирпич, дерево, конструктивные декоративные элементы, подковообразные и многолопастные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмилучевую звезду, наборные деревянные резные раскрашенные потолки – артесонадо, резной орнамент из стука и цветные изразцы. Четырех- и восьмиугольные колокольни напоминали минареты, нередко бывшие минареты служили основой церковных башен. Так возник синтетический стиль, в котором слились элементы мавританского, готического, а позже ренес-сансного искусства. Постройки этого стиля отличались простой, прекрасно отвечавшей климатическим условиям планировкой, приветливым нарядным обликом. В строительстве участвовали не только мусульманские, но и христианские мастера. Стиль мудехар получил интенсивное развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии, в таких городах, как Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и многих других. В 1609 г. в Испании произошло изгнание морисков, т.е. крещеных потомков мудехаров. Однако переданная мудехарами мавританская художественная традиция оказала влияние на последующее развитие искусства Испании и ее заокеанских колоний.

Испания – держава всемирно известной живописи и литературы. Влияние католической церкви определило преобладание религиозной тематики в средневековом искусстве Испании, максимально известным представителем которого является художник Эль Греко, долгие годы проживший в Толедо. Классическая живопись Испании прославлена именами Франсиско Гойи и Диего Веласкеса. Испанцами были и 3 основателя современного искусства – Жоан (Хоан) Миро, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, ставшие символами эпохи модернизма. Крупнейшие музеи современного искусства находятся в Мадриде (в том числе Музей Прадо, Центр искусств королевы Софии), Барселоне (Музей Пикассо, Музей современного искусства), Бильбао (Музей Гуггенхайма), Фигересе (Театр-Музей Дали) и многих иных городах Испании.