Смекни!
smekni.com

Экскурсионное дело (стр. 10 из 16)

Выделяют несколько методических приемов экскурсионного показа:

1) прием предварительного осмотра;

2) прием зрительного анализа;

3) прием зрительной реконструкции;

4) прием локализации событий;

5) прием зрительного сравнения;

6) прием панорамного показа;

7) прием восполнения;

8) прием переноса внимания

Прием предварительного осмотра – используется в ситуации, когда туристы находятся на месте расположения памятника, в пределах видимости. Экскурсовод рассказывает о памятнике, мотивируя туристов провести самостоятельное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, выделить наиболее интересные детали. Рассказ об объекте и событиях, связанных с ним, осуществляется только после самостоятельного предварительного осмотра. Данный прием занимает не более полутора-двух минут.

Прием зрительного анализа – осуществляется с помощью изучения объекта путем его разделения на составные части с выделением различных частей и признаков. Данный прием необходим для лучшего восприятия и понимания объекта участниками экскурсии

В основе экскурсионного анализа лежат различные признаки объекта – памятника истории и культуры.

Основными видами экскурсионного анализа называют:

1) искусствоведческий (показ произведений изобразительного искусства и архитектуры);

2) исторический (показ зданий, связанных с определенными историческими событиями);

3) естественнонаучный (используется при показе природоведческих объектов);

4) производственно-технический (используется при экскурсиях на промышленных предприятиях).

Данные виды анализа могут быть использованы отдельно – при показе одного объекта, и вместе – при анализе комплекса объектов. При этом экскурсионный объект или комплекс объектов расчленяется на составные части, каждый из которых вычленяется из общей среды и подвергается анализу.

Одна из задач зрительного анализа объекта, проводимого экскурсоводом, состоит в том, чтобы привить экскурсантам навыки самостоятельного анализа и на основе этого полнее уяснить сущность объекта.

Прием зрительной реконструкции– прием реконструкции словесным путем образа несохранившегося здания, с опорой на зрительные впечатления. Задача данного приема – сформировать у экскурсантов представление об объекте, который в предстает в ином виде, отличном от первоначального.

Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие у экскурсовода обширных знаний об объекте, который подвергается мысленному восстановлению или изменению. Объект должен четко представляться экскурсоводу зрительно в своем первозданном виде. Экскурсовод в ходе подготовки к экскурсии должен провести зрительную реконструкцию зданий, памятников, местности. Тогда данный прием поможет экскурсантам увидеть все в нужном виде.

Для того чтобы дать группе представление о конкретном событии, экскурсовод должен четко представить его зрительно. На экскурсии используются различные способы воспроизведения картин исторического прошлого. Для более убедительного изложения материала необходимо, чтобы каждый экскурсовод имел карту-схему с обозначением наиболее важных подробностей исторического события. Когда постройка, о которой идет речь, не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсовода».

Успех применения такого сложного методического приема, как зрительная реконструкция, во многом зависит от подготовительной работы. Компетентность экскурсовода, его знания, владение методикой позволяют ему убедительно рассказать участникам экскурсии о событии. Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие знаний, профессионального мастерства. В ходе зрительной реконструкции некоторых объектов экскурсанты получают 5 – 6 подобных указаний, которые подкрепляются наглядными пособиями из «портфеля экскурсовода», ссылками на ранее виденные ими объекты, чтением письменных источников (описаний объектов в их первоначальном виде).

Прием зрительного монтажа – является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких зданий или нескольких памятников, а также их отдельных элементов, частей. Эти составные могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения для экскурсантов.

Прием локализации событий – дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, привязать внимание к конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. Этот прием предусматривает переход от общего к частному.

Задачи, стоящие перед приемом локализации:

1) отграничить рассматриваемое событие от общего процесса;

2) показать, что событие, о котором идет речь на экскурсии, произошло именно здесь.

Прием локализации помогает зрительно воссоздать конкретное событие или отдельный исторический эпизод. Этот прием способствует формированию у экскурсантов чувства сопричастности к историческим событиям, позволяет им стать участниками исторического события.

Прием зрительного сравнения – методический прием построен на сравнении явлений, предметов, объектов или сопоставлении разных признаков, элементов одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: сравнение демонстрируемого объекта с объектом, известным экскурсантам, но находящимся в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии.

Задача экскурсовода – вызвать в памяти экскурсантов зрительный образ аналогичного объекта, который они видели до этого на прежних экскурсиях или у себя в городе. Использование приема сравнения дает возможность экскурсантам представить величину объекта, количество выпускаемой предприятием продукции, скорость движения. Это позволяет дать сравнительную характеристику с опором на личный опыт экскурсантов.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с рассказа о событиях, которые здесь произошли, людях, которым посвящена представленная информация. После этого внимание экскурсантов следует обратить на мемориальную доску, установленную в память о значительном событии. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам, экскурсоводу не следует озвучивать ее содержимое.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, памятнике), воздвигнутом на месте дома, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Прием панорамного показаприменяетсяв процессе осмотра экскурсионного объекта или города в целом с возвышенности. Экскурсовод, организуя панорамный показ, активизируя восприятие экскурсантов, выделяет в комплексе объектов композиционный центр, раскрывающий тему экскурсии.

Прием восполнения - позволяет объединить части, стороны, детали, свойства экскурсионного объекта в единое целое. Прием связан с методом синтеза, используемым при показе архитектурных ансамблей.

Прием переноса внимания – предполагает перенос точки осмотра с объекта на объект. Контраста обогащает впечатления экскурсантов. Сравнение объектов позволяет интенсифицировать экскурсионный анализ.

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

Экскурсия – процесс, сочетающий средства наглядности (показ) и комментарии к ним (рассказ). Экскурсионный рассказ – составная часть экскурсии, комментарии анализ и пояснения экскурсовода к процессу наглядного ознакомления экскурсантов с ее материалом.

Соотношение показа и рассказа, его продолжительность, форма и объем зависят от темы экскурсии, количества и специфики экскурсионных объектов, от способа передвижения экскурсионной группы, состава ее участников. Рассказ вторичен по отношению к показу и должен быть подчинен ему, вне показа на экскурсии не используется. Специфика рассказа на экскурсии состоит в том, что он способствует формированию зрительных образов. Рассказ – часть экскурсионной программы когда он связан с показом зрительного ряда экскурсии. Рассказ доминирует, когда экскурсионные объекты плохо сохранились или совсем утрачены.

Важнейшие задачи экскурсионного рассказа:

1) воссоздание картины определенного исторического события;

2) характеристика экскурсионного объекта;

3) создание у экскурсантов необходимого впечатления об объекте;

4) систематизация наблюдений экскурсантов;

5) привлечение их интереса к экскурсии;

6) контроль над вниманием экскурсантов;

7) формирование обобщающих выводов.

Можно выделить несколько особенностей экскурсионного рассказа:

1) зависимость рассказа от скорости движения экскурсионной группы;

2) зависимость рассказа от возрастной характеристики группы;

2) зависимость рассказа от экскурсионных объектов конкретного маршрута;

3) наличие в рассказе приема «зрительных доказательств» (зрительная реконструкция, «портфель экскурсовода»).

Задача методических приемов рассказа – представить экскурсионную информацию так, чтобы экскурсанты получили адекватное представление об историческом событии, архитектурном стиле, части биосферы, исторической личности и т.д.

В ходе проведения экскурсии используются нескольких приемов рассказа:

1) экскурсионная справка;

2) характеристика;

3) объяснение;

4) репортаж;

5) комментирование;

6) цитирование;

7) описание;

8) дискуссия;

9) персонификация.

Экскурсионная справка – дается в процессе наблюдения объекта, используется при осмотре дополнительных экскурсионных объектов, в качестве путевой информации.Экскурсионная справка, как правило, содержит данные об объекте: размеры, назначение, дата возведения, авторы проекта и т.д.