Смекни!
smekni.com

Экскурсионное дело (стр. 9 из 16)

В ходе учебной экскурсии слушателей необходимо учить анализировать музейный материал, обобщать, де­лать выводы на основе наблюдений.

По своей форме учебные экскурсии могут быть типичными тематическими экскурсиями со всеми присущими им особенностями. Получили распространение и такие виды учебных экскурсий, как экскурсии-уроки, экскурсии-семинары, экскурсии-лекции. Экскурсии-уроки проводятся в экспозиционном зале музея, причем часто их проводит учитель, и они сочетают в себе особенности экскурсии (сообщение нового ма­териала слушателям с использованием музейной экспо­зиции) и особенности урока (опрос, повторение).

Одной из форм работы в некоторых музеях являются экскурсии-лекции. При недостатке музейного материала по теме часть ее раскрывается лекционным путем (иногда с диапозитивами и диафильмами). Такая лекция сочетается с экскурсией по экспозиции. Эта форма учебной экскурсии получила распространение в небольших художественных музеях, например, в темах о творчестве отдельных художников, когда в музее имеется всего одна – две картины этих мастеров и раскрытие темы только на экспозиционном материале невозможно. В таких случаях жизнь и творчество мастера характеризуется в лек­ции, а затем иллюстрируется имеющимися в музее кар­тинами.

Специальные учебные и учебно-методические экскурсии могут быть весьма разнообразными по своим целям, содержанию, составу слушателей. Их особенность заключается в том, что они предназначены для узких специалистов и проводятся по специальной программе. В соответствии с этим определяются тема и цель, производится отбор экспонатов. Каждая специальная экскурсия индивидуальна, своеобразна и проводится, как правило, один раз. В большинстве случаев такие экскурсии проводятся для специа­листов, изучающих музейные материалы. Например, экскурсии специалистов в фонды или по экспозиции музея для изучения одежды, тканей, вышивок, старопечатных книг или рукописей и т. п. или экскурсии искусствоведов, художников в запасники художественных музеев. Специальной учебной может быть экскурсия и для начинающих музейных работников. Ее цель – показать, как создается экспозиция, как разрабатывается экскурсия и т. п., такие экскурсии являются методическими.

Содержание и мето­дика проведения экскурсии зависят от уровня образова­ния, интересов, запросов, целей посетителей, что в конечном итоге определяется их возрастом, социальным положением, профессией, местом жительства и т. д. Каждая классификационная группа будет иметь свои возрастные, психологические, социально-профессиональные особенности.

По возрасту экскурсантов можно выделить:

1) группы взрослых,

2) молодежные группы,

3) группы детей и подростков,

4) группы дошкольников,

5) группы смешанного возраста.

По социальному составу экскурсантов разделяют обычно по следующим группам: рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры, студенты вузов.

Дифференциация экскурсантов может идти и по линии «местные жители - туристы», так как цели и запросы этих двух категорий экскурсантов будут различ­ными, что должно найти отражение в содержании экскурсий.

Туристы приходят в музеи, чтобы получить общее представление, общие сведения, интересную информацию о музее, о городе и крае, куда они приехали. Их интересы ограничиваются, как правило, общим знакомством, им нужна широта охвата материала, ознакомление с впечатляющими аттрактивными экспонатами, знаменитыми памятниками.

ЛЕЦИЯ № 7. СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

Главными элементами любой экскурсии являются показ объектов и рассказ о них. Необходимо отметить, что важнейшее место занимает именно показ объектов, на основании которого строится рассказ. Соотношение показа и рассказа в экскурсии может меняться, в зависимости от числа объектов по теме (памятники истории и культуры, здания, сооружения, достопримечательные места), фактического материала экскурсовода, характеризующего их, и т.д.

От того как экскурсовод организует подготовку и проведение экскурсии зависит комплексное впечатление экскурсанта от объектов экскурсии – памятников истории и культуры, памятных мест и достопримечательностей. Квалифицированная экскурсия позволяет не только увидеть объект, но и узнать историко-культурную характеристику данного объекта, его значение для истории и культуры края.

Каждая подтема экскурсии строится на показе конкретного объекта и рассказе о событии, связанном с ним. Осмотр объектов и их показ не одно и то же.

Осмотр – это поверхностное, чаще всего безкомплексное, самостоятельное знакомство с тем или иным объектом. При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника.

Показ – это более глубокое ознакомление с объектами, связанный с наблюдением объекта в естественной обстановке под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). Показ – действие экскурсо­вода, направленное на выявление сущности экскурсионного объекта, способ ознакомления с экскурсионным объектом, процесс извлечения зрительной информации из объекта, во время кото­рого действия экскурсантов производятся в определенной пос­ледовательности, с конкретной целью.

Экскурсионный показ включает ряд составляющих:

1) собственно наблюдение объекта;

2) осмотр экспонатов и дополнительных материалов («портфель экскурсовода»);

3) использование приема зрительной реконструкции.

Кроме того, показ на экскурсии имеет ряд специфических характеристик:

1) активность показа (анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью приемов экскурсионной методики);

2) логическая последовательность показа (связь экскурсионных объектов единой логической системой показа и рассказа);

3) опережающая роль показа(показ предшествует рассказу, поскольку основой экскурсии являются зрительные восприятия).

Выделяют несколько уровней показа:

1) предварительный обзор объекта (ориентация экскурсантов в пространстве);

2) работа с отдельным экскурсионным объектом;

3) подробное изучение объекта.

Особое значение для экскурсии имеет принцип наглядности, который построен на чувственном восприятии действительности. Принцип наглядности лежит в основе познавательной деятельности экскурсантов. Основное назначение наглядности – активизация чувств и представлений человека, участвующего в экскурсии. Наглядность в экскурсиях способствует тому, что благодаря восприятию определенных предметов и явлений у людей возникают представления, правильно отображающие объективную действительность. В настоящее время в большинстве экскурсий наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия.

Средства наглядности в экскурсионной практике делят на два основных вида:

1) предметные, подлинные средства – памятники истории и культуры, объекты, которые являются основой показа;

2) дополнительные средства – иллюстрационный материал по теме экскурсии, являющийся основой «портфеля экскурсовода».

Важная роль в экскурсии отводится дополнительным средствам наглядности.

«Портфель экскурсовода» – комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Важнейшая задача «портфеля экскурсовода» в восстановлении недостающих зрительных элементов при показе. Иногда состояние исторического объекта предопределяет необходимость сформировать представление о его первоначальном виде. Для этого и используются фотографии, проекты зданий, сооружений, памятников. Часто возникает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к данному объекту или событиям, с ним связанным. Более компетентной экскурсию делает демонстрация копий документов, рукописей, относящимся к событиям, о которых рассказывает экскурсовод. Задача наглядных пособий на экскурсии – дать представление о растениях, минералах, механизмах с помощью показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей.

«Портфель экскурсовода» создается по каждой теме, если этого требует зрительный ряд. Количество предметов, включенных в «портфель экскурсовода» не должно быть велико, так как в этом случае они будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, и рассеивать их внимание.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладываются пояснения и справочный материал. Аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе того или иного экспоната экскурсантам.

«Портфель экскурсовода», вспомогательные наглядные пособия, включенные в него, являются активными участниками процесса показа. Требования методики состоят в том, чтобы эти пособия не перегружали экскурсию, не заслоняли подлинных объектов, а лишь дополняли показ.

Существует несколько видов показа экскурсионных объектов:

1) демонстрация объекта из окон движущегося экскурсионного автобуса (в процессе экскурсовод озвучивает путевую информацию);

2) наблюдение объектов без выхода группы из автобуса, на его стоянке (экскурсовод осуществляет подробный анализ экскурсионного объекта);

3) осмотр объектов на остановке с выходом экскурсантов из автобуса (осуществляетсяглубокий показ, многоплановый анализ объекта).

В основе проведения экскурсии лежит правило «от показа к рассказу», которое является основой экскурсионного дела.

В рамках экскурсионной работы экскурсовод, в зависимость от ситуации, объекта, группы – ее состава, использует те или иные способы демонстрации объекта – приемы показа. Методические приемы показа делятся на: общие, характерные для всех экскурсий, частные, и единичные приемы, используемые при осмотре и изучении одного объекта. Смысл использования приемов экскурсионного показа - это интенсификация наблюдения и изучения объекта.