Смекни!
smekni.com

Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни (стр. 3 из 10)

Существует определенная корреляция между типом жизненной позиции отстаиваемой концертом, группой и социальной ориентацией группы. Но, чтобы точно установить это соотношение, необходимы соответствующие социологические исследования. Есть культурная дифференциация между социальными группами не только в количественном плане, но и в качественном, т.е. в типе жизнеощущения. И вычленить эти типы иначе как через интерпретацию продуктов духовного производства практически невозможно.

Интонационно-образный анализ творчества рок-групп позволяет вычленить следующие пять типов жизневосприятия.

1. Серьезное отношение к жизни, к социальным проблемам.

2. Созерцательно-исследовательское отношение к общественной среде.

3. Легковесное, беспроблемное , агрессивно-потребительское отношение к жизни.

4. Пессимистическая оценка перспектив решения своих проблем

5. Ироническая интерпретация реальности.

Произведение искусства, стремящееся максимально достоверно отразить реальность, не может однозначно быть оценено ни по од ной из вышеприведенных позиций. Как и жизнь, рок-песня содержит с разной степенью полноты и ясности сразу все позиции. Речь идет не об отдельной песне, а об общем интонационно-содержательном контексте всего творчества той или иной группы. Ставя перед со бой задачу выяснить меру проявления каждой из этих позиций в культуре, мы не оценивали каждую песню в отдельности, а анализировали весь концерт.

Небольшой группе экспертов из 5 человек предложено было определить в какой мере четко каждая из указанных пяти позиций просматривается в концерте данной группы музыкантов. Была выбрана 5-ти бальная шкала, которая служила и для оценки степени проявления признака и для ранжирования признаков в каждом из концертов. Результаты сведены в таблицу 2

Таблица 2. Интонационно-образная интерпретация жизненной позиции рок-музыкантов.

Отношение к жизни
серьезное ироничес-кое пессимес-тическое созерца-тельное легко-весное
Интенсивность проявления признака, т.е средняя оценка 3,95 3,7 2,9 2,65 1,8
Доля групп, в которых данная позиция проявляется достаточно четко, сумма "5" и "4" 75% 55% 30% 25% 15%

Оценка выставлялась после коллективного прослушивания и обсуждения интонационно-содержательной палитры концерта. Для исследования было выбрано 20 групп, составляющих элиту петербургского, московского рока и групп ряда других крупных городов. После обработки данных получено два ряда показателей. Первый показатель - средняя оценка признака для всех концертов. Этот индекс указывает на меру проявления признака в рок-культуре. Второй показатель вычислен как доля двух высших оценок "5" и "4" для каждого из признаков по всей выборке. Этот индекс указывает в какой доле концертов каждый из признаков просматривается достаточно четко.

Приведенные данные убедительно доказывают неправомерность мнения об инфантильности, несерьезности молодежной культуры. Рок движение представляет молодежь серьезно относящихся к себе и обществу. Озабоченность молодых людей судьбами мира и человека подчеркивается наличием иронического и пессимистического тона у многих песен. Дополнительные вычисления показывают, что серьезно-иронических концертов - 30%, серьезно-созерцательных - 25%, иронически-пессимистических - 20%, серьезно-пессимистических 10%, а легковесно-иронических - только 5%. Этот показатель получен путем выбора сочетаний позиций оцененных на "4" и "5". Эти данные получены по результатам исследования творчества рок-групп в 1984- 1985 гг.

Приведем иллюстрацию типологии песен по содержанию, отражающих отношение к жизни.

1. Предельно серьезное отношение к жизни и смерти, стремление содержательно, достойно прожить. "Все пройдет, придет и мой черед. И взлечу я тенью золотистой, на коленях перед жизнью мне придется дать отчет и как к матери припасть к земле росистой" (Карнавал), "Мы пройдем по тем годам, что будут нами прожиты. Пусть не все нас встретит гладко на пути. Только так ты отличишь плохое от хорошего. Я уверен, мы сумеем главное найти"(Аэропорт); "Жизнь - это совершить все то, чтобы мир был красив, главное, был бы голубой земли огромный дом"(Аэропорт); "Окружает нас мир большой и грозный, потому что нас ждут шипы и розы. Время нам задает свои вопросы, но ответить на них совсем не просто" (Альфа).

2. Созерцательно-исследовательское отношение к жизни в по пытке остаться самим собой или адаптироваться без ярко выражен ной активности. "И сами мы того не понимаем: играем в жизни или в жизнь играем" (Гулливер); "Кошелек не трещит по швам и карьера мне тоже не светит, но а мне на это наплевать, пусть дерутся большие дети, я готов к судьбе любой, мне бумажной не надо славы, мне бы остаться самим собой, остальное - не главное" (Телевизор); "А жизнь заставит нас опять от всех лицо свое скрывать под черной маской"(Каскад); "Мне 25 и я до сих пор не знаю, чего я хочу и мне кажется нет никаких оснований гордиться своей судьбой, но если бы я мог выбирать себя, я снова бы стал собой "(Аквариум).

3. Агрессивное , потребительское отношение к жизни, энергичное противопоставление хандре и вялости, стремление взять у жизни всё. "Уносятся годы твои, но время вспять не вернуть, пока не поздно все возьми, не то другие обойдут"(Черный кофе); "День за днем нас учит жизнь, век живи и век учись, мы листаем жизнь, как задачник. Стань счастливым всем назло и не вешай нос, неудачник"(Альфа); "Облако в луже плывет, серебрится тысячу раз в остальные года, может быть, это все повторится, только меня уж не будет тогда, что повторяемо неповторимо, радуйтесь каждой ми нуте своей"(Проба 1000).

4. Отсутствие веры в полноценное самоосуществление в жизни, порождающее ощущение безнадежности, пессимизма. "Кто виноват и в чем секрет, что горя нет и счастья нет. Без поражений нет побед и равен счет удач и бед. И чья вина, что ты один и жизнь одна и так длинна и так скучна, а ты все ждешь, что ты когда-нибудь

умрёшь" (Воскресенье); "Серый туман и дождь. Светает. 6 утра. Вот и наступило то самое завтра, о котором я что-то слышал вчера"(Зоопарк); "Если я смогу сам себя в гроб положить - это значит сто очков в мою пользу... если ж буду из лейки свою могилу поливать, тогда можно смело сказать, что я победил, вы играл"(Странные игры); "Друзья, давайте все умрем. К чему нам жизни трепетанье. Уж лучше гроба громыханье и смерти черный водоем"(Аквариум); "Эх, если бы я умерла, кода я маленькой была, я бы не ела, не пила и музыку не слушала"(Ночной проспект).

Мир молодежной песни фактически моделирует реальное нравственное сознание молодого человека, жизненное многообразие, в котором множество оттенков хорошего и плохого. Отсутствие духов ной стерильности, отражение реальной борьбы добра и зла закаляет сознание молодого человека, способствует выработке иммунитета против неприемлимых нравственных норм. Как и в жизни, пес ня утверждает победу сил добра и справедливости. И здесь позитивным силам могла бы помочь критика с эстетической позиции, которую признавали бы сами музыканты, т.е. с позиции рок-культуры.

Зачастую же разговор о рок-песне страдает неуместным снобизмом, декларативностью. Такая критика с порога отвергала эстетику рока и достигала фактически парадоксального эффекта, когда критикуемая группа получала дополнительный импульс популярности.

Тема любви естественная в молодежной песне. Но на заре отечественного рок-движения таких песен почти не было. Постепенно с освоением нового музыкального языка, рок-группы увеличивают число песен о любви и неизбежно дальнейшее их увеличение. Но все же бросается в глаза, что в стиле рок песен о любви в 3-4 раза меньше, чем в стиле ВИА. Малое число таких песен объясняется рядом причин. Важнейшая из них - нежелание идти проторенными тропами, демонстративное нежелание повторяться. Определенное значение имеет изменение отношений между юношами и девушками в современной городской среде. Типична песня о юноше, который расстался с девушкой, потому что она не модно одета. Редкие лирические песни насыщены деталями, лишены отвлеченности.