Смекни!
smekni.com

Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни (стр. 8 из 10)

Ещё одна песня, где упоминается сумасшедший дом. Здесь идёт речь о современном искусителе. О некоем волшебнике, предлагающем блага, о которых мечтает молодой человек. Блага (поступление в престижный вуз, в который почти невозможно попасть, миллион и рай) предлагаются просто так. Вначале молодой человек как бы сомневается, не готов сразу принять предложение. Но когда этот мефистофелеподобный искуситель предлагает рай, где кормят, поят, развлекают, герой песни не выдержал и согласился. Оказывается за предлагаемые блага он продал душу, так как направляясь в рай, герой в конце длинного пути попадает в сумасшедший дом. Значит песня о шизофренике или человеке, напившемся до белой горячки, которому по ночам является черт, как Ивану Карамазову скажем. Уже говорилось о жалобах певца, что у него болит голова. Но все же почему группу "Динамик" так занимает тема сумасшедшего человека. Остальные песни не далеко ушли от этой те мы. Вполне могут трактоваться как тоже клинические случаи.

Скажем, песня о мальчике-бананане.' Этот мальчик, величиной со спичечный коробок является герою песни, когда тот отчаялся дозвониться своей подружке. У подружки все время было занято. Ту-ту-ту, оказалось, что издавать эти звуки, является делом мальчика-бананана, с которым герой песни и подружился. Теперь они вдвоем частенько решают свои дела.

По этим песням создается впечатление, что наша жизнь проходит, как в сумасшедшем доме. Есть социологи, которые считают, что распространение психических заболеваний является закономерным. Так, один из классиков современной социологической мысли Дж. Морено пишет "Поскольку человеческое общество больно, мы можем ожидать, что постепенно возникает и распространяется по все му земному шару психиатрическая империя... Не начнет ли весь мир все больше и больше походить на огромный сумасшедший дом?.." Дж.Морено даже считает, что скоро не политики и дипломаты будут занимать ключевые позиции в обществе, а психиатры и социатры (т.е. ученые, врачи лечащие общество от сумасшедствия). И вообще будущий президент Соединенных Штатов может быть психиатром. Пусть не так все гипертрофировано, но какие-то подобные процессы все же есть. И художник, как наиболее чувствительный человек, первый и острее это воспринимает и, конечно, отражает в своем творчестве.

Атмосфера, при которой вероятность психических срывов увеличивается, является предметом описания в еще одной песне. Рисуется картина толпы, очереди, которую не все желают соблюдать, нервная атмосфера ожидания соперничества "Лезут, те кто позади, норовя втереться впереди... Кто-то грязными ногами по головам очередь за мной... все кто хочет поиграть судьбой..." И так да лее. Очень яркая картина психогенной атмосферы напряжения, стремления выиграть, страстного желания чтобы повезло, чтобы скорее выиграть борьбу за успех. Певец в конце песни успокаивает толпу: "Если вам не повезло, завтра повезет обязательно. Завтра у меня все будет хорошо". Как это похоже на речь психиатра, на слова врача успокаивающего беспокойного, мнительного больного, на слова самоуспокоения в аутотренинге.

Стремление к неожиданности, к необычному повороту сюжета, к фантастичности, чудесам и т.д. говорит о пресыщенности аудитории Ее уже не удивишь общими рассуждениями о жизни, как это было в начале 80-х годов. Уже приелись оплакивания судьбы и тоска о прошлом Начался процесс "воскресенья" .Музыканты точно угадали новые запросы.

Атмосфера городской жизни отражена в творчестве Ю.Лозы, в од ном из его первых концертов с группой "Примус" в 1983 г.

Первая песня концерта посвящена варианту телефонной любви. Герой, гуляя по весенней улице, встречает красивую девушку, просит у нее номер телефона. В последующие дни никак не может дозвониться, все время занято. Душевные переживания в связи с этим воплощаются (сублимируются, как бы сказали психоаналитики) в сочинение телефон-рока. Типичной чертой образа жизни является общение по телефону, психология которого очень отличается от непосредственного общения искусственной ситуацией задушевности. Наконец герой песни дозвонился и, как впоследствии оказалось, себе на беду. С того часа бесконечные звонки сводят с ума героя. Он готов рвать зубами провод и уже по совсем другой причине досочиняет телефон-рок. Картина мимолетных встреч, облегченных знакомств и неизбежных из-за этого ошибок, навязчивость девушек и беспардонная грубость парней, когда девушка перестает нравиться.

Другая песня стала быстро известной благодаря броской мелодии и содержанием бьющим в цель. Песня "Девочка сегодня в баре". Нарисована бытовая картина. 15-и летняя девушка ( это 9-й класс) с парнем стоит за стойкой и пьет коктейль, курит сигаре ту. По всему видно, что она бывает здесь не часто, но хотелось бы быть чаще. Ей нравится ,здесь праздничная атмосфера, на нее заинтересованно смотрят. Изо всех сил она стремится сделать вид, что она бывалая. Это вызывает ироническую реакцию у окружающих. Загадка песни, как и всего концерта в том, что очень неопределенно отношение авторов песни к происходящему. Вроде бы нарисована просто картинка, а вы уже сами смотрите: нравится, не нравится. Лишь одно, два слова из всей песни дает некоторое основание полагать, что у музыкантов тревожная забота о судьбе девушки. Мол пока ничего страшного, все в порядке, обычное дело вхождения во взрослую жизнь. Но важно не увлечься показной мишурой, ни в коем случае не позволять себе бездумности, не поддаваться полностью течению обстоятельств, контролировать себя. Ты теперь почти взрослая, как бы говорят авторы песни. Тебе думать и решать, что как и где делать.

Позиция авторов песни настолько не навязчива, что может быть просто не замечена. Авторы больше надеются, думаем, на силу самого факта обнаженного до своей действительной малопривлекательности и уязвимости для иронии. Авторы подталкивают своих героев к самоиронии, к скептической саморефлексии, Пожалуй иного, более сильного, имеющего внутреннее побудительное значение, метода не найдешь. Сам факт появления этого стиля жизни, говорит о полной безбоязненности данного слоя молодежи в отношении осуждения. Они пренебрегают им, чувствуя уверенность и силу новых критериев оценки стиля жизни Чрезмерное осуждение может при вести к двум тоже не весьма привлекательным состояниям: или без думному конформизму или к отчаянному экстремизму. Так оно в общем то и происходит. Очень и очень многие признаки говорят о приближающейся эпидемии молодежного экстремизма. "Мама дрожи, папа держись!"

Ещс одна песня продолжает тему телефон-рока. Но здесь уже картинка отношений молодых супругов. Молодой человек жалуется в песне , что ему все надоело в супружеской жизни: и сама супруга и ее родственники, и домашний уют. Но скрыться ему практически негде, разве на другой стороне луны. Но и там, думает он, най дет его жена и опять затянет в ненавистную семейную жизнь. "Устал я, ты надоела мне" истошно, истерично кричит герой песни. Грубые песни были и раньше. Откровенно грубили женщинам в песне и раньше. Новое то, что происходит эстетизация грубости. Когда грубые слова произносятся не в сопровождении подчеркнуто грубой, блатной мелодии, а в сопровождении красивой, привлекательной музыки, общепринятого эстетического образца, то эффект совершен но другой. Музыка как бы делает правомерной грубость. Правда, музыка не в полной мере общепринята. Ведь это рок-н-ролл и голос " рок-н-рольный", т.е. все-таки есть определенная отграниченность от общепринятого, но все же это не вульгарный мелос. Такое сопоставление текста и музыки нужно для того, чтобы под черкнуть факт изменения отношения к грубости. Это черта панк стиля: эстетизация безобразного. Вызывающая этическая дерзость сопровождается у панков продуцированием новых, а потому вполне достойных внимания эстетических форм: музыки, моды, изобразительной культуры. Что касается содержания песни, то оно может выглядеть естественным при взгляде на семейную статистику. Когда половина супружеских пар распадается не просуществовав и года, когда в больших городах на каждые 100 браков не менее 50 разводов, а в столицах, как правило , больше. Возраст вступающих в брак непрерывно уменьшается. Большая доля браков между молодыми людьми далеко не достигшими социальной зрелости, зависящими от родителей, не имеющими своего жилья и устойчивого собственного дохода. Вполне возможно широкое распространение такого стиля отношений между супругами, который представлен в песне. Любой призыв к нормальной семейной жизни вызывает у части молодежи истерическую агрессивность. Многие молодые супруги найдут в этой песне объекты для отождествления. Искусство продолжает выполнять свою функцию - быть духовным портретом реальности.

Еще одна песня о том, как молодой человек требует от мамы джинсы. Без джинсов он не желает вообще выходить из дома, а если это не поможет, то грозится убежать из дома. Он, впрочем, готов отказаться от джинсов, если мама купит ему дубленку.

Песня - апофеоз инфантильного потребительства. Молодого чело века не интересует есть у мамы деньги на джинсы ( в песне упоминается, что цена их дикая). А раз она воспринимается как дикая, значит в семье денег не так уж густо, а тем более на дубленку. Он терроризирует мать тем, что грозится убежать то есть расчетливо и коварно играет на любви матери к себе. 0 том, чтобы поработать, речи нет. Еще одна деталь: джинсы требуют не у папы. По-видимому его просто нет, это сейчас массовая ситуация. Или папа не родной, что тоже очень часто. Так или иначе отношение капризного старшего подростка и задерганной жизнью мамы стали частью темы литературы и искусства.

Есть единственная песня концерта, вызывающая симпатию к герою. В песне говорится о том, как молодой человек все свое свободное время занят сборкой самодельного автомобиля, ремонтом старого автомобиля. По этой песне можно судить о социальной среде, на которую ориентируется группа "Примус". Это среда старших школьников, учащихся ПТУ, молодых рабочих. Сфера интересов не интеллигентского плана. Свободное время посвящается футболу, ба рам, дискотекам, экстравагантному самостоятельному творчеству. Можно, конечно, изредка заглянуть в театр или кино. Но это не является привычкой, а так, если уж жена или подруга будет настаивать.