Смекни!
smekni.com

Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни (стр. 4 из 10)

Встречаются песни, освещающие разные типы семейных отношений. Надо признать, что есть песни, в которых выражается пренебрежительное отношение к девушкам - подругам героев песен. Рок культура демонстрирует здесь последовательное честное выражение конкретных чувств, без приукрашивания не вполне красивых, но реальных явлений, ситуаций, событий. Рок-музыкант становится перед выбором, либо лгать штампованными образами лирических героев, либо изобразить реальность часто встречающихся ситуаций, когда молодые люди не находят этически безукоризненных форм взаимоотношений. Здесь есть опасность эстетизации грубости, что является признаком контркультуры.

Но можно толковать эти явления и по другому. На самой своей грани, последним своим средством искусство стремится дать ярко, живое изображение безобразного и тем заставить ужаснуться, а значит подтолкнуть к очищению.

Тема музыки и танца в рок-песне и в ВИА стиле имеет разную функцию. Для ВИА - это просто источник развлечения. Для рок-пес ни эта тема звучит как самоутверждение жанра. ("Они играют жесткий рок, а мы у всей планеты на виду терзаем душу "Верасами"(ДДТ), "над нашей Северной Пальмирой звездой восходит русский рок"(ДДТ), "мертвые души, проснитесь, песня зовет вас и стих. Вслушайтесь, люди, быть может - это последний мой крик"(Черный кофе). В рок песне о "песне" активно подчеркивается её социальная роль, её серьёзность. Здесь отражается подвижничество музыканта, преодолевающего множество преград на пути к своей музыке.

Песни на социальную тематику ( прежде всего антивоенные, экологические) проникнуты страстной прямотой и тревогой. "На при лавках смерти всё давно готово, лишь дождаться, чтобы время "х" подошло, чтоб спокойно кнопку надавить, расколоть шар земной по полам: не вам и не нам"(Аэропорт), "Дымится воздух, высохли моря, земля дрожит и крошится порода, бежит о передышке не моля, моя полуразбитая природа" (Проба 1000), "на землю пришла усталость, нельзя ее избежать, матери шара земного устали солдат рожать... и даже металл бездушный, холодный, тупой металл оружием быть устал"(Круиз), "громче, голос поколенья: дайте завтра солнцу взойти, мы не хотим быть мишенями для тех, кто создал этот тир"(Телевизор).

К социальной тематике можно отнести песни, посвященные сов ременной технике, космосу. Термины "робот" ,"компьютер", "дисплей", "телевизор" не только сопровождают песню, но становятся темой.

Есть песни, иллюстрирующие те или иные социальные противоречия: коррупцию (Телефон), социальные различия между крупными и маленькими городами (ДДТ), имущественные различия между людьми и др. Рок-песня говорит о социально-политических и нравственных проблемах, стремясь придать им личностную интерпретацию. Дух преодоления судьбы, активное творчество жизни, тревога и пессимизм - вот типичные темы и интонации песен. Характерно стремление сформировать стратегическое, нацеленное на всю жизнь отношение к себе, к миру, к окружающим людям. И вот в этой точке происходит размежевание рок-групп по предлагаемой жизненной позиции. С точки зрения продуцируемого тонуса жизнедеятельности рок-группы условно можно подразделить на энергично-динамичные и астенические.

Общей совокупностью песен концерта группы формируют определенный морально-психологический импульс: созидательно преодолевающего направления у динамического подхода и пассивно-стоического направления у астенического подхода.

Для иллюстрации возьмем две группы ("Круиз" и "Воскресенье") для дальнейшего, более пристального анализа.

Психологической доминантой песен "Круиза" является тревога. Тревога за мир, за природу, за человека. Вот, антивоенная песня "... смысла нет, глупость и бред. Поджечь свой дом и на пожаре цыплёнка табака себе поджарить на обед. Глупость и бред...". Иногда звучит безотчетная тревога, как субъективное ощущение, состояние человека. "Не верьте тишине. Рассвет еще далёк Еще суровый мрак тревожен и глубок. В предтечье новых дней пусть праздничны огни, но чем-то черных птиц хотят спугнуть они..." Иногда тревога прячется за иронию. Вот песня о среднем человеке. Здесь ирония поднимается до острого сарказма. Под видом утверждения критикуется позиция маленького человека. По нашим наблюдениям, некоторые люди принимают текст буквально и готовы согласиться с позицией среднего человека соотнеся ее с собой. Значит автор песни был очень точен в выражении типичного жизнеощущения для какой-то части молодежи."... а я безлик, я средний человек, я - результат научных обобщений, в моей вполне нормальной голове нет места для раздумий и сомнений, я - средний чело век...".Здесь важен тон, развенчающий горделивость среднего человека. В песне нет высокомерного презрения к обычному человеку без претензий и больших достижений. Но отрицается бравирование своей посредственностью, презирается воинствующая средина. Ты можешь быть средним, подразумевается в контексте, но не надо этим гордиться и не надо этим ограничиваться.

Тема маленького человека не новая, но каждый раз она появляется в новом социальном контексте. Средний человек 70-х годов смирный, сытый и довольный. Резкое падение энергии жизненной устремленности замечено поэтом с чувством горестной иронии"... живу как все, не тороплю свой век и как мне повезло, что я не гений..." Ещё в начале века в социологии существовали две точки зрения на последствия индустриализации. Э. Дюркгейм, например, боялся, что непокорные желания наполнят человека ненасыщаемой страстью к приобретательству и материальным ценностям. Он рассматривал индустриализм, как то, что вызывает анархию, порождает беспокойство. Макс Вебер, напротив, боялся не социального беспорядка, но энтропии, безжизненности, недостатка стремлений, отсутствия страстной причастности. Именно об этой опасности говорит рок-песня. Ирония разрыхляет поверхностный, затоптанный слой проблемы и совершает выход к более глубокому ядру самосознания. Конструктивизм позиции "Круиза" заключается не только в ироническом разрушении стандарта, а и в стремлении выработать позитивную морально-психологическую позицию. "... в каждом серьезном деле кто-то обязан быть первым... Но далеко не каждый хочет мотать себе нервы..." Кто не каждый? Именно средний человек. Здесь сопоставляется готовность взять на себя первый удар, "бросить перчатку смерти" и трусливый уход в посредственность, желание быть тихим и довольным. В рок-песне четко слышен призыв, страстный и прямой, против безликости и социальной пассивности. Вот другая песня: "... Как скучно жить без светлой сказки, с од ним лишь холодом в груди... Как жизнь бледна без приключений, как жизнь без подвигов мертва и без высоких отвлечений душа, как раб без божества". Холод в груди, тихая жизнь, рабская душа - вот результат душевной лености. Об этом же песня на стихи Н.Заболотского "Не позволяй душе лениться..." Песня воспринимается, как вдохновляющий призыв. Не пассивно, лениво брать мир таким, ка ков он есть, а воспринимать его душой, эмоциональным напряжением, активно участвовать в преобразовании мира. Эта позиция не может быть выработана без внутренней борьбы с собой, без преодоления страха, сомнений, конформизма.

"Не мог поверить я, что всё так просто, не верил я, что можно вот так без крыльев за спиной подняться над самим собой..." Эпизоды нравственной жизни зачастую передаются в символической форме, в виде притч. Особенно это характерно для "Машины времени" - классики русского рока. Таких песен много и у "Круиза". "Пугал оскалом скал, желанный берег, который я искал, в который верил". Философический взгляд даже на обычные вещи углубляет перспективу восприятия жизни. Философичность - общая черта рок-песни начала 80-х. "... Но тем, чья жизнь - сплошная гонка, увы, не убежать от бед. Тогда как тело суетливо, покоя требует душа и, если хочешь быть счастливым, живи спокойно, не спеша". Конструктивная забота о цельности человека, о сохранении его общечеловеческих качеств. В одной из песен "Круиз" предлагает внести в красную книгу для особой сохранности, кроме редких птиц, зверей, рыб, также такие душевные качества, как доброту, тепло души, достоинство, честь. Забота о человеке включает заботу о среде его обитания. Экологическое сознание у современной молодежи обострено. Не удивительно, поэтому, появление песни "Послушай, человек!" С позиции гуманистического антропоморфизма музыканты от имени дерева обращаются к человеку иметь совесть и

прекратить расправу над своим верным другом." .Я больше, чем твой верный друг. Скажи, разве это даст тебе право вбивать в меня гвозди и ради забавы вписать в моё тело ножом свое имя, ломать мои ветки руками своими? Кто дал тебе право на эту расправу". Ответственность за судьбу природы, внутренняя обязанность быть доверенным души дерева - такова нравственная максима, предлагаемая песней.

Не все в творчестве "Круиза" ясно и просто. Искушенность и психологическую утонченность мы видим в песнях-снах. "Пробирался я куда-то, что-то локтем задевал. Чьи-то скорбные надежды мимоходом разбивал... уносили чьи-то муки... продавали у ларьков., вырастали чьи-то руки из могильных бугорков.. на пол сыпались стаканы, что-то звякало у ног, кто-то расставлял капканы, кто-то в них никак попасть не мог... стой, стрелять буду, огонь!". Песня сложная и длинная. Песня - спектакль. И хотя антураж у нес шуточный, таковой бы не хотелось ее назвать. Песня говорит о том, что тревога не оставляет автора и во сне. Специфика формы позволяет без особой логической мотивировки спресованно, эмоционально передать внутреннее настроение человека. Атрибутика черного юмора в песне - это самоиронический кураж. Текст предполагает большое поле значений, возможны различные толкования. Молодые слушатели демонстративно отказываются от толкования, уважая свою интуитивную зачарованность загадочными словами и образами песни. Текст же вполне прозрачно толкуется в терминах психоанализа.