Смекни!
smekni.com

Эволюция семейных ценностей средних слоев американского общества в XIX веке (стр. 11 из 19)

Преимущество американских высших школ заключалось в их количестве. По традиционным меркам, американцы были менее образованными. Но они создали новые критерии ценности образования [6 , 205-220].

Примечательной в этой связи была новая, более универсальная роль, которую играли женщины. Уже в начале XIX века, рост влияния средних классов и распространение грамотности, привели к улучшению положения в образовании женщин. Американки были более разносторонними, более активными, играли более активную роль, и в целом их деятельность вне семейного очага была более успешной [6 , 220].

Огромное расстояние, географическая и социальная мобильность, нехватка школ для детей представителей новых классов, расширили круг обязанности женщин, возложив на них ответственность за обучение членов семьи.

В 20—30-е годы XIX века/возник новый, гораздо более серьез­ный тип школ. Их основательницы, Эмма Уиллард, Катарин Би-чер и Мэри Лайон, стремились дать женщинам образование, ко­торое бы позволило им стать не только истинными республикан­ками, но и просвещенными педагогами. Таким образом, учитель­ская профессия расширила границы общественной деятельности женщин, — предпосылкой для этого послужило новое понима­ние семейного и морального долга.

Число образованных молодых женщин возрастало пропорци­онально повсеместному массовому спросу на учителей там, где граждане хотели овладеть грамотой. Так как женщины-учитель­ницы удовлетворяли растущие потребности нации в образовании с наименьшими экономическими затратами, учительская про­фессия стала преимущественно женской. Для советов попечите­лей и директоров школ с самого начала стало очевидным, что женщинам можно платить вдвое, а то и втрое меньше, чем муж­чинам. К 1830 году в одном из районов штата Массачусетс из каждых пяти школьных педагогов трое были женщинами. А к концу 1830 года каждая пятая белая уроженка Массачусетса в течение некоторого времени преподавала в школе! Определяю­щим событием, давшим толчок этому новому движению, стало предложение города Троя, штат Нью-Йорк, сделанное в 1821 году Эмме Уиллард, основать женскую гимназию — в ее распоряжение предоставлялись здание и группа помощниц. К тому времени [18,78] Уиллард стала горячей энтузиасткой женского об­разования, она считала, что ключ к процветанию новой респуб­лики — в возможностях, заложенных в женском характере, ко­торые могут должным образом реализоваться только в том слу­чае, если женщина получит настоящее образование. Она обога­тила идеал матери-республиканки, воспитывающей добропоря­дочных сыновей, образом женщины-педагога, наставляющей мальчиков и девочек на путь истинный. С 1821 по 1872 год из стен гимназии Уиллард вышло более двенадцати тысяч выпуск­ниц. Они-то, эти бывшие гимназистки, и составили основной кон­тингент женщин-педагогов от Новой Англии до крайнего Юга. Многие основали собственные женские академии. Типичным примером может служить Каролин Лайви. После окончания Тро­янской гимназии она вышла замуж за священника и поселилась с ним в Риме, штат Джорджия. Здесь она возглавила местную женскую академию, просуществовавшую долгие годы, где учи­лись пять тысяч девочек, которые изучали естествознание, язык и этику, воплощая в жизнь мечту Эммы Уиллард [18,78].

Еще более пылко, чем Эмма Уиллард, отстаивала взаимосвязь между семейным долгом и образованием Катарин Бичер. Она считала, что женское начало, роднившее всех женщин между собой, способно преодолеть классовые, географические и рели­гиозные различия, так как все женщины — духовные сестры, Веря в нравственное превосходство женщин, она полагала, что спасти нацию в моменты социальных катаклизмов могут образо­ванные женщины — матери и педагоги. Она восставала против эгалитаристов, боровшихся за предоставление женщинам поли­тических и экономических прав, и считала более целесообраз­ным политизировать семейные обязанности.

Мэри Лайон, основавшая гимназию в Маунт-Холиоке, внеслазначительный вклад в солидаризацию женщин на основе рели­гии и принадлежности к женскому полу и тем самым способст­вовала созданию новой формы финансирования школ и учите­лей. Она предложила открыть школу для девочек, «построенную исключительно на христианских принципах» и предназначенную для «тех, кто занимает скромное положение в обществе». Обращаясь к женщинам за финансовой поддержкой, она говорила: «Дело оказания помощи учителям — великое дело, и его необходимо осуществить, иначе наша страна погибнет, а мир так и останется под каблуком у мужчин», Люси Стоун, известная аболиционистка и защитница женских прав, вспоминала, что жен­щины, занимавшиеся в ее швейном кружке, сразу же откликну­лись на призыв Лайон. «Белошвейки, тратившие время и деньги на помощь мужчинам в получении образования, бросили иголки и, прекратив работу, заявили: "Пусть мужчины, чьи плечи шире, а руки сильнее, сами зарабатывают на образование, мы же упот­ребим свои куда более скромные возможности на то, чтобы обеспечить образование самим себе» [28,79].

Уиллард, Бичер, Лайон произвели революцию в образовании своего времени. В XIX веке мужчин и женщин, прошедших ту или иную школьную подготовку, было больше, чем когда бы то ни было раньше. К 1840 году 38% белых американцев в возра­сте от пяти до двадцати лет посещали школу. К 1850 году большинство белых женщин владели грамотой, что составляло рез­кий контраст с XVIII веком, когда около половины женщин не умели даже поставить подпись (и еще более резкий контраст с рабынями Юга, которым учиться читать и писать было запреще­но законом). Теперь многие женщины могли размышлять о сво­ем, месте и роли в обществе. Женщины заявили о своей миссии педагогов и социальных реформистов, и это выходило за рамки домашнего круга.

Растущее число женщин среднего класса начало приобретать в школах опыт сознательной жизни в период между детством и замужеством. Именно в высших школах и колледжах, особенно в пансионах, где они жили в атмосфере, которая стимулировала их способности и чувство женской солидарности.

2.3.2. Период середины XIX – конца XIX века

(после гражданской войны)

Некоторые женщины, глубоко убежденные в своем особом предназначении и будучи исключенными, из сферы профессио­нальной деятельности мужчин среднего класса, посвятили себя созданию женских профессий, которые впервые позволили женщинам среднего класса вести экономически независимый образ жизни. В 1870-е годы кампания по феминизации препо­давательской работы, проводимая под руководством Катарин Бичер, полностью увенчалась успехом. Потребность в учителях росла, и это поощряло женщин получать образование. В боль­шинстве штатов были учреждены школы для подготовки учителей, многие из которых затем влились в женские колледжи. На Юге черные женщины, такие, как Люси Лэни и Шарлотта Хоу-кинс Браун, возглавляли движение за учреждение институтов для черных женщин.

Другие женские профессии аналогично воспринимались об­щественностью в зависимости от того, насколько они были свя­заны с ведением домашнего хозяйства. Вслед за участием жен­щин в Гражданской войне в качестве медсестер в 1873 году были открыты школы по подготовке медсестер в Бельвью-хос-питал в Нью-Йорке, в Дженерал-хоспитал в Бостоне и Коннектикут-хоспитал в Нью-Хейвене. В 1890 году насчитывалось 35 таких школ. Выпускницы этих школ начали организовывать ассоциации и работать над введением единой системы подготов­ки и приема экзаменов. С возникновением бактериологии и при­менением антисептики поднялся научный уровень профессии медсестры. В то же время профессиональная гегемония терапев­тов расширила сеть больниц и научных центров, что в свою оче­редь повысило спрос на квалифицированных медсестер.

Отношения между врачом-мужчиной и медсестрой складыва­лись по принципу домашнего разделения труда, где роль женщи­ны была подчиненной. Между тем многие из женщин среднего класса, получивших образование за границей, работали почти полностью самостоятельно в сельских и рабочих районах. Их скрытый протест против нарождавшейся медицинской иерархии продолжался до начала XX века [18, 149-50].

Другие женские профессии были в зачаточном состоянии на­кануне 1890-х годов. Библиотекари, социальные работники, учителя музыки, подобно школьным учителям и медсестрам, воп­лощали свои домашние добродетели в общественных функциях, Они зарабатывали лишь половину, а то и меньше того, что пла­тили мужчинам в аналогичной сфере деятельности. Обычно жен­щины работали, пока были одиноки. После замужества они ос­тавляли работу и редко когда к ней возвращались. Многие, тем не менее, предпочитали замужеству активную социальную дея­тельность и общение в своем кругу. Несмотря на то, что их про­фессиональные возможности были ограниченны, впервые для незамужних женщин среднего класса экономическая независи­мость стала реальностью в связи с ростом системы профессионального образования.

К концу XIX века то множество университетов и колледжей, которое имела Америка, и та скорость, с которой они разрастались, были беспрецедентными. В США было 563 высших учебных заведения. К 1910 году их число составило около тысячи. Американские университеты стремились быть общедоступными, популярными и демократичными. Университеты и колледжи были местами обучения, где знания предметов и умение приложить их к делу, передавались тем, кому они потребуются в профессиональной деятельности.

Новый тип высшего образования появился в результате це­лого ряда обстоятельств, характерных для Америки. Достаточно любопытным является тот факт, что этому способствовало на­личие на Американском континенте пустующих земель, кото­рые совершенно неожиданно превратились в основное средство для строительства и жизнеобеспечения новых учебных заведе­ний. Так, благодаря тому, что федеральное правительство вла­дело землями, которые были достоянием всего американского народа, стало возможным создание «земельных колледжей», или «колледжей с земельным наделом». Хотя эти колледжи бы­ли лишь одним из типов американских высших учебных заведе­ний, они, безусловно, отражали новые веяния. Закономерным было также то, что идее нового высшего образования суждено было прийти не из великих восточных городов, над которыми витала тень Старого Света, а с Запада [5 ,610].