Смекни!
smekni.com

Понятие (стр. 3 из 6)

Внеположенность.

Понятия P и Qназываются внеположенными, если их объёмы полностью исключают друг друга (Рис.3). Можно сказать иначе: объёмы внеположенных понятий не содержат ни одного общего объекта, следовательно, область их пересечения образует пустой класс. Пример: «стол» и «торшер», «портфель» и «пишущая машинка», «ежедневная газета» и «еженедельная газета». Особый интерес представляют два частных случая

внеположенности -контрарность и контрадикторность. Этими отношениями связаны такие понятия, в содержании которых мыслятся взаимоисключающие, противоположные признаки. Степень противоположности признаков может быть различной.

Контрарными(противными) называются понятия, содержащие предельно противоположные признаки, выделенные на какой-то шкале оценок. Посредством контрарных понятий фиксируются два класса, занимающих крайние позиции в некоем упорядоченном множестве свойств, действий, состояний. Например: «старость - молодость», «горячий - холодный», «богач - бедняк». Контрадикторными(противоречащими) два понятия называются тогда, когда в содержании одного из них подвергаются отрицанию признаки, мыслимые в содержании второго. Поскольку при этом не выделяются некоторые полярные классы объектов, контрадикторность иногда характеризуют как ослабленную (в сравнении с контрарностью) противоположность. Таковы, например, пары понятий: «старость - не старость», «горячий - не горячий», «богач - не богач». Уже из приведенных примеров ясно, чем различаются контрарность и контрадикторность. Еще отчетливее это раз­личие демонстрируется при помощи графических схем. Сумма объемов контрарных понятий (рис.4) не исчерпывает некоего универсального класса, поскольку имеется, по край­ней мере, одно состояние или свойство, занимающее сред­нюю позицию между ними (применительно к приведенным примерам: «не-молодость и не старость, а средний возраст», «не горячий, но и не холодный, а теплый или прохладный», и т. п.).

Для контрадикторных понятий это среднее состояние или свойство исключено, сумма их объемов полностью ис­черпывает универсальный класс (рис.5). В самом деле, на­пример, понятие «не старость» относится ко всем периодам жизни, кроме старости (не только к молодости, но и к среднему возрасту). Поэтому оппозиция «старость - не старость» (в отличие от оппозиции «старость - молодость») исчерпывает все возрастные состояния. Любое из этих

состо­яний может быть отнесено к старости либо к не-старости.

Из сказанного ясно, что если дано какое-то понятие P, то образование контрадикторного по отношению к нему поня­тия осуществляется достаточно просто - посредством логи­ческого отрицания (не-P). Образование же контрарного по­нятия затруднено некоей не всегда очевидной шкалой оце­нок, в соответствии с которой можно было бы выделить группы объектов, занимающих в данной предметной области полярные позиции. Во многих случаях построение такой шкалы без каких-либо добавочных условий невозможно. В этом можно убедиться, пытаясь образовать контрарную оп­позицию для таких, например, понятий, как торшер, книга, техническое редактирование и т. п.

В языке противоположным понятиям соответствуют ан­тонимы - слова с противоположными значениями. Явление антонимии исключительно многообразно, оно далеко не­однозначно отражает виды логической противоположности. Например, на первый взгляд кажется, что только контрадикторность (но ни в коем случае не контрарность) связана в языке с применением отрицательной частицы «не» (рис.5). Но логическое и грамматическое отрицание - не одно и то же. При ближайшем рассмотрении обнаруживают­ся пары контрадикторных понятий, словесная форма кото­рых не включает явного отрицания, скажем: «холостой - женатый». В то же время так называемое лексикализованное (слитое со словом) отрицание чаще всего выражает не контрадикторность, а контрарность, как это имеет место, например, в оппозиции «красивый - некрасивый».

Сложность логических и языковых механизмов, регули­рующих отношения антонимии, с одной стороны, затруд­няет контроль над смысловыми свойствами текста. С другой стороны, эта сложность - показатель богатства языка, ис­точник совершенствования речи в плане

выразительности. Из литературных (стилистических в широком смысле слова) приемов, использующих антонимию, назовем антитезу, ос­нованную на художественном «столкновении» противопо­ложных (чаще всего контрарных) понятий, Эффект анти­тезы хорошо иллюстрируется следующими стихами М. И. Цветаевой: «Не люби, богатый, - бедную,/Не люби, уче­ный, - глупую,/Не люби, румяный, - бледную, /Не люби, хоро­ший, - вредную!».

Подчинение (подчинённость).

Если объем понятия Qцеликом входит в объем понятия Р и составляет его часть, то Р называется понятием, подчи­няющим QQ-понятием, подчи­нённым Р (рис.6). Отношение подчинения (подчинённости) связывает такие, например, понятия: «редакти­рование» и «техническое редактирование», «издание» и «газета», «стихо­творение» и «стихотворение П. А. Вяземского "Ухаб"». Область пересе­чения таких понятий совпадает с объемом подчинённого понятия.

Если оба понятия общие, то подчиняющее называют ро­довым (или просто родом), а подчинённое -видовым (про­сто видом). Из приведённых в предыдущем абзаце примеров первые два иллюстрируют родовидовое отношение: техни­ческое редактирование - вид редактирования, газета - вид издания. В третьем примере подчиненное понятие - еди­ничное, поэтому родовидового отношения здесь нет.

Следует подчеркнуть, что логическая квалификация ка­кого-либо понятия как подчиняющего или подчинённого (для общих понятий - родового или видового) не является жесткой и теряет свое значение за пределами определенной пары множеств. Это, видно хотя бы из следующего отноше­ния: «издание» - «газета» - «спортивная газета». Понятие, занимающее в этой цепочке среднюю позицию, подчинено предыдущему (и является для него видовым), но подчиняет последующее (и значит, становится в данном звене родо­вым). Вообще, отношения подчинённости (подчинения) могут охватывать неопределённо большое число понятий, например: «Спаниель» - «охотничья собака» - «соба­ка» - «животное» и т. д.

Отношения между неопределенно большим количеством понятий.

Если необходимо знать, какие отношения связывают не только два, но три, четыре, вообще, неопределенно большое число понятий, то по известному уже способу эта задача первоначально решается для каждой из имеющихся пар по­нятий, а затем полученные результаты сводятся в одну схему. Понятия Q, R, S(рис.7) связаны отношением внеположенности и в то же время подчинены Р. Такие понятия называ­ются соподчинёнными. Например, понятия «живопись», «графика», «ваяние» соподчинены понятию «вид изобрази­тельного искусства».

Нужно отметить, что с увеличением количества рассмат­риваемых понятий возрастают трудности в построении гра­фических схем, выражающих отношения между ними. Это и понятно: увеличивается число возможных областей пересечения классов, а значит, и тех «ячеек», которые должны на схеме соответствовать разным подмножествам.

Уже для четырех понятий, находящихся в отноше­нии перекрещивания, приходится прибегать к эллипсам, так как на круговых схемах некоторые из областей пересечения оказались бы утеряны. Например, отношение понятий «сту­дент», «спортсмен», «филателист», «москвич» изобразится схемой (рис.8). Можно насчитать 16 подмножеств, соот­ветствующих этому отношению: 1)студенты-спортсмены, за­нимающиеся филателией, и живущие в Москве; 2) студенты-спортсмены, занимающиеся филателией, но не живущие в Москве; 3) студенты-филателисты, живущие в Москве, но не занимающиеся спортом, …, 16) люди, не являющиеся ни студентами, ни спортсменами, ни филателистами, ни москви­чами.

Общая характеристика операций с понятиями.

Логические операции с понятиями- это такие действия, посредством которых из одного, двух или большего числа понятий образуется новое понятие. Иными словами, это действия, позволяющие определённым образом преобразо­вывать некоторые заданные множества.