Смекни!
smekni.com

Проблема жизни в философии (стр. 7 из 11)

Подводя итог рассмотрению всех возможных трактовок понятия жизнь, можно выделить, по крайней мере, четыре различных исключающих друг друга варианта:

I. Жизнь как некая возвышенная одухотворенная категория, внутреннее духовное начало, моральная, нравственная или этическая категория; это есть упорядоченное состояние духа (религиозный аспект).

II. Жизнь как иррациональное жизненное начало, абсурдное состояние материи либо духа (нигилисты, ряд направлений иррационализма).

III. Жизнь как способ существования материи, своего рода состояние материи (многие материалисты).

IV. Наконец, жизнь как отношения, а не состояние, причем отношения, естественно, могут возникать в сфере личностной, субъектной, которая, как известна, носит нематериальный характер, т.е. относится скорее к духу, нежели материи.

Последний вариант более импонировал экзистенциалистам, а также мыслителям, бесконечно далеким от экзистенциалистов, но объединенных с ними неким уровнем, при котором акцент делается не на состояние, а на отношения, – речь здесь идет о создателях и сторонниках системного анализа (например, Л.Берталанфи, Н.Винер). При системном анализе обычно рассматривается не столько сама система, состоящая из компонентов, сколько связи, возникающие между компонентами; скажем, биологический вид определяется не по тому, как особь выглядит, а по тому, что ее привязывает к другим аналогичным особям, что ее с ними объединяет, роднит. Т.е. рассматривается не видимое, а невидимое (нематериальное), не состояние, а отношения. Кстати, и синергетика во многом основана именно на системном анализе. Естественно, жизнь при таком подходе также не воспринимается в качестве какого-либо состояния, жизнь здесь может считаться лишь отношениями – тем, что определяется исходя из взаимодействия сторон.

Н.Винер, автор книг о кибернетике, так определял жизнь: "Жизнь представляет собой непрерывное взаимодействие между индивидуумами, а не просто способ существования, протянутый в вечность" ("Я – математик". – М., "Наука", 1967, с.314). Любопытно, что тот же Винер по-своему определял и информацию, а ведь информация – это именно то, с чем имеет дело кибернетика: "Информация есть информация, а не материя и не энергия". Это в какой-то степени пересекается с мыслью Вернадского: "Жизнь – это не вещество, не материя и не энергия…" Можно ли в таком случае считать жизнь информацией? А информацию – жизнью? Ведь в конце концов только живое способно к восприятию и обработке информации, и именно это позволяет ему жить. В любом случае и информация и жизнь относятся к чему-то нематериальному (и характеризуются отношениями), поэтому идея о некоем "одушевляющем начале", о некой "жизненной силе", которая, естественно, нематериальна, видимо, не настолько примитивна, как ее пытались представить диалектические материалисты в СССР.

Если исходить из тезиса о появлении в перспективе метанауки, метафилософии, объединяющей в себе все достижения человеческой мысли, то идея о синтезе на определенном этапе (уровне) материализма и идеализма не представляется столь абсурдной. В конце концов если материализм явился отрицанием идеализма, то по закону отрицания отрицания в самом материализме заложено его закономерное устаревание, во всяком случае, в сложившихся формах. Материальное (видимое, внешнее) вполне можно рассматривать в единой увязке с нематериальным (невидимым, внутренним), поэтому жизнь вполне может определяться и как информация, как отношения – при условии включения в это определение характеристик жизни, данных учеными-биологами, тем же Волькенштейном. Состояние и отношения суть неразрывны, отсюда – понятие жизни может быть более сложным, чем считали философы прошлого. Важно понимание, что застывших формулировок жизни нет, и они принципиально не могут быть созданы, ибо все течет, все изменяется – от уровня к уровню, все выше, все развитей, все совершенней.

В этом плане представляет интерес взгляд на проблему жизни американского писателя и ученого Л.Р.Хаббарда, которого из-за создания Церкви сайентологии многие западные философы по существу подвергли обструкции. Учение Хаббарда далеко не такое простое. Непонимание, возможно, возникло из-за того, что Хаббарда нельзя отнести ни к материалистам, ни к идеалистам; его работы, во многом спорные, носят экспериментальный характер. Исходная посылка этого автора такова: все живое подчиняется только одной команде: выживай! Но выживание здесь имеется в виду уровневое, по уровням: для более низких уровней выживание – это чисто физиологический процесс, для более высоких – процесс творческий, т.е. выживание есть активность, деятельность, движение вообще, включая активное творческое созидание. Жизнь – это радость, зона удовольствия (для высших уровней под удовольствием понимается все многообразие мира высоких ощущений), смерть – боль (и физическая, и душевная, т.е. стрессы, шоки, весь болевой опыт). Живое отталкивается от боли и стремится к удовольствию. Это происходит по четырем направлениям, названным Хаббардом динамиками: для себя самого (эго), для своей семьи и детей (секс), для своей группы и, наконец, для человечества в целом (ощущение, что ты есть прежде всего Человек). У разных людей разные динамики развиты в разной степени, но полноценная, гармоничная, сбалансированная личность живет полнокровно по всем четырем динамикам, не выделяя среди них приоритетные, т.е. в идеале они четыреедины. Здесь, при таком подходе, мы имеем дело и с т.н. "вертикальной" структурой жизни – по всем ее возможным направлениям, или динамикам, и "горизонтальной" – в уровневом, этажном разрезе.

Человек, по Хаббарду, – дух, духовное существо, что, естественно, не отрицает и телесную оболочку. Духовное первично, но дух формирует тело, т.е. от нашего внутреннего состояния зависит и состояние организма (психосоматика). Можно сказать так, перефразировав древних: "При здоровом духе – здоровое тело". Все живое имеет свой дух (потенциальную ценность, которая, естественно, может быть у кого-то больше, у кого-то меньше, но это, правда, воспринимается нами всегда субъективно); единица жизни – имеется в виду нематериальная, внутренняя, сидящая в живом, – тетан. Жизнь как таковая статична, т.е. в целом она не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего (подобно энергии или, скажем, электрическому току, которые также либо есть, либо их нет), но формы воплощения жизни – динамичны. Жизнь может проявляться лишь в каждой отдельно взятой форме, и эта форма бесконечно изменяется, изменяется и биологический вид, к которому относится форма, т.е. сама конкретная форма находится в постоянной динамике. Неживая природа воспринимается как низшая материя; принцип "выживай!" для нее формулируется как "существуй!" (или "будь!"), что, в общем-то, одно и то же, только последняя формулировка относится к низким уровням. Жизнь как статика вездесуща, и если она иногда прерывается, то только для того, чтобы вид в целом получил новый, еще более усовершенствованный набор характеристик для выживания; таким образом, смерть рассматривается как частный, но необходимый фактор жизни, способствующий повышению ее жизнестойкости.

Здесь, в такой идеологии, смерть является частным случаем жизни.

Развивая по-своему взгляды Хаббарда, один из авторов данной статьи в упомянутой выше работе выделяет три составные части команды "выживай!": необходимость питания ("питайся!"), безопасности ("защищайся и нападай!"), размножения ("позаботься о потомстве!"). Но это – лишь для более простого, отнюдь не высокого уровня, например, для животных. При повышении по уровням составные части команды остаются неизменными, но, так сказать, наполняются новым, расширенным содержанием. Главная цель живого, живой системы, например человека – активность, деятельность, постоянное движение ("питайся!" – в переносном плане это нужно воспринимать как духовное и физическое наполнение, потребление энергии для того, чтобы поддерживать и реализовывать свою энергию, поглощение в себя всего, что дает мир, с целью постоянного роста и утверждения себя в этом мире). Но активность может оставаться активностью лишь в случае ее сохранения ("безопасности": "защищай свою активность и атакуй, т.е. внедряй ее в окружающий мир!"), а также при условии ее постоянного воспроизводства ("создавай новую активность вновь и вновь, т.е. все время увеличивай ее, созидай, твори, чтобы изменять этот мир и иметь в нем свое место!"). Т.о., для высших уровней мы имеем структурно тот же набор команд в составе команды "выживай!", но качественно он иной, более глобальный по содержанию, ибо предполагает: 1) деятельность, 2) сохранение деятельности и 3) воспроизводство деятельности.

Поскольку команда "выживай!" действует по четырем направлениям (для себя, своей семьи, своей группы и человечества в целом), то соответственно деятельность, или активность, ее сохранение и воспроизводство будет осуществляться по каждому направлению – динамике, и внутри каждой динамики существуют свои уровни реализации команды "выживай!" и ее составных частей. Полноценная личность сбалансирована не только по четырем динамикам, но и воспринимает как целое деятельность, сохранение деятельности и воспроизводство деятельности – для по-настоящему высоких уровней это все едино.

Все живое, всякая живая система – любого уровня – заботится о реализации своей, присущей и понятной ему (ей) деятельности, ее сохранении и воспроизводстве. Эта триада характерна для клеток, простейших, растений, насекомых, животных – в приемлемой для них форме. Эта триада характерна и для человека, о чем уже говорилось. Эта триада характерна также для групп людей и организаций, поскольку и они являются системами (пример с фирмой или производственным коллективом: цель их – производить, поддерживать производство и расширять его; пример с обществом или государством: цель – обеспечивать свое существование, т.е. проявлять активность, сохранять дееспособность, т.е. защищать свои институты, и, наконец, воспроизводить деятельность, т.е. развивать сферу экономики, соцобеспечения и т.п.). У человека также есть цель: двигаться, проявлять активность, деятельность, в т.ч. в форме созидания, творчества, реализации себя там, где он себя найдет, по каждой из динамик. Т.е. у каждого человека есть миссия, и цель – выполнение этой миссии. Так реализуется "желание быть великим" (по Фрейду) или чувство собственной значимости, причастности. Если мы говорим не об отдельном человеке, а о семье, то и цель семьи будет аналогичной: выжить (в расширенном понимании слова) в этом мире, причем мужчина будет в большей степени выполнять функции сохранения, защиты и безопасности, а женщина – функции воспроизводства. Но и то, и другое – разные стороны суть одного, чтобы система в целом как организм могла функционировать. Даже религия использует по-своему такую триаду: в христианстве, например, есть Бог-Создатель, который создает, т.е. воспроизводит, Бог-Спаситель, который сохраняет и укрепляет, и Бог-Дух Святой, который наполняет человека желанием жить и творить, возвышает его в вере, делает неуязвимым для дьявола и причастным к Царству Божьему; все три ипостаси являются разным выражением суть одного целого. О триаде богов в некоторых других религиях, например индуизме (всеобщее начало Брама, хранитель Вишну и разрушитель – с целью расчистить путь новому – Шива), также общеизвестно.