Смекни!
smekni.com

Философия. Проблемно - тематический курс (стр. 2 из 10)

Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем ?

Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем, называют­ся агностиками. Наиболее ярким примером агностицизма является религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы утвердить примат веры над разумом.

Почему же вопрос от отношении мышления к бытию является основным? Потому что от сути его решения берут свое начало не только все иные проблемы собственно философии, но и обще­теоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук, пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни.

Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отно­шении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу вы­ражается емко и просто: общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание, которое будучи производно, в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на это бытие.

Идеализм же в этом вопросе занимает прямо противоположную позицию, различаясь лишь трактовкой природы движущей силы - то ли его является бог, то ли объективный мировой дух, то ли идеи исторических личностей.

4. Проблема пространства и времени.

Для обыденно-житейских представлений пространство и время нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное. Но если задуматься над тем, что же все-таки пространство и время, то возникают сложные вопросы, напряженно обсуждавшиеся в истории философии и естествознания. В настоящее время нель­зя решить их без опоры на достижения современной науки.

Каждый объект характеризуется своеобразной "упаковкой" входящих в него элементов, их расположенностью относительно друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме того, каждый объект занимает какое-то место среди других объ­ектов, граничит с ними.

Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть про­тяженными, занимать место среди других, граничить с другими

объектами, - выступает как наиболее общие характеристики

пространства. Если их абстрагировать из действительности, от­делить от самих материальных объектов, то мы получим предс­тавление о пространстве как таковом. К универсальным свойс­твам пространства можно отнести протяженность, единство пре­рывности и непрерывности.

Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, посколь­ку сама материя дифференцирована, структурированна. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на эле­менты, связанные между собой, то понятие пространства не име­ло бы смысла.

Материальный мир состоит не только из структурно расчле­ненных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам, стадиям. Одна стадия по сравнению с дру­гой может поступать быстрее или позже. Такие особенности про­цессов характеризуются понятием длительности. Сравнение раз­личных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процес­сов и рассмотреть отношение длительностей как некоторые са­мостоятельные признаки процессов, то мы получаем представле­ние о времени как таковом. Всеобщие свойства времени - дли­тельность, неповторимость необратимость.

Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени

не имело бы смысла.

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная органи­зованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это формы бытия материи, и только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших клас­са: субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, кото­рые существуют сами по себе, независимо от материальных объ­ектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и про­ходят различные процессы. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. Встречалась она также в древней филосо­фии, например, представление древнегреческих философов-анато­мистов (Демокрит, Эпикура) о пустоте неявно предполагало кон­цепцию субстанциальности.

Точка зрения на субстанциальный характер пространства мо­жет разделяться как материалистами, так и идеалистами. Это зависит от того, как решается вопрос об объективности прост-

ранства. Если оно понимается как объективно существующая ре­альность, то это точка зрения материализма. Например, метафи­зические материалисты XVII - XVIII столетий понимали прост­ранство как объективно существующую независимо от человека и его сознания субстанцию, которая не зависит от материи. Идеа­листы тоже могут представлять пространство как особую субс­танцию, но порожденную сознанием, как своеобразное состояние субстанции духа, его модификацию.

В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Од­ним из наиболее ярких представителей ее был Г.В.Лейбниц, по­лемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время

- это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как ма­териалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концеп­цию развивал с позиции идеализма. С позиций материалистичес­кой реляционной концепции подходит к рассмотрению пространс­тва и времени диалектический материализм. Он считает их объ­ективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочти­тельности реляционного материалистического подхода к понима­нию пространства и времени. В этом плане в первую очередь на­до выделить достижения физики ХХ века. Специальная теория от­носительности, построение которой было завершено А.Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире прост­ранственные и временные интервалы меняются при переходе из одной системы отсчета к другой. Старая физика считала, что если системы отсчета движутся равномерно и прямолинейно отно­сительно друг друга ( инерциальное движение ), то пространс­твенные интервалы ( расстояние между двумя близлежащими точ­ками ), и временные интервалы ( длительность между двумя со­бытиями ) не меняются.

Теория относительности эти представления опровергла, вер­нее, показала их ограниченную применяемость. Оказалось, что когда речь идет о движениях со скоростями, близким к скорос­тям света, то изменение пространственных и временных интерва­лов становится заметным. При увеличении относительной скорос­ти движения системы отсчета пространственные интервалы сокра-

щаются, а временные растягиваются.

Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно- временных отношений материального мира. Она выявила глубокую связь между пространством и време­нем, показав, что в природе существует единое пространс­тво-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции.

Для описания и понимания мира необходима их совместность, что легко установить, анализирую даже ситуации повседневной жизни. В самом деле, чтобы описать какое-либо событие, недос­таточно определить только место, где оно происходило, важно еще указать время, когда оно происходило. Специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой прост-

ранства и времени как форм бытия материи.

Философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу материалистического реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и вре­мя объективны, их свойства зависят от характера движения ма­терии, связаны с движущейся материей.

Идеи специальной теории относительности получили дальней­шее развитие и конкретизацию в общей теории относительности, которая была создана Эйнштейном в 1916, году. В этой теории было показано, что геометрия пространства-времени определяет­ся характером поля тяготения, которое, в свою очередь, опре­делено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства ( его отклонение от евклидовой метрики ) и замедление хода времени. Здесь пространство, время, материя и движение оказываются ор­ганично сплавленными между собой.

5. Проблема происхождения жизни на Земле.

Жизнь - форма существования материи, закономерно возникаю­щая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые организмы

отличаются от неживых обменом веществ ( непременное условие

жизни ), раздражимостью, росту активной регуляции своего сос­тава и функций, и различными формами движения, приспособлен­ностью к среде и так далее.

Специфика живых объектов и жизненных процессов может быть оха­рактеризована в аспекте как их материальной структуры, так и

важнейших функций, лежащих в основе всех проявлений жизни.

Все известные ныне живые объекты имеют в своем составе два основных типа биоматериалов: белки и нуклеиновые кислоты

( ДНК и РНК ).

С глубокой древности и до нашего времени было высказано бессчетное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Все их многообразие сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения.