Смекни!
smekni.com

Философия. Проблемно - тематический курс (стр. 7 из 10)

Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемо­го критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистичес­кой формы общественного прогресса.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что чело­веческое общество - это прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия об­щественного прогресса развития самого человека.

Важнейшим аргументом в пользу такого критерия обществен­ного прогресса является то, что говорит о поступательном раз­витие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о раз­витии людей, составляющих человеческое общество, их общест­венных и индивидуальных сил, способностей, задатков.

Отмечая несомненно достоинства такого подхода, позволяю­щего измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества - людей, нельзя не отметить ряд сложностей, возникающих при практическом исполь­зовании данного критерия в качестве общесоциологического.

16. Проблема личности в обществе и в истории.

Усиление внимания к проблеме личности явилось и следстви­ем бурного развития психологической науки, в частности соци­альной психологии, открывшей закономерности социального пове­дения человека.

Проблема личности в марксистско-ленинской теории является составной частью более общей проблемы. Марксизм впервые раск­рыл социальную сущность человека, который предстал целостным существом в единстве его темной, психической и социальной сторон при определяющем влиянии на все стороны человеческой жизнедеятельности его социальной сущности. Движение от харак­теристики личности как выражение социально значимых свойств к ее анализу как меры социальности есть движение от сущности "первого порядка" к более глубокой и скрытой от непосредс­твенного наблюдения сущности. Только совокупность этих трех моментов дает достаточно точное определение "личность".

Научная теория личности позволяет объяснить не только ро­довое понятие "человек", но и единичное - "индивидуальность"

Личность есть общее, социально-классовое в индивиде, ха­рактеристика социально-типических черт.

Сами люди - это живые личности. Они формируются общест­венными отношениями, присваивая их как свою социальную сущ­ность.

17. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство?

История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ее вопросов, сам предмет и задачи. Предметом эсте­тики на современном этапе истории является весь мир, рассмат­риваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.

Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности че­ловека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закреп­ляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Природа эстетического и его многообразие в действитель­ности и в искусстве, принципы эстетического отношения челове­ка к миру, сущность и закономерности искусства - таковы ос­новные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

В своих выводах эстетика опирается на художественную практику и на ее осмысление в истории, теории искусства и критике. Для нее важны конкретно-всеобщие положения, т. е. не пустые абстракции, а обобщения, вбирающие в себя опыт мирово­го искусства.

В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном искусстве, исследует происходящее, природу, законы социально­го бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в кото­рой есть не только эстетическое содержание, но и художествен­ная концепция мира и личности, а также образ, наполненный оп­ределенным идейно-эмоциональным смыслом.

Функции искусства.

1.Общественно-преобразующая функция. (искусство как дея­тельность). Все планы искусства как деятельности в совокупнос­ти обеспечивают общественно - преобразующее воздействие ис­кусства на деятельность. Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

2. Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение. Оно является средством просвещения (пе-

редача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков

мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Поз-

навательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она

наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством

познания мира, и способом самопознания личности.

3. Функция предвосхищения ("кассандровское начало", или искусство как предсказание).

4. Информационная и коммуникативная (искусство как сооб­щение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и

его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории

эстетики. На коммуникативном плане основывается его современ­ное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобще­ния индивидуального опыта отношений и индивидуализации об­щественного опыта.

5 Воспитательная функция. ( Искусство как катарсис; фор­мирование целостной личности).Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика - политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

6. Внушающая функция (воздействие искусства на подсозна­ние). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобраз­ное, почти гипнотическое воздействие художественного произве­дения на человеческую психику.

7. Эстетическая функция (искусство как формирование твор­ческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства.

- формировать эстетический вкусы, способности и потреб­ности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.

- пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

8. Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это - свободное владение художником сложным и мно-

гообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная

соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с

человечеством - выявление их эстетической ценности. В -

третьих, это гармония формы и содержания. В-четверных, это

упорядоченный художественный мир, построенная реальность по

законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчест­ву, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой ас­пект художественного творчества.

Эстетические категории - это не только более обобщенное понятие, охватывающее собой более широкий круг жизненных яв­лений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эс­тетических противоречий, предшествующее звено между несопос­тавимыми сторонами общечеловечески значимых противоречий.

Современная система эстетических категорий включает в се­бя следующие основные типы:

1. Метакатегория (эстетическое).

2. Категория эстетической деятельности - аппарат анализа эстетического освоения мира.

3. Категории эстетических свойств и отношения искусства к действительности - аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства.

Секрет красоты - секрет жизни. Тайна красоты тревожит че­ловечество на протяжении веков. Множество суждений о ней было высказано в истории.

Все многообразие теоретических концепций прекрасного мож­но свести к пяти парадигмам.

Первая парадигма. Прекрасное есть печать или воплощение бога в конкретных вещах и явлениях.

Вторая парадигма. Действительность эстетически нейтраль­на, источник ее красоты в душе индивида. Красота - результат интернационального восприятия предмета субъектом.

Третья парадигма. Прекрасное - результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его практи­ческими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной жизни.

Четвертая парадигма. Прекрасное - естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, форма, и т. п.

Пятая парадигма. Прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые общественным производством в сферу интересов человека и обретающие положительную цен­ность для человечества как рода, очеловечивание трудом и ставшие сферой свободы, т. е. сферой владения человеком дейс­твительностью.

18. Проблема происхождения, сущности и функции религии.

Религию, как и любое социальное явление, нельзя объяснить из естественной природы человека, ибо социальное никогда не сводимо к биологическому и не может быть объяснено биологи­ческими законами.

С возникновением условий для сознательного управления об­щественным развитием подрываются социальные корни религии. Для его развития необходимо строго научное объективное знание законов развития природы и общества. Следует подчеркнуть, на­учное понимание сущности религии требует не только признания ее социальной природы, но и материалистического объяснения общества.