Смекни!
smekni.com

Философия. Проблемно - тематический курс (стр. 3 из 10)

Сторонники теории биогенеза полагали, что все живое про­исходит только от живого. Их противники защищали теорию абио­генеза. Они считали возможным происхождение живого их неживо­го.

Многие ученые средневековья допускали возможность самоза­рождения жизни. По их мнению, рыбы могли зарождаться из ила,

черви из почвы, мыши из грязи, мухи из мяса и так далее. Про­тив теории самозарождения в XVII веке выступил флорентийский врач Франческо Реди. Положив мясо в закрытый горшок Ф.Реди доказал, что в гнилом мясе личинки мясной мухи не самозарож­даются.

В XVIII веке теорию самозарождения жизни продолжал защи­щать немецкий математик и философ Г.Лейбниц. Он и его сторон­ники утверждали, что в живых организмах существует особая " жизненная сила ". По мнению виталистов " жизненная сила " присутствует всюду. Достаточно лишь вдохнуть ее, и неживое станет живым.

Споры между сторонниками биогенеза и абиогенеза продолжа­лись и в ХХ веке.

Гипотеза А.И.Опарина. Наиболее существенная черта этой гипотезы - постепенное усложнение химической структуры и мор­фологического обмена предшественников жизни на пути к живым организмам.

Большое количество данных говорит, что средой воз­никновения жизни могли быть прибрежные районы морей и океа­нов. В концентрированных растворах белков, нуклеиновых кислот могут образовываться сгустки ( концерваты ). Они способны ад­сорбировать различные вещества.

Концерваты - это еще не живые вещества, но у них уже есть рост и обмен веществ с окружающей средой. Возникновение кон­церват - одна из стадий развития преджизни.

Концерваты притерпели длительный отбор на устойчивость структуры.

Устойчивость была достигнута за счет ферментов. Наиболее важным этапом в происхождении жизни было возникновение меха­низма воспроизведение себе подобных и наследования свойств предыдущих поколений. Нуклеиновые кислоты, способные к само­воспроизведению, стали контролировать синтез белков, опреде­ляя в них порядок аминокислот. А белки - ферменты осуществля­ли процесс создания новых копий нуклеиновых кислот.

Таким образом жизнь на Земле возникла абиогенным путем. (В настоящее время живое происходит только от живого.)?

Дарвин в " Происхождении видов " так определял основные законы, лежащие в основе возникновения всех форм жизни: " Эти законы в самом широком смысле - Рост и Воспроизведение, Нас­ледственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведе­ния, Изменчивость зависящая от прямого или косвенного дейс­твия жизненных условий и от упражнения или неупражнения, прогрессия размножения, столь высокая, что она ведет к борьбе за жизнь и ее последствию - Естественному Отбору...". В целом обобщение Дарвина сохраняет силу и поныне, а его основные за­коны жизни сводятся к двум, еще более общим. Эта способность живого ассимулировать получение из вне вещества, т.е. перест­раивать их, уподобляя собственным материальным структурам, и

за счет этого многократно воспроизводить их.(репродуцировать)

" Запись " наследственных свойств, т.е. кодирование приз­наков организма, осуществляется с помощью ДНК и РНК, хотя в процессе репродукции непременно участвуют и белки-ферменты. Таким образом, живой является не отдельная молекула ДНК, бел­ка или РНК, а их система в целом. Реализация многогранной ин­формации о свойствах организма осуществляется путем синтеза согласно генетическому коду различных белков, которые благо­даря своему разнообразию и структурной пластичности обуслав­ливают развитие различных физических и химических приспособ­лений живых организмов. На этом фундаменте в процессе эволю­ции возникли непревзойденные по своему совершенству живые уп­равляющие системы. Таким образом, Жизнь характеризуется высо­коупорядоченными материальными структурами, которые составля­ют живую систему, способную в целом к самовоспроизведению.

Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических ком­понентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем упоря­доченности структурной и функциональной, в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетическая экономич­ность живого результат высочайшей упорядоченности на молеку­лярном уровне.

Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, т.е. являются открытыми системами. При этом в отличии от неживых систем, живому присуща способ­ность к упорядочению, к созданию порядка из Хаоса. Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счет повышения энтропии в окружающей среде, так что в целом про­цесс повышения энтропии продолжается.

Жизнь на Земле представлена громадным числом организмов, которые постоянно связаны со средой, т.е. с другими организ­мами и с неживой природой. Жизнь произвела глубочайшие изме­нения в развитии нашей планеты, создала на Земле особую оболочку - биосферу.

6. Проблема происхождения и сущности сознания.

В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наи­более острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшего субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшего параллельное существование парал­лельное существование материальной и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив, всякий материализм, претендующий на принципиальную последователь-

ность, с неизбежностью должен был взять на себя задачу объяс­нить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материи как к причине "самой себя", со всеми своими свойствами.

Основоположники диалектического материализма (Спиноза, Ф. Энгельс) всегда подчеркивали мировоззренческое значение воп­роса о сущности сознания, его роли и месте в системе мирозда­ния для последовательного проведения принципа материалисти­ческого монизма, т. е. учения о материальном единства мира.

Диалектико-материалистическая философия формирует исход­ные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, че­ловеческого сознания. Энгельс подходит к вопросу об атрибу­тивности сознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развер­тывания содержащихся в самом основании материи возможностей. Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания.

7. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?

Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самих разнообразных отношениях, свя­зях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бес­конечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое - цепи, в своем глубинном основании нигде не разорван­ной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории философии даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не "побеспокоив" всего мироздания. Вселен­ная по Г.Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движе­ние в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии.

Обычно связь определяется как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и яв­ления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу.

Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Существуют многообразные типы и виды связей. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. С точки зрения различных форм движения материи в области неор­ганической природы существуют механические, физические и хи­мические связи, предполагающие взаимодействия либо через раз­личные поля, либо путем непосредственного контакта. В живой природе существуют более сложные связи - биологические, кото­рые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межви­довых отношениях особей, а также их отношениях с внешней сре­дой. В общественной жизни связи еще более усложняются, обра­зуются производственные, распределительные, семейные, межлич­ностные, национальные, государственные и прочие связи. Однако

связи существуют не только между предметами в пределах данной

формы, но и между всеми ее формами, как бы образуя единый

"клубок".

Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимо­действия является специфическая и универсальная категория - развитие. В мире нет ничего окончательно завершенного: все находится в пути к иному. А тот или иной тип связей и взаимо­действий образует определенное направление этого пути: откуда и куда. Принцип движения материи как способа ее существования в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам общую идею развития мира.

Развитие есть необратимое, определенно направленное и за­кономерное изменение материальных и идеальных объектов, при­водящее к возникновению нового качества. Качание маятника - пример движения, а рост ребенка - пример развития.

Развитие - это двойной процесс: в нем старое уходит, а новое приходит, утверждая себя не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязатель­но, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшест­вующего. Если новое качество превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития, если оно в том или ином от­ношении уступает старому, то налицо регрессивная тенденция развития. Регресс, также как и прогресс, необратим, т. е. на любой стадии регресса появляется новое качество, не сводимое к предшествующим состояниям.