Смекни!
smekni.com

Концепция человека в древнем Китае (стр. 6 из 6)

шийся выше символ "постоянного ума" человека, даосы характеризовали

такого рода образ действий и позицию как "полировку зеркала"

(с.145). Они считали, что после этой "полировки" человек "достигает

гармонии с естественностью вещей".

Отныне что бы с ним ни случилось, т.е. какие бы перемены на него

не воздействовали, он будет рассматривать все как нечто предопреде-

ленное "дао", и воспринимать это с тем же самым послушанием, с каким

он воспринимает распоряжения родителей. Единственная трудность, ко-

торая может встретиться человеку на этом пути, сопряжена с последней

предопределенной ему переменой ─ смертью, но и в этой ситуации пра-

вильность указанного пути не может быть подвергнута сомнению. Но за-

то способный воспринять смерть как предопределенное со стороны "Дао"

изменение нынешнего положения человек конечно же окажется тем более

способен адаптироваться к любой ситуации, с которой ему придется

столкнуться: он будет знать, что сам он не может изменить естествен-

ный ход событий и придать ему желаемое направление.

Достижение человеком состояния, в котором он проявляет способ-

ность к описанным выше терпимости и адаптации, даосы характеризовали

как "девственную чистоту ума" (с.145). Но способность к достижению

этого состояния, которое они квалифицировали также как "постижение

внутреннего Дао", даосы тесно связывали с умением человека отказать-

ся от присущих ему желаний и от использования своего "оценочного

ума" . При этом они считали, что желания у человека перестают возни-

кать именно тогда, когда ему удается подавить в себе деятельность

"оценочного ума". А "внутреннее Дао" они рассматривали как единс-

твенный значимый аспект "син" человека. Или можно сказать наоборот:

"син" у даосов ─ это "дао", находящееся внутри человеческого индиви-

да.

Даосы подчеркивали, что, с их точки зрения, чем в большей степени

человек оказывается способным "забыть" свой "оценочный ум", тем ус-

пешнее он продвигается вперед по пути "постижения в себе внутреннего

Дао". Подавление же человеком деятельности своего "оценочного ума"

означало для даосов прежде всего отказ от использования качественных

характеристик всех объектов универсума, включая человека, поскольку

в этом случае акцент, как считали даосы, делался на различиях между

объектами, а эти различия квалифицировались даосами как относитель-

ные и эфемерные.

Даосские идеи о природе человека включали в себя категорическое

отрицание тезиса о неизбежности существования социальной иерархии.

Люди, которых даосы представляли как "образцовое" воплощение добро-

детелей, обозначались у них понятиями, не несшими в себе никакого

социального оттенка "Небесный человек" ("тянь жэнь"), "духовный че-

ловек" ("шэнь жэнь"), "подлинный человек" ("чжэнь жэнь"). Вознаграж-

дением для даосского мудреца, который "выявляет" в себе свое "дэ",

является его осознанный союз с Единым.

В даосской мысли были представлены два аспекта названного союза:

интеллектуальный и физический. Интеллектуальный аспект сводился к

осознанию того, что все объекты универсума связаны чем-то воедино,

т.е. что, во-первых, все эти объекты произошли от одного общего ис-

точника, а во-вторых, в основе всех претерпеваемых этими объектами

перемен лежит единый управляющий этими переменами принцип. Причем

этот принцип продолжает действовать и после того, как конкретные

объекты уже прекращают своё существование. Тем самым указанный прин-

цип представляет собой стержень всего универсума.

Физический аспект сводился к установлению даосскими мудрецами

контактов между тем "ци", из которого состояли они сами, и тем, ко-

торое заполняло собой весь остальной универсум. Контакты эти уста-

навливались даосскими мудрецами путем контроля над собственным дыха-

нием. У даосов считалось, что в результате этого контроля "ци", из

которого состоит человек, "соединялось" с "ци" универсума. Не сов-

сем, правда, ясно, что именно происходило при названном "соедине-

нии". Можно лишь предположить, что имелось в виду следующее: и в

универсуме, и в человеке "ци" состоит из начал "инь" и "ян", но если

в универсуме между этими началами царит гармония, то у человека эта

гармония может оказаться нарушенной; контроль же над дыханием позво-

ляет восстановить эту гармонию и тем самым восстановить и связь меж-

ду "ци" человека и "ци" универсума. Похоже также, что при этом име-

лось в виду существование какой-то связи между объединением "ци" да-

осского мудреца с "ци" универсума и достижением этим мудрецом состо-

яния "девственной чистоты" собственного ума, в котором последний

уподоблялся зеркалу: ум человека достигал указанного состояния имен-

но в результате того, что он получал возможность "соединиться" с из-

начальным "ци".

Процесс "моделирования" человеком своего поведения по "Дао" или

по "дэ" заключал в себе у даосов два аспекта позитивный и негатив-

ный. При этом негативный аспект сводился к понятию "возвращение":

имелось в виду, что человек должен в течение своей жизни приближать

свое "возвращение" к первоисточнику, которое происходит в момент его

смерти. Делает же он это путем формирования "пустого ума", который

аналогичен "пустоте" "Дао". Считалось, что в процессе формирования

"пустого ума" происходит "возвращение" человека от состояния "чело-

веческого знания", которое характеризуется склонностью к вынесению

качественных оценок и выделения качественных различий, к состоянию

"отсутствия знаний" ("у чжи"), "отсутствия желаний" ("у юй") и "от-

сутствия интересов" ("у сы").

"Дао", напоминали даосы, действует не ради достижения каких-либо

целей. Когда "Дао" даёт жизнь всему сущему, то акция эта не предс-

тавляет собой никакого целенаправленного действия. И подобно тому

как "Дао" не преследует никаких целей своими действиями в универсу-

ме, поведение человека тоже не должно преследовать никаких целей.

Деятельность "оценочного ума" человека, связанная с вынесением ка-

чественных оценок и установлением качественных различий, порождает,

подчеркивали даосы, в поведении человека целенаправленные действия.

Человек же, который подражает "Дао", должен так же, как и "Дао",

проявлять незаинтересованность и безразличие.

Естественным состоянием человека даосы считали состояние младен-

ца, характеризующееся отсутствием всякой целенаправленной реакции на

воздействие внешних факторов. Достичь же этого состояния человек мо-

жет, как считали даосы, только с помощью своих собственных усилий ─

всякая помощь извне не только не способствует достижению этой цели,

но и, наоборот, лишь задерживает естественное развитие всего процес-

са.