Смекни!
smekni.com

Традиции и новаторство в творчестве символистов, акмеистов, футуристов (стр. 4 из 6)

грудь, кто иглой на разорванной карте отмечает свой дерзостный

путь>. Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

У Северянина мы встречаем знакомый по акмеистическим мани-

фестам тезис о <первобытности>, который, кстати сказать, был

высказан им ранее акмеистов:

Я с первобытным неразлучен,

Будь это жизнь ли, смерть ли будь.

Северянину тоже надоели <дурманы>, от которых его душа -

стремится <в примитив>.

Особенно большое место в творчестве поэтов акмеистического

направления занимает тема любви. Если в прошлой литературе с

этой темой связывались большие идеи; если современник акмеистов

В. Маяковский в поэме <Облако в штанах> наряду с трагедией любви

показал трагедию человека в капиталистическом обществе; если у

Блока тема любви дается в плане его и идейно-философских по-

исков, то у поэтов акмеистического направления любовь дается в

чисто физиологическом аспекте. Один из разделоав книги Кузмина

<Сети> называется <Любовь этого лета". Изображенная в ней любовь

сведена до будничного эпизода , чужда каких-либо возвышенных

стремлений и эмоций:

Вы, и я, и толстая дама,

Тихонько затворивши двери,

Удалились от общего гама.

Я играл вам свои <куранты>.

Поминутно скрипели двери.

Приходили и модницы и франты,

Я понял ваших глаз намеки.

Мы вместе вышли за двери.

В поээзии акмеистов не только отбрасывались или крайне

сужались общественные явления, не только выпадал человек с его


- 16 -

многообразными переживаниями, но даже природа выступала в эсте-

тизировайном, преображенном виде. И человек и природа в твор-

честве акмеистов даются в субъективном преломлении. Гумилев не-

даром писал, что < не в объекте, а в субъекте лежит основание

длй радостного любоваиия бытием>. Разумеется, исходя из этого

принципа, невозможно дать верное, объективное отражение действи-

тельности. Нарочито подчеркнутый <вещизм > восприятия мира на

самом деле оборачивается как субъективизм. В творчестве О. Ман-

дельштама субъективизм образов доведен до виртуозности. Вещи,

предметы даются в связях и закономерностях, понятных лишь самому

поэту. Связь с миром, декларируемая Мандельштамом, на самом де-

ле' является призрачной, так же как призрачен и изображаемый им

мир. Вот характерные строки:

Что если над медной лавкою,

Мерцающая всегда,

Мне в сердце длинной булавкою

Опустится вдруг звезда?

Такими причудливыми, ирреальными выступают явления <обык-

новенной> жизни в восприятии Мандельштама.Поэзия Мандельштама

глубоко индивидуалистична , резко противопоставлена <толпе>. По-

эт создал образы, выражающие капризную, причудливую игру вообра-

жения. Субъективное восприятие явлений жизни приводит его к сво-

еобразному поэтическому солипсизму. Не только окружающая

действительность сомнительна, но столь же сомнительно и сущест-

вование самого поэта.

Я блуждал в игрушечной чаще

И открыл лазоревый грот.

Неужели я настоящий

И действительно смерть придет?

Характерно, что уже в одном из ранних стихотворений

(1908) поэт не только декламирует, что он <от жизни смертельно

устал> идейно, но художественно, сближаясь с поэзией симво-

листов. Довольно часто в его стихах встречаются абстрактно-сим-

волиские образы: <таинственные высоты>, <тайный план>, "сне-

постижимый лес>, <природа - серое пятно>, <душа висит над безд-

ною проклятий>> и т. д.Даже в приятии мира поэтом есть что-то

надрывное, ущербное:

Я так же беден, как природа,


- 17 -

И так же прост, как небеса,

И призрачна моя свобода,

Как птиц полночных голоса.

Я вижу месяц бездыханный

И небо мертвенней холста;

Твой мир болезненный и странный

Я принимаю, пустота!

Лишь в немногих стихах тех лет Мандельштам выходит в ре-

альный мир, и тогда его поэтические образы становятся не просто

густо средством выражения субъективной игры впечатлений, а

выступают в их конкретности. Вот одно из стихотворений 1913 г.

В спокойных пригородах снег

Сгребают дворники лопатами;

Я с мужиками бородатыми

Иду, прохожий человек.

Мелькают женщины в платках,

И тявкают дворняжки шалые,

И самоваров розы алые

Горят в трактирах и домах.

Алексанандр Блок в статье об акмеистах писал: <Настоящим

исключением среди них была одна Анна Ахматова; не знаю, считала

ли она себя <акмеисткой>; во всяком случае, <расцвета физических

и духовных сил> в ее усталой, болезненной, женской и самоуглуб-

ленной манере положительно нельзя было найти> Здесь правильно

отмечена главная, доминирующая черта поэзии Ахматовой раннего,

<акмеистического> периода ее творчества. Принимая <данный мир> и

изображая его в жизненной конкретности, она видит его мрачным,

несущим печать обреченности.

Здесь все то же, то,же, что и прежде,

Здесь напрасным кажется мечтать.

В доме, у дороги непроезжей,

Надо рано ставни запирать.

Тихий дом мой пуст и неприветлив.

Он на лес глядит одним сукном.

В нем кого-то вынули из петли


- 18 -

И бранили мертвого потом.

Был он грустен или тайно весел.

Только смерть - большое торжество.

На истертом красном плюше кресел

Изредка мелькает тень его.

Болезненная самоуглубленность поэтессы часто выражается в фор-

ме лирической исповеди:

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет , невидимый для нас.

Тема любви, которой Ахматова уделяет основное внимание, Также

носила характер болезненного надрыва:

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

В этих афористических строках декларируется своеобразное

единство темы лмбви и смерти.Другого разрешении тема любви и не

могла найти в ахматовской поэзии тех лет. Любовь побеждает

смерть, когда поэт прокомкается сознанием единства человека с

миром. Она приобретает болезненный характер, когда в интимных

чувствованиях и переживаниях человек ищет спасения от бурь

действительности. Очень <предметно>, ярко и своеобразно раскры-

вает поэт мир щенской души. Такие бы темы Ахматова ни брала, она

разрабатывает их в интимно-бытовом плане, и даже элементы мисти-

ки, имеющиеся в ее стихах,даются в сниженном, "жизиенном" прояв-

лении. Религиозные мотивы, которым Ахматова, так же как и Гуми-

лев, отдает известную дань, выступают также в бытовом плане.

Я научилась просто, мудро жить,


- 19 -

Смотреть на небо, и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

иногда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной,но прекрасной.

Религиозные аксессуары входят в конкретный быт, естественно

соединяясь жизненными впечатлениями и лмбовными переживаниями:

Высокие своды костела

Синей, чем небесная твердь,

Прости меня, мальчик веселый,

Что я принесла тебе смерть.

3а розы с площадки круглой,

За глупые письма твои,

За то, что, дерзкий и смуглый,

Мутно бледнел от любви.

Интимность переживаний Ахматовой находит специфическое выра-

жение в описании предметов домашнего обихода. В отличие от дру-

гих поэтов этого направленйя, ей чуждо натуралистическое любова-

ние вещами. У нее вещь несет, если можно так выразиться, эмоцио-

нальную нагрузку, всегда служит раскрытию идеи стихотворения.

Через деталь идеи становится непосредственно доходчивой, зри-

тельно ощутимой. Картина далекого прошлого например, воспроизво-

дится в следующих строках:

В ремешках пенал и книги были.

Возвращалась и домой из школы.

Эти липы, верно, не забыли

Нашу встречу, мальчик мой веселый.

Душевныевные переживания также передаютси через предметы:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку иадела

Перчатку с левой руки.


- 20 -

Показалось, что много ступеней.

А я знала: их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил; со мною умрите

Так лаконично и образно характеризуется состояние душевного

смятения. Ахматова создала вполне земную поэзию чем кто бы то ни

было из акмеистов она преодолела разрыв между поэтической и раз-

говорной речью. Она чуждается эстетического украшательства,

стремится к обиходной речи, к простым словам, избегает нарочитой

усложненности образа, даже редко прибегает к метафоре. Многие

стихи Ахматовой воспринимаются как своеобразный интимный днев-

ник.

Отмеченная Блоком <целеустремленность> манеры Ахматовой прида-

ет ее стиху отчетливо выраженное индивидуальное своеобразеи.

Многие стихи носят характер задумчивой беседы:

Ты письмо мое, милый, не комкай,

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно,

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монащенка я.

Лаконизм и четкость поэтической мысли принимают афористи-

ческую форму. Вот характерные примеры:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

Или:

Сколько просьб у любимой всегда,

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.