Смекни!
smekni.com

Традиции и новаторство в творчестве символистов, акмеистов, футуристов (стр. 6 из 6)

сами указывали, что к реализации своего главного лозунга -

<самобытного слова> - они шли <различными путями>.

Футуристы демонстрировали свою беззаботность по части

идей,выступали за освобождение поэтического слова от идейности;

но это вовсе не мешало тому, что каждый поэт-футурист вырожал

свои вполне определенные идеи.

Если взять два крайних полюса футуризма - Северянина и Мая-

ковского, то легко себе представить, насколько была широка амп-

литуда идейных колебаний внутри этого течения.

Но и это еще не раскрывает всей глубины идейных противоречий

футуризма. Отрицание города и капиталистической цивилизации у

Хлебникова принимало совершенно иные формы, нежели, например, у

Каменского. У раннего Хлебникова мы видим ярко выраженные славя-

нофильские тенденции, тогда как Каменский противопоставляет го-

роду старую Русь, тяготеет к крестьянскому фольклеру. Тяготение

к фольклору можно отыскать, у Хлебникова и у Крученых, но у них

это значительно менее отчетливо выражено и вовсе не определяет

главного направления их творчества в ранний период. Антиурбанизм

Хлебникова сказался во всей его поэтике; в его "зауми" мы видим

стремление возродить старорусские языковые формы, воскресить ар-

хаическйе обороты. Вот характерное четверостишие из поэмы Хлеб-

никова <Война - смерть>:

Немотичей и немичей

Зовет взыскующий сущел

Но новым грохотом мечей

Ему ответит будущел.


- 26 -

Хлебников призывает ради поиска языковых форм уйти в средневе-

ковье, в глубь русской истории, перешагнуть через Х1Х век, нару-

шивший самобытность русского языка. <Мы оскорблены искажением

русских глаголов переводными значениями,- пишет он в одном из

своих манифестов в 1914 году. - Мы требуем раскрыть пушкинские

плотины и сваи Толстого для водопадов и потоков черногорских

сторон русского языка>. Поэтическое славянофильство Хлебникова

органически чуждо Маявскому, отразившему в своем раннем твор-

честве содержание и темп современной городской жизни. Но Мая-

ковский в то же время осуждает хозяев современного города, про-

тестует против капитализма, коверкающего и уродующего челове-

ческую личность.

Литература буржуазного декаданса демонстрирует резкий разрыв с

традициями реалистического искусства, в котором утверждается

примат содержания над формой, в котором форма соответствует со-

держанию. Все "модернистские" течения провозгласили искусство <

чистой формы>, которое должно освободиться от <плена> содержа-

ния. Такой <плен> они считали гибельным для искусства. Придавая

форме самодавлеющее значение, нарочито усложняя ее, подчиняя

свои художественные поиски не задаче раскрытия содержания, а

стремлении выразить причудливые субъективные переживания, дека-

денты, акмеисты и футуристы тем самым лишалали форму ее ясности,

пластичности, жизненности. Вот почему их стихи нередко превраща-

лись в причудливую игру звуками, теряли сваи коммуникативную

функцию.

В статье <Без божества, без вдохновенья> (1921) А. Блок, давая

оценку акмеизму и его роли в литературе, отметил черты, присущие

всей литературе декаданса: <...Н. Гумилев и некототорые другие

<акмеисты>, несомненно даровитые, топят самих себя в холодном

болоте бездушных теорий и всяческого формализма; они спят непра-

будным сном без сновидений; они не имеют и не Желают иметь тени

представления о русской жизни и о жизни мира вообще; в своей по-

эзии (а следовательно, и в себе самих они замалчивают самое

главное, единственно ценное: душу. Если бы они все развязали се-

бе руки, стали хоть на минуту корявыми,неотесанными,даже уродли-

выми и оттого больше похожими на свов родную, искалеченную, сож-

женную смутой, развороченную разрухой страну! Да нет, не захотят

они и не сумеют, они хотят быть знатными иностранцами, цеховыми


- 27 -

и гильдийскими, во всяком случае, говорить с каждым и о каждом

из них серьезно можно будет лишь тогда, когда они оставят свои

<цехи>, отрекутся от формализма, проклянут все <эйдологии> и

станут самими собой>.

Ратуя за независимость формы в поэзии, модернисты лишали ее

высокого назначения - доступности массам и тем самым обрекали

свое творчество на камерную замкнутость. Так, оборотной стороной

распада содержаиия являлся распад формы, котярую не могли спасти

ни талантливость и мастерство одних авторов, ни виртуозность и

словесные ухищрения других... Деятели декаданса утверждали путь

лженоваторства, ибо подлинное новаторства предполагает создание

такой новой формы, которая бы полнее и всестороннее выражала но-

вое содержание. Сила реалистического искусства в том, что оно

утверждает форму как выражение содержания, объективно отражающе-

го действительность. Этой силы лишено искусство декаданса,ибо

оно проповедует <оригинальность> в отрыве от реальной жизни и

превращает эту оригинальность в оригинальничанье. Писатели дека-

данса рьяно выступали пратив <копирования> действительности на-

туралистами, обвиняя натуралистов в отказе от эстетического вме-

шательства в жизнь. Однако эту черту, действительно присущую на-

турализму, они ложно приписывали реализму, совершенно сводя на

нет принципиальную разницу между реализмом и натурализмом. Поэты

и прозаики декаданса весьма своеобразно, по-своему понимали сам

принцип эстетического вмещательства в жизнь - они или подменяли

жизнь отвлеченной эстетической идеей, или эстетски обыгрывали

случайныв явлени, действительности, конструируя их в соот-

ветствии с субъективным стремлением в <миры иные>. Если они и

создавали картины жизни,то зыдуманные, ничего общего не имеюшие

с реальной действительностью.

Первоэлемент литературы - язык символисты превратили в

средство беспредметной игры звуками, рифмами, аллитерациями,

ассонансами, прокладывая тем самым путь <зауми> футуристов. Так,

<поиски> модернистов, ратующих за художественность формы, на са-

мом деле приводнли к распаду формы и содержания. Поэты декаданса

негативно подтвердили правильность слов В. Г. Белинского: "Когда

форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно,

что отделить ее от содержания - значит уничтожить само содержа-

ние, и наоборот; отделить содержание от формы - значит уничто-

жить форму."


- 28 -