Смекни!
smekni.com

Становление теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX-ХХ веков (стр. 3 из 6)

Ситуация изменилась, когда распространение получила христианская идея равенства верующих перед Богом, что нашло свое отражение и в философии средневековья. Однако по мере вовлечения в общины знатных и богатых людей идея равенства стала отходить на задний план и считаться малосущественной. В религиозных институтах, как и во всей социальной жизни, меньшинство, обладающее властью, богатством и авторитетом, обрело господствующие позиции, тогда как большинство верующих получило лишь второстепенные роли; духовные положения стали позволять и оправдание социального неравенства, и пренебрежительное отношение к холопскому, «подлому» сословию. Как идущее от природы и имеющее божественное предустановление социальное неравенство рассматривается и в эпоху Возрождения, что характерно, например, для работы Николая Кузанского «О мире веры». Ряд глубоких мыслей о «массе простонародья» высказал Н.Макиавелли. Однако его интересовал преимущественно мир «властителей», тогда как народная масса рассматривалась как аморфный и пассивный объект властных воздействий. В социальной практике слова «простонародье», «толпа», «чернь», «масса» многие века привычно, как и в древности, употребляются как синонимы.

В преддверии Великой французской революции. Ж.А. Кондорсе высказывает методологически важную мысль о том, что «для истории отдельных лиц достаточно собрать факты, а история массы людей может опираться только на наблюдение, чтобы их выбрать, чтобы уловить их существенные черты, нужны уже знания и почти столько же философского образования, как и для того, чтобы их умело использовать». Однако социальные потрясения в Европе, в ходе которых революционные массы вышли из под контроля господствующих слоев, на время отодвинули на задний план эти идеи и установки. И все же в эпоху Просвещения жизнь простых людей становится объектом более пристального внимания философов. Но даже в призывах бороться с несправедливостями существующего социального порядка (Ж. Мелье, Ж.-Ж. Руссо) по отношению к простонародью преобладает покровительственная интонация. Избавление для зависимых и угнетенных простолюдинов, с точки зрения философов, придет «сверху» от влиятельных и просвещенных индивидуумов. Именно их деятельности придается первостепенное значение при осмыслении общественных процессов. Достаточно типична здесь позиция И.Г.Гердера: «Бог творит на земле через избранных, через людей, превосходящих большинство».

В своих работах И. Кант доказывает, что человек есть животное, которое нуждается в господине, который заставил бы его подчиняться общепризнанной воле. Самая трудная задача состоит в том, считает философ, что верховный господин сам должен быть справедливым и оставаться человеком для других людей, однако природа вверила человечеству только приближение к этой идее; удел «толпы» - смирение для собственной же пользы. По Г. Гегелю, всемирная история совершается в той высокой сфере, где действуют выдающиеся люди, и для которой образ мыслей простолюдинов, их воля и действия не имеют значения. Поэтому и в философии, полагает он, не должны раздаваться скучные жалобы на отсутствие личных добродетелей, сострадания и моральных принципов у выдающихся личностей. В философских сочинениях продолжало отражаться то обстоятельство, что социальная природа народной массы на протяжении веков не претерпевала серьезных изменений. Во все времена масса была призвана самим укладом жизни создавать необходимые условия для расцвета дарований «избранного» меньшинства. Даже мыслители, считавшиеся прогрессивными, радикально настроенными, выражали согласие с таким положением дел. Не следует жалеть «о двадцати поколениях немцев, потраченных на то, чтобы сделать возможным Гете», напротив, необходимо радоваться тому, что «псковский оброк дал возможность воспитать Пушкина» (А.И. Герцен).

Но в XVIII–ХIX вв. европейское «простонародье» идет на революционное разрушение феодально-сословного строя и установление демократического общественного порядка, что становится предметом философского осмысления. Возрастание социальной активности масс в сочинениях Э. Берка, Ж. де Местра, А. де Токвиля, И. Тэна, С. Кьеркегора, Я. Буркхарда, Ф. Ницше рассматривается как бунт «варварских» толп против аристократии, который ведет к разрушению вековых устоев общества и установлению диктата «посредственного» большинства. Согласно Э. Берку, новые правящие слои, прикрываясь «маской чистой демократии», утверждают власть «вредной и подлой олигархии». Б. Констан отмечает, что люди, растворенные в «толпе», почти не осознают оказываемого ими негативного влияния на человеческую цивилизацию. А. де Токвиль подвергает критике интеллектуальные предпосылки революционных преобразований. Приветствуя европейские революции и исходя из представления о вечном противоборстве двух антагонистических классов, серьезное внимание феномену масс уделяет К. Маркс, считая вместе с тем излишней глубокую теоретическую разработку понятия «масса» из-за «неопределенности ее предмета». Первые опыты осмысления революционных событий в Европе подготовили почву для перехода к систематическому изучению массовых общностей.

Таким образом, эволюция философской мысли характеризуется повышенным интересом мыслителей к изучению деятельности выдающихся личностей и господствующих общественных групп при одновременном незначительном внимании к осмыслению жизни подчиненных и зависимых социальных слоев. Второстепенную роль масс в общественной жизни философы считают нормальным явлением. Поэтому специальное изучение жизнедеятельности массовых общностей многие века не проводилось, хотя отдельные философы высказывали те или иные положения по их поводу или даже предлагали начать их изучение, однако в целом исторически сложившееся положение дел в данной исследовательской области сохранялось до конца XIX века.

Во втором параграфе «Идейно-теоретические предпосылки философских исследований массовых общностей во Франции и Италии» выясняется научный приоритет ряда мыслителей в области изучения феномена масс и устанавливаются идейные истоки творческой деятельности создателей первых концепций массовых общностей. Показано, что первые попытки систематического изучения массовых общностей проводились в общем русле философского познания с использованием некоторых подходов и методов зарождавшихся психологии и социологии. Основные результаты этих исследований изложены в трудах Г. Лебона, Г. Тарда и С. Сигеле, которые стали исходным пунктом становления и развития современных теоретических представлений о массовых явлениях и процессах. Первые исследователи массовых феноменов создали концептуальную модель социального анализа, обладающую большой объяснительной силой (С.Московичи). Созданные в ХХ веке новые теоретические подходы к изучению массовых явлений отличаются значительным разнообразием, однако все они в той или иной степени несут на себе отпечаток влияния первых разработок в этой области (Г.К. Ашин).

В диссертации показано, что первую развернутую и содержательно насыщенную концепцию «массы» («толпы»), которая в ХХ веке определила наиболее продуктивные направления разработки теории массовых общностей, создал французский философ и психолог Г. Лебон (1841-1931). Именно он в наибольшей степени воспринял и творчески обогатил как имевшееся философское знание о человеческих массах, так и плодотворные идеи других создателей данного исследовательского направления, чему способствовал характер творческой эволюции мыслителя. В своих ранних исторических работах автор, по его словам, пытается глубже «проникнуть в интимную психологию народов». Далее он переходит к более широкому, философскому осмыслению изучаемых общественных явлений, что нашло свое отражение в трудах «Человек и человеческие общества» и «Эволюция цивилизаций». Первая концепция массовых общностей содержится в труде Г. Лебона «Психология толп» (1895), который включает в себя «Психологию народов» и «Психологию масс». В этих сочинениях, как и в «Психологии социализма» (1898), автор в широком общественно-историческом контексте стремится доказать неприемлемость и порочность идеи социального равенства, что проявляется и при анализе жизнедеятельности массовых общностей. Особое внимание Г. Лебона приковывает массовое поведение людей в период Великой французской революции.

Отстаивание своей творческой независимости сочетается в творчестве Г. Лебона с участием в идейной полемике того времени. Его антисоциалистические убеждения выявляются даже при оценке трудов античной философии. Особую ответственность он возлагает на Платона, которого считает автором первой социалистической «доктрины коллективизма», зато высоко ценит Аристотеля за присущий его трудам дух индивидуализма. В значительной мере виновным за революционные потрясения в Европе признается Ж.-Ж. Руссо. В качестве творца новых «коллективистских» теорий предстает К. Маркс, который для масс, согласно мыслителю, фактически является «первосвященником» новой религии. Выступая одним из первых критиков марксизма, Г. Лебон отмечает, что «обольстительная» для масс идея социализма укрепилась в массовой душе, что способно привести к разрушению многовековых основ общества.